Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
В связи с этим целью данной работы является рассмотрение системы регулирования экспорта и импорта товаров.

Работа состоит из  1 файл

cbh.docx

— 80.05 Кб (Скачать документ)

Поскольку в рамках СНГ  создана сегодня зона свободной  торговли, товары, 35% стоимости которых  создано в России и странах  СНГ, могут пользоваться в США  преференциальным режимом.

Чтобы товар, стоимость которого превышает 1500 долларов, мог пользоваться преференциями при ввозе в  США, при его таможенном оформлении должен предъявляться в предусмотренный  международными соглашениями об ОСП  сертификат происхождения формы  «А». Выдачу таких сертификатов в России осуществляют Министерство экономического развития и торговли и его уполномоченные в регионах.

Таможенный тариф ЕС. Единый таможенный тариф ЕС ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в  двух вариантах официальное издание  и интегрированное (расширенное) издание, содержащее более полную информацию.

В основе тарифа с 1 января 1988 г. лежит восьмизначная номенклатура (хххххх - 6 -значный код товара; хх - дополнительная детализация), сформулированная на основе ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная в едином тарифе звездочкой, зарезервирована для статистических целей отдельных стран-членов ЕС. Цифры 10-13 детализируют тарифные позиции, обеспечивая возможность регулирования импорта отдельных категорий товаров, не заполняющих целиком всю тарифную позицию.

Официальное издание тарифа имеет двухколонную структуру. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными и применяются  редко. Пошлины на большинство товаров  составляют от 4 до 25%, хотя обложение  автотранспортных средств достигает 29%,сахара -80%, табачных изделий - 180%. Масличные  семена, корм для скота, некоторые  животные продукты, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина импортируются  беспошлинно.

Во второй колонке указаны  конвенциональные ставки. Эти ставки применяются к товарам стран, пользующихся РНБ и являющихся членами  ВТО, а также стран, с которыми ЕС заключил соглашение о предоставлении данного режима. Практически ставки РНБ применяются к товарам  любого происхождения. Эти Ставки для  продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на 10-13% ниже автономных ставок, а среднеарифметический их уровень  составляет 12,4%. Для остальных товаров  ставки РНБ составляют от 25 до 70% от автономных, а их средний уровень - 6,4% .

В интегрированном тарифе приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других регуляторах  внешней торговли. В седьмой колонке  этого тарифа собраны фактически применяемые ставки пошлин: там, где  установлены ставки РНБ, применяются  данные ставки, если же на данный товар  конвенциональной ставки нет, пошлина  взимается по автономной ставке. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» товары, как мясо, птица, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал. Кроме того, в данной колонке отмечены те товары, которые облагаются импортными сборами вместе с таможенными пошлинами или вместо них. Наконец, данная колонка содержит ставки пошлин, применяемых к товарам, которые ввозятся в пределах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких квот применяются к крупному рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, бобам какао, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремесленным изделиям их железа и стали, а также цветным металлам. Там же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых стран.

Тарифные преференции. ЕС имеет шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся странам. Ставки пошлин в ОСП приводятся в восьмой колонке интегрированного тарифа. Происхождение товаров, подпадающих под данную схему, должно соответствовать правилам, определенным соглашением об ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения по форме «А». Необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера ЕС. Таможенными пошлинами не облагаются все произведенные в развивающихся странах промышленные изделия и полуфабрикаты, за исключением некоторых «чувствительных» товаров, выведенных за пределы схемы ОСП (черные металлы, текстиль). Ввоз их ограничивается определенными квотами или может быть предметом ограничений в соответствии с защитной оговоркой (т.е. для защиты национальной экономики). Для 47 наименее развитых стран, а также для Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу, Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы некоторые количественные ограничения не применяются, и преференции действуют в расширенном объеме. Зато для Китая и Гонконга ограничения более жесткие.

В рамках ОСП пошлины на ввоз из развивающихся стран ряда аграрных продуктов питания (около 700 тарифных позиций) понижены на величину от 20 до 60%. Импорт этих товаров (около 1400 позиций) из наименее развитых стран  осуществляется беспошлинно. Из схемы ОСП полностью или частично исключены животные, мясо, домашняя птица, рыба, молочные продукты, овощи, крупы, масличные семена, сахар, вино, корм для животных. Для наименее развитых стран сделаны определенные послабления в отношении этой группы товаров.

Консервированные ананасы, кофе, чай, а также необработанный табак (кроме китайского) ввозятся по преференциальным ставкам в пределах тарифных квот.

Схема ОСП применяется  ко всем развивающимся странам. Тем  из них, которым предоставлены определенные преимущества, пользуются ими сверх  нее.

Таковыми являются:

- льготы 69 странам Африки, Карибского бассейна и Тихого  океана, предоставляемые в рамках  Ломейской конвенции. Из этих стран беспошлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (рис, кукуруза, говядина, свежих апельсинов). Особый режим существует также для рома, сахара и бананов;

- льготы странам Северной  Африки и Ближнего Востока  (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия). Обеспечивается свободный ввоз в ЕС промышленных, а с 1995 г. и традиционных сельскохозяйственных продуктов.

Кроме того, действуют:

- соглашения о свободной  торговле с Норвегией, Исландией  и Швейцарией. Беспошлинно ввозятся  любые промышленные изделия и  полуфабрикаты, происходящие из этих стран (за исключением некоторых изделий из черных металлов из Исландии). Преференциальный режим распространяется также на ряд видов сельскохозяйственных продуктов и продукты питания;

- соглашения об ассоциации  с Турцией, Мальтой, Кипром (беспошлинный  ввоз промышленной продукции), а  также с Польшей, Чехией, Словакией;  Венгрией, Болгарией, Румынией;

- соглашение о свободной  торговле промышленной продукцией  с Израилем.

Схема Общей системы преференций  распространена на Россию с 1 января 1993 г.

Средний уровень ставок импортных  таможенных пошлин на российские товары снизился с 1% до 0,3%. Ряд товаров освобожден от пошлин полностью или в пределах тарифных квот.

Таможенно-тарифная политика Японии. Японский импортный таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин - общие, временные, ставки и  преференциальные. Общие ставки являются максимальными и реже всего используемыми. Временные ставки установлены Законом  о временных тарифных мерах. Общие  и временные ставки относятся  к категории законодательно установленных  ставок.

Уровень их варьируется от 0% до 55%. Сравнительно высок (40-50%) уровень  пошлин на некоторые мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, алкогольные  напитки и текстиль. При этом временные  ставки, как правило, ниже общих. Законодательно установленные ставки применяются к импорту из стран, которым не предоставлен РНБ (КНДР, Вьетнам, Непал, Ливан, Андорра, Албания, Экваториальная Гвинея, Ботсвана, Лесото и Свазиленд).

В рамках тарифных квот установлены  пошлины на мясной крупный рогатый  скот, сыр для промышленной переработки, патоку для изготовления спирта, изделия, содержащие какао, для изготовления шоколада, томатное пюре и пасту  для изготовления соусов, ананасы  в воздухопроницаемых контейнерах, неденатурированный этиловый спирт для изготовления алкогольных напитков, кожу и кожаную обувь. Устанавливаются сезонные пошлины на апельсины, бананы и грейпфруты. Преференциальные пошлины применяются в рамках системы ОСП. Они затрагивают 77 сельскохозяйственных позиций четырехзначной классификации ГС. Преференции распространяются и на все промышленные товары, за исключением 27 позиций по четырехзначной классификации ГС (нефтяные масла, шелк-сырец, шелковая пряжа, желатин и клей из костей и шкур, шелковые ткани, хлопковая пряжа, хлопковые ткани, одежда и ее принадлежности из кожи, фанера, обувь с резиновыми подошвами и верхом и ее части). Треть аграрных продуктов и большинство промышленных изделий, на которые распространяются преференции, ввозятся беспошлинно.

Японская схема ОСП - одна из самых широких по числу охваченных стран. Она распространяется на 134 государства  и 25 территорий. Все товары из 41 наименее развитых стран ввозятся беспошлинно без количественных ограничений. Тем не менее, Япония, в отличие от большинства западных стран, не предоставила преференций России, и российские товары облагаются по ставкам РНБ.

С 1 апреля 1993 года японская схема ОСП распространена на Чехию, Словакию и Словению. В 1995 году рассмотрен вопрос о ее распространении на Украину, Белоруссию, Казахстан, Туркменистан, Армению, Грузию, Молдавию, Латвию, Эстонию, Албанию, Македонию.

Рассмотренные системы таможенного  регулирования зарубежных стран  дают возможность сделать следующие  принципиальные выводы. В последние  два десятилетия многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ, завершившиеся созданием ВТО, привели  к существенной либерализации торгово-политического  режима в мировой торговле и таможенной практике. Эта тенденция послужила  базой для целого ряда публикаций и заявлений в отечественной  и зарубежной прессе, в которых  степень и характер ослабления барьеров в мировой торговле, по мнеию экспертов, переоцениваются.

1. Механизм государственного  регулирования ВЭД

 

1.1 Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности  в России: правовой и экономический  аспект

 

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно  связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Под внешнеэкономической  деятельностью следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и  оперативно - коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и  иные виды международного сотрудничества. А внешнеэкономические связи - это  формы хозяйственных, торговых и  иных экономических межгосударственных отношений, а также некоторых  отношений политического и научно - технического характера на межгосударственном уровне в их совокупности и многообразии.

Внешнеэкономическая деятельность подразделяется на следующие основные виды: внешнеторговая деятельность; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные  операции. В современной российской практике ВЭД реализуется преимущественно  через внешнеторговую деятельность.

Под внешнеторговой деятельностью, согласно ФЗ РФ от 8 декабря 2003 г. №164-Ф3 "Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности" (далее - Закон) следует понимать деятельность по осуществлению сделок в области  внешней торговли товарами, информацией  и интеллектуальной собственностью. Государственное регулирование  ВЭД представляет собой процесс, складывающийся из выполнения различными органами власти определенных функций. К ним относятся:

-создание условий для  эффективной интеграции экономики  России в мировую экономику;

-защита экономического  суверенитета страны;

-обеспечение экономической  безопасности России;

-защита интересов отечественных  субъектов внешнеэкономической  деятельности на мировых рынках;

-согласование интересов  различных экономических субъектов,  возникающих при осуществлении  ВЭД;

-обеспечение сбалансированного  развития всех видов ВЭД путем  разработки и реализации целевых  комплексных программ;

-совершенствование правовых  основ регулирования, их гармонизация  и унификация с общепринятыми  международными нормами и практикой;

-обеспечение доходов  государственного бюджета;

-научное и информационно  - аналитическое обеспечение ВЭД;

-создание условий для  оказания иностранными государствами  и международными организациями  консультативно-технического содействия  РФ"

В статье 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 № 164-ФЗ (далее - Закон) закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

.Единство внешнеторговой  политики как составной части  внешней политики.

2.Единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  и контроля за ее осуществлением.

3.Единство политики экспортного  контроля.

4.Единство таможенной  территории Российской Федерации.

.Равенство участников  внешнеторговой деятельности и  их недискриминация.

.Защита государством  прав и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности.

.Исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов во внешнеторговую  деятельность, нанесения ущерба  ее участникам и экономике  Российской Федерации в целом.

.Приоритет экономических  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством  применения экономического и административного  методов регулирования внешнеторговой деятельности. Административные меры могут использоваться только в том  случае, если с помощью экономических  мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 Закона количественные ограничения  экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных  обязательств Российской Федерации  и др.).

Информация о работе Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности