Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
В связи с этим целью данной работы является рассмотрение системы регулирования экспорта и импорта товаров.

Работа состоит из  1 файл

cbh.docx

— 80.05 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и  экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной  отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена  в сферу внешнеэкономической  деятельности.

 

На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая  деятельность оказали влияние на решение экономических проблем  на различных уровнях: народного  хозяйства в целом, отдельных  регионов, объединений, предприятий. Как  часть общей структуры народного  хозяйства внешнеэкономическая  деятельность воздействуют на совершенствование  внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще  ни одной стране не удалось создать  здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

 

Развитие внешнеэкономической  деятельности играет особую роль в  современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в  мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми  зарубежными странами, которые проявляют  к этому готовность. Развитие внешнеэкономической  деятельности очень важно как  всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

 

Россия имеет экспортно-импортные  связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить  деятельность ни одного крупного предприятия  без участия его во ВЭД. Эффективность  работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической  деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических  связей.

 

 Вот почему эта тема  актуальна сегодня, когда все  большее число предприятий вовлекается  во ВЭД и на их пути возникает  множество проблем.

 

Международные экономические  отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической  жизни. Экономические связи между  государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они  существовали преимущественно как  внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

 

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная  необходимость государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов  экспорта, привлечения иностранных  инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать  законодательные акты, устанавливающие  правила осуществления ВЭД, и  контролировать их неукоснительное  соблюдение.

 

В связи с этим целью  данной работы является рассмотрение системы регулирования экспорта и импорта товаров.

 

 

1. Регулирование  внешнеэкономической  деятельности в РФ

 

Развитие внешнеэкономической  деятельности РФ ориентируется на решение  следующих задач:

 

- Интеграцию страны в  мировую экономику;

 

- Поддержку процессов  интеграции со странами СНГ;

 

- Выравнивание сальдо  внешнеторгового и платежного  балансов;

 

- Совершенствование структуры  внешней торговли в товарном  и географическом аспектах;

 

- Выход на новые международные  рынки и диверсификация экспорта  на освоенных рынках;

 

- Сохранение экономической,  экологической безопасности страны;

 

- Подготовку и проведение  переговоров по вступлению в  ВТО.

 

Решение этих задач предусматривает:

 

актуализацию валютно-финансовых и тарифных мер регулирования  экспортно-импортных операций;

 

перенос центра тяжести внешнеторгового  регулирования; развитие экспорта как  основного источника валютных поступлений;

 

интенсификацию процессов  привлечения иностранных инвестиций;

 

защиту интересов национального  рынка и

 

эффективное вхождение в  мирохозяйственные связи.

 

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику. На примере в Приложении 1 рассмотрен экспорт и импорт товаров по странам по Сибирскому федеральному округу за январь-декабрь 2003г.

 

Особенно возрастает роль государственного регулирования в  условиях экономического кризиса. Мировой  опыт показал, что выход из кризиса  возможен лишь при жесткой централизации  государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению  экономического роста. Так было с  западноевропейскими странами в  послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.

 

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности - одна из важнейших и самых сложных  задач государства. Хорошо продуманная  и правильно организованная политика в области ВЭД - важнейший фактор успешного развития экономики любой  страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей  стране - непродуманная политика государства  в области ВЭД.

 

Основные институциональные  изменения в этой сфере произошли  в ноябре 1991 года, когда принятым законом была упразднена официальная  государственная монополия на внешнеторговую деятельность. Российские экспортеры и импортеры получили возможность  самим выбирать внешнеторговых партнеров. Непосредственное участие государства  во внешней торговле было значительно сокращено: с упразднением государственных заказов обязательства по межправительственным торговым соглашениям взяли на себя торговые агенты.

 

Однако, вовлеченность государства во внешнеторговую деятельность в разных формах остается на достаточно высоком уровне. Так, двусторонние межправительственные соглашения, заключенные Россией со странами СНГ, сохраняют признаки государственного контроля за внешней торговлей. Большинство этих соглашений, имеющих сходную структуру, определяет объем взаимных поставок и фиксирует их цену на уровне, часто оказывающимся ниже уровня цен мирового рынка.

 

Наряду с двусторонними  соглашениями со странами СНГ другие сектора внешней торговли также  были подвержены вмешательству государства. В 1992 и 1993 годах государство осуществило  импортные закупки на сумму в 20 млрд. и 12 млрд. долларов соответственно. Зачастую финансируемый за счет внешних  займов импорт состоял в основном из пшеницы и фармацевтических товаров. В сфере экспорта торговля так называемыми “стратегически важными товарами”, такими как сырая нефть, электроэнергия, удобрения, рыба, икра и древесина - составляющими существенную долю российского экспорта - также являлась предметом жесткого административного регулирования со стороны государства. Так, фирмы, намеревающиеся экспортировать эти товары должны пройти процедуру регистрации и получить в МВЭС соответствующую лицензию. Поэтому, несмотря на то, что правительство настаивает на распределении экспортных лицензий между несколькими конкурирующими фирмами, чтобы избежать монополизации рынка, сама процедура лицензирования является по сути одной из форм нетарифных ограничений, препятствующих выходу на рынок новых экспортеров. Кроме того, введенный в начале 1994 года “паспорт сделки”, дающий возможность банкам контролировать возврат инвалютных доходов российских экспортеров, - еще один пример усиления контроля за внешнеторговой деятельностью.

 

Продолжающийся процесс  приватизации также окажет определенное влияние на внешнеторговую деятельность, так как некоторые государственные  производители, являющиеся крупными внешнеторговыми  агентами, вовлечены в этот процесс. Например, Газпром, крупнейший в мире производитель газа, уже предложил  к продаже около 38% своих акций. Аналогичные изменения формы  собственности ожидают нефтяную компанию Лукойл.

 

Итак, несмотря на то, что  существенный прогресс в решении  проблемы государственного вмешательства  во внешнеторговую деятельность очевиден, некоторые области все еще  находятся под централизованным контролем. Прежде всего речь идет о двусторонних торговых отношениях России со странами СНГ и об экспорте стратегического сырья.

 

Теоретические аспекты таможенного

регулирования

1.1    Цели и функции  таможенного регулирования

 

Основной целью таможенного  регулирования любого государства  является обеспечение его экономических  интересов, а именно:

- участие в реализации  торгово-политических задач по  защите российского рынка, стимулированию  развития национальной экономики;

- обеспечение наиболее  эффективного использования инструментов  таможенного контроля и регулирования  товарообмена на таможенной территории  России;

- стимулирование развития  национальной экономики;

- содействие проведению  структурной перестройки и реализации  других задач экономической политики  России;

- иные цели, определяемые  Президентом, Федеральным Собранием  и  Правительством Российской  Федерации.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены  следующие основные функции:

- защита экономических  интересов РФ;

- обеспечение в пределах  своей компетенции экономической  безопасности РФ;

- принятие средств таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений;

- взимание таможенных  пошлин, налогов и иных таможенных  платежей;

- осуществление контроля  над вывозом стратегических и  других жизненно важных для  интересов России материалов;

- проведение научно-исследовательских  работ, консультирование в области  таможенного регулирования, осуществление  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации специалистов в  этой области.

Термин «таможенное регулирование» в его современном понимании  охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный  с внешней и внутренней политикой  и деятельностью государства. В  рамках проводимой в стране государственной  политики таможенное регулирование  носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов  и потребностей современного российского  общества.

Таможенное регулирование  в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок  и условия перемещения через  таможенную границу Российской Федерации  товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного  оформления, таможенный контроль и  другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства  на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного  дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного регулирования  конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции  РФ: «На территории Российской Федерации  не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Структуру современного таможенного  регулирования в общем виде можно  представить следующим образом:

1. принципы перемещения  через таможенную границу товаров  и транспортных средств;

2. таможенные режимы;

3. таможенно-тарифное регулирование  и взимание таможенных платежей;

4. таможенное оформление;

5. таможенный контроль;

6. предоставление таможенных  льгот;

7. ведение таможенной  статистики и Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности;

8. правовая регламентация  ответственности за правонарушения  в сфере таможенного дела.

Экономические цели таможенного  регулирования достигаются посредством  пополнения государственного бюджета  путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и  транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и  вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных  товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются  в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни  и здоровья людей, нравственности, моральных  устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении  интересов российских потребителей; в борьбе с незаконным оборотом через  таможенную границу Российской Федерации  наркотических средств, оружия, предметов  художественного, исторического и  археологического достояния и т. д.

Информация о работе Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности