Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России на современном этапе, её сущность, основные составляющие и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и основные цели внешнеэкономической политики;
- определить виды внешнеэкономической политики;
- выявить цели и принципы внешнеэкономической политики России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………..…………………….48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

     Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

     Он  также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

     Протекционистские ограничения могут существовать в виде:

     - импортных пошлин (тарифов);

     - акцизных налогов на импортируемый товар.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  под внешнеэкономической политикой государства следует понимать осуществляемую на основе выбранных приоритетов в области регулирования международной торговли товарами и услугами, а также международного перемещения материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов деятельность государства, направленную на развитие экономических отношений с другими странами в процессе международной экономической интеграции и сотрудничества в рамках специализированных международных экономических организаций и объединений.

     Сущность  внешнеэкономической политики состоит  в проведении системы мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

     Основные  направления внешнеэкономической  политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров  и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

     Основные  средства осуществления внешнеэкономической  политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.

     Существует  два направления в государственной  внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство. 
 

 

     ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

     2.1. Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России

     Основой внешнеэкономической политики (ВЭП) страны является ее законодательная база, т.е. система законодательных актов, определяющих правила осуществления внешнеэкономической деятельности.

     Основополагающие  документы по этому вопросу в  России были приняты в 90-е годы ХХ столетия.

     Распад  Советского Союза (1991 г.) и образование  на его территории большой группы суверенных государств поставили перед  Россией актуальную задачу создания современной системы регулирования  внешнеэкономических связей. Дело в  том, что в течение более чем 70 лет все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии, т.е. на основе административных, внеэкономических методов, которые не подразумевали использование рыночных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности.6

     В существовавших в то время условиях число участников ВЭД не превышало  нескольких десятков (экспортно-импортные  объединения Министерства внешней  торговли и Государственного комитета по внешнеэкономическим связям), а  управление ими осуществлялось из единого центра на базе государственного экспортно-импортного плана. Это обусловливало незаинтересованность непосредственных производителей в экспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто расходовались нерационально.

     Первым серьезным шагом на пути создания новой системы регулирования внешнеэкономической деятельность в России стал Указ Президента России "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" (ноябрь 1991 г.). В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям независимо от форм собственности было предоставлено право участия во внешнеэкономических связях.

     В течение 1991-1999 гг. был принят целый  ряд законодательных актов, призванных создать систему регулирования  внешнеэкономических связей России. Федеральным Собранием РФ были приняты Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы "О таможенном тарифе" (1993 г.), "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.), "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (1991 г.); "О налоге на добавленную стоимость" (1991 г.), "Об акцизах" (1991 г.). федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (1995г.), "О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении торговли товарами" (1998 г.), "Об экспортном контроле" (1999 г.) и ряд других.

     В связи с принятием перечисленных  выше законов необходимо отметить два  момента. Во-первых, абсолютное большинство  этих законодательных актов не являлись законами прямого действия. В результате для их практического использования  потребовалось издание целого ряда дополнительных инструкций и постановлений различных государственных органов. Во-вторых, начавшиеся переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) выявили многочисленные несоответствия, нестыковки и просто противоречия с действующими в ней правилами.

     В результате проведенной Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты  новая редакция Таможенного кодекса  Российской Федерации, федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле». До этого (в 1999 г.) была принята новая редакция Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

     Характеризуя  сегодняшнее состояние внешнеэкономической  политики Российской Федерации, необходимо отметить, что важнейшей составной  частью ВЭД современной России является внешнеторговая деятельность (ВТ Д). В  этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»7 (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004 г.), в котором изложены правила осуществления ВТД.

     Можно сделать вывод, что значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику.

     2.2. Цели и принципы внешнеэкономической политики России

     Главная задача государства в современных  условиях - выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

     Внешнеэкономическая политика Российской Федерации устанавливает и регулирует отношения России с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

     Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, а также права, обязанности и  ответственность органов власти России и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности установлены Федеральным Законом Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ.

     Данный  закон содержит следующие положения: «четкое разделение функций осуществления внешнеторговой политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами», «Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой». «Правительство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации». В соответствии с Законом «разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции».

     Основные  цели и принципы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

     В соответствии со ст. 2 данного закона, к важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политических интересов Российской Федерации.

     Помимо  названых, выделяют следующие цели современной внешнеэкономической политики России:

  • обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными корпорациями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;
  • достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль здесь играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
  • долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;
  • формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

     А ст. 4 закона устанавливает основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которыми являются следующие:

     1) защита государством прав и  законных интересов участников  внешнеторговой деятельности, а  также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

     2) равенство и недискриминация  участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено  федеральным законом;

     3) единство таможенной территории  Российской Федерации;

     4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

     5) обеспечение выполнения обязательств  Российской Федерации по международным  договорам Российской Федерации  и осуществление возникающих  из этих договоров прав Российской  Федерации;

     6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

     7) гласность в разработке, принятии  и применении мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

     8) обоснованность и объективность  применения мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

     9) исключение неоправданного вмешательства  государства или его органов  во внешнеторговую деятельность  и нанесения ущерба участникам  внешнеторговой деятельности и  экономике Российской Федерации;

     10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

     11) обеспечение права на обжалование  в судебном или ином установленном  законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов  и их должностных лиц, а также  права на оспаривание нормативных  правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе