Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России на современном этапе, её сущность, основные составляющие и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и основные цели внешнеэкономической политики;
- определить виды внешнеэкономической политики;
- выявить цели и принципы внешнеэкономической политики России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………..…………………….48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)
align="justify">     12) единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

     13) единство применения методов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

     Таким образом, можно сделать вывод, о  том, что главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

     Внешнеэкономическая политика Российской Федерации устанавливает  и регулирует отношения России с  иностранными государствами в области  внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

     Основные  положения касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России установлены Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В том числе им регламентированы основные цели и принципы внешнеторговой деятельности в России. Итак, к важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политических интересов Российской Федерации. 

 

      ГЛАВА 3 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

    3.1. Проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения.  

     Стратегическим  направлением внешнеэкономической  политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования  внешнеэкономических связей для  реализации долгосрочной структурной  перестройки российской экономики.

       Однако в современной системе  мирохозяйственных связей Россия  участвует пока в основном  за счет расширения торговли  товарами, преимущественно сырьем  и материалами. Россия слабо  вовлечена в международную кооперацию  производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (т.н. монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

       В региональном аспекте монокультура  экспорта привела к сверхконцентрации  зарубежных доходов в отдельных,  изолированных анклавах на территории  страны. Более половины регионов  практически не участвуют во внешнеэкономических связях и не могут использовать их в своем развитии. Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция общероссийского рынка, начавшаяся в ходе реформ 1990-х годов.

       Географически Россия ушла со  многих перспективных зарубежных  рынков, и в ее внешнеэкономических связях сложился неоправданный евроцентризм. Это лишь увеличивает отставание регионов Сибири и Дальнего Востока и негативно влияет на наше хозяйственное сотрудничество со странами СНГ.

       Кроме того, отечественный корпоративный  сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в мировой несырьевой торговле. И главная проблема здесь – это отсутствие поддержки на внешних рынках со стороны государства.

       Развитие этих явлений при  отсутствии убедительной экономической  политики Правительства только усиливают данные негативные тенденции. В докризисное время государство стремилось обеспечить больший экономический рост в ущерб развитию фискальной политики. Возросшие экспортные доходы, как правило, размещаются за рубежом, хотя в стране налицо острый дефицит «длинных денег» и рост корпоративного внешнего долга.

       Безусловно, не следует забывать  о политической составляющей  развития экономических взаимоотношений  с зарубежными странами. Политические  споры и недопонимания мешают  экономической интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

       Для дальнейшего развития внешнеэкономической  политики России необходимо обеспечить  реализацию определенных мер.

       Прежде всего, следует разработать  научно обоснованную долгосрочную  промышленную политику России, на базе которой можно было бы осознанно выстраивать ее общехозяйственную и внешнеэкономическую специализацию, включая целевое привлечение иностранного капитала. Для этого необходимо оптимизировать размеры экспорта (в первую очередь, сырья и топлива) при сохранении существующих позиций России на мировых товарных рынках сырья, материалов, оборудования, вооружения и военной техники и дальнейшем расширении экспорта готовых товаров и услуг. Также отечественному бизнесу необходимо занять определенную часть мирового рынка наукоемкой промышленной продукции. Далее, необходимо обеспечить равноправные условия доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.

       Существенной корректировки требует  таможенно-тарифная политика. Она  должна создавать благоприятные  условия для повышения конкурентоспособности  национального производства, не  ухудшая при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.

       Следующей мерой является сокращение  утечки капитала по каналам  внешней торговли, создавая благоприятные  экономические условия в России, ужесточая валютный и таможенный  контроль, а также пресекая контрабанду.

       Импорт должен обеспечивать народное хозяйство продукцией, отсутствующей или дефицитной в стране.

       При этом основой устойчивого  развития России должен оставаться  ее внутренний рынок при сохранении  его единства и сокращении  межрегионального неравенства. Важно  повышать роль субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Также нужно вовлекать во внешнеэкономические связи не только новые регионы, но и новые предприятия; повышать долю малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических отношениях.

       Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные, прежде всего, на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации.

       Уже было отмечено, что необходимо  расширять экспорт услуг. Перспективными  здесь представляются услуги  транзита, связи, освоение космоса,  туризм, образование, программные  продукты, а также экспорт технологий. Необходимо задействовать механизмы регулированию торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.

       В условиях международных экономических  отношений необходимо налаживание  интенсивных торгово-экономических  связей с зарубежными странами, завоевание рынков сбыта других  стран. При этом основным условием вовлечения России в современное международное сотрудничество является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности.

     Внешнеторговый  оборот России (с учетом данных о  торговле с Белоруссией и Казахстаном) в 1-м квартале 2011 года увеличился по сравнению с 1-м кварталом 2010 года на 29,9%, или в 1,3 раза, и составил 173 млрд. долл. (Приложение 2).8

     Экспорт России в январе-марте 2011 года составил 112,8 млрд. долл. и по сравнению с  январем-мартом 2010 года увеличился на 22,3%. Импорт в РФ в январе-марте 2011 года составил 60,2 млрд. долл., что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 47,1%. Таким образом, положительное сальдо торгового оборота РФ в1-м квартале составило 52,6 млрд. долл. и снизилось на 2,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

     Таким образом важнейшими партнерами России в экономической, политической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в целом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки. 

     Основные  положения внешнеэкономической  стратегии РФ до 2020 г

     В настоящее время складывается качественно  новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

     Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.

     Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.

     Помимо  этого в современном мире возникла проблема внешнеэкономического комплекса России.

     Все это привело к необходимости  создания качественно нового документа который бы регламентировал все эти вопросы. Таким документом стала внешнеэкономическая стратегия России до 2020 г.

     К работе над проектом Внешнеэкономической  стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном этапе были привлечены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

     В рамках подготовки проекта документа впервые в современной практике состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Минэкономразвития России и Коллегии МИД России по данному вопросу (13 октября 2008 г.) при участии Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Аппарата Правительства Российской Федерации.

     И в октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года9, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса.

     Данная  концепция базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

     Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.

     Во-первых, усиливается активность государств в мировой экономической политике. Скоординированные действия стран в торгово-политической сфере обуславливают необходимость разработки долгосрочного видения и долгосрочной стратегии России в данной области. В условиях усиления международной конкуренции возрастает необходимость создания всего спектра внешнеэкономических инструментов, которыми обладают развитые страны мира.

     Во-вторых, переход российской экономики на инновационный путь развития предполагает реализацию крупных стратегических инициатив и проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики, с привлечением потенциала других стран и иностранных компаний. Необходима долговременная координация таких проектов, что требует повышения системности разработки внешнеэкономической политики и увязки ее с приоритетами внутренней политики.

     В-третьих, российские компании активно выходят  на мировой рынок. В этой связи  они нуждаются в системной  и масштабной поддержке со стороны  государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, преодоления барьеров по доступу на внешние рынки.

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе