Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России на современном этапе, её сущность, основные составляющие и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и основные цели внешнеэкономической политики;
- определить виды внешнеэкономической политики;
- выявить цели и принципы внешнеэкономической политики России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………..…………………….48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

     Основными задачами в отношениях с США будут  укрепление взаимодополняемости экономик двух стран, в том числе в сферах энергетики и транспорта, финансов, обеспечение доступа к американским технологиям и компетенциям, продвижение российских товаров, услуг и инвестиций на рынки США.

     Канада. Приоритетными направлениями российско-канадского сотрудничества будут развитие проектов в сфере энергетики, в отдельных отраслях промышленности и сферы услуг, налаживание взаимодействия в реализации уникального транзитного потенциала обеих стран путем организации арктических морских и трансполярных авиационных маршрутов, которые могут стать кратчайшим связующим транспортным звеном между экономиками Северной Америки и Евразии.

     3.2.5. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна

     Страны  Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также располагают разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний. Ведущий партнер России в Латинской Америке - Бразилия - имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, становится крупной энергетической державой.

     Активизация сотрудничества со странами Латинской и Центральной Америки будет осуществляться преимущественно по следующим направлениям:

     1. Укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.;

     2. Расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строительства объектов «под ключ» и для организации сборочного производства по российским лицензиям товаров, оказание услуг в рамках строительства промышленных и энергетических объектов;

     3. Развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;

     3. Создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельхозпродукции;

     4. Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации;

     5. Развитие взаимодействия с региональными интеграционными объединениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским сообществом.

     3.2.6. Страны Ближнего и Среднего Востока и Африки

     Основная  цель внешнеэкономической политики в регионе – выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники.

     Основные  направления взаимодействия:

     1. Участие в проектах геологоразведки и добычи углеводородов, а также создание трубопроводной сети (Турция, Израиль, Иран, Алжир);Создание на территории стран региона сборочных производств российской машиностроительной продукции и содействие развитию промышленной кооперации;

     2. Сотрудничество в области атомной энергетики, обеспечение условий для внедрения российских ядерных технологий и услуг по строительству АЭС (Турция, Египет, Алжир, Марокко, страны Персидского залива);

     3. Создание транспортного коридора «Север-Юг», развитие железнодорожно-паромного маршрута по Каспийскому морю;

     4. Участие в строительстве сети железных дорог (Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Алжир, Ливия).

     Африка, являясь быстроразвивающимся регионом, представляет стратегический интерес для российской экономики, в том числе как источник природных ресурсов, рынок для реализации инвестиционных проектов и рынок сбыта продукции машинно-технического экспорта. Спецификой Африки является также наличие большого числа беднейших стран, нуждающихся в оказании помощи развитию, в том числе в рамках глобальных инициатив («Группа восьми» и др.).

     Приоритетами  внешнеэкономической стратегии  в этом регионе являются:

     1. Разведка недр, добыча, транспортировка нефти, обустройство и эксплуатация месторождений, приобретение газовых, нефтяных, урановых и бокситовых активов (Ангола, Нигерия, Судан, ЮАР, Намибия и др.);

     2. Строительство энергетических объектов – гидроэлектростанций на реке Конго (Ангола, Замбия, Намибия, Экваториальная Гвинея) и АЭС (ЮАР, Нигерия);

     3. Создание плавучих АЭС, обеспечение участия ЮАР в международном проекте создания центра обогащения ядерного топлива в России;

     4. Строительство железных дорог (Нигерия, Гвинея, Ангола);

     5. Создание российских торговых домов для продвижения и техобслуживания российской машинно-технической продукции (Нигерия, ЮАР).

     Как для регионов Ближнего и Среднего Востока, так и для Африки актуальна задача участия российских компаний в приватизации промышленных активов, в том числе созданных с технической помощью бывшего СССР (Иран, Турция, Марокко, Нигерия, Гвинея, Ангола).

       Таким образом, можно сделать вывод разработанная в 2008 году стратегия определяет ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития.

     Принципы и цели внешнеэкономической политики Российской Федерации также определены и в концепции.

     Прослеживается  тенденция увеличения, в 2011 году, внешнеторговый оборот России. Важнейшими партнерами России в экономической, политической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в целом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки.

     Особенностью  внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 года,  стала фиксация впервые за последние годы отраслевых и географических приоритетов внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Выявленные  тенденции развития системы международных  экономических отношений обуславливают важную роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности. В качестве основной формы государственного регулирования выступает внешнеэкономическая политика, которая формируется под воздействием реализации на практике интересов политических партий и социальных групп общества с учетом особенностей развития мирового сообщества.

     Под внешнеэкономической политикой государства следует понимать осуществляемую на основе выбранных приоритетов в области регулирования международной торговли товарами и услугами, а также международного перемещения материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов деятельность государства, направленную на развитие экономических отношений с другими странами в процессе международной экономической интеграции и сотрудничества в рамках специализированных международных экономических организаций и объединений.

     Сущность  внешнеэкономической политики состоит  в проведении системы мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

     Таким образом, внешнеэкономическая политика является важнейшим звеном внешней, внутренней и экономической политики любого государства.

     Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие.

     Основные  направления внешнеэкономической  политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

     Основные  средства осуществления внешнеэкономической  политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.

     Существует  два направления в государственной  внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство.

     Главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

     Внешнеэкономическая политика Российской Федерации устанавливает и регулирует отношения России с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

     Основные положения касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России установлены Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В том числе им регламентированы основные цели и принципы внешнеторговой деятельности в России. Итак, к важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политических интересов Российской Федерации.

     Разработанная в 2008 году стратегия определяет ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития.

     Целью внешнеэкономической политики в  соответствии со стратегией является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

     Прослеживается  тенденция увеличения, в 2011 году, внешнеторговый оборот России. Важнейшими партнерами России в экономической, политической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в целом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки.

     В стратегии впервые за последние годы были закреплены отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
  2. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО "Коммерческий вестник", 2007.
  3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. – М: Финансы и статистика. - 2001г., 544с.
  4. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007.
  5. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики.-Петропавловск - Камчатский: КамчатГТУ. - 2007г., - 166с.
  6. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. М.: Издательский дом "Деловая литература", 2005.
  7. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2008.
  8. Смитиенко Б.М., Поспелов В.К. Внешнеэкономическая деятельность.-2-е издание. -М: "Академия", 2004.-304с.
  9. Ситорян С, Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты//Вопросы экономики.-2008 г., №3. С.78-84.
  10. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2003.
  11. http://www.tks.ru, Российский таможенный портал «Внешнеторговый оборот РФ».
  12. http://www/economy.gov.ru, официальный интернет ресурс Министерства экономического развития РФ «внешнеэкономическая стратегия РФ до 2020 года».

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе