Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
В связи с этим целью данной работы является рассмотрение системы регулирования экспорта и импорта товаров.

Работа состоит из  1 файл

cbh.docx

— 80.05 Кб (Скачать документ)

Специфическим методом регулирования  внешней торговли являются импортные  депозиты, представляющие собой форму  залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный  вклад в сумме, равной всей или  части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал  и ограничивается платежеспособность.

У России имеется ряд соглашений о защите капиталовложений. Они содержат принятые в международной практике положения. В частности, предусматривается  режим наибольшего благоприятствования. Иностранные инвестиции могут быть экспроприированы лишь в исключительных случаях и в установленном  законом порядке при условии  незамедлительной выплаты компенсации  капиталовложений по рыночной стоимости  в иностранной валюте. Доходы от иностранных вложений, а также  сами инвестиции могут беспрепятственно переводиться за границу в иностранной  валюте. Спорные вопросы могут  быть рассмотрены в иностранном  суде. Стороны обязуются поощрять функционирование иностранных капиталовложений на своей территории, воздерживаться от принятия дискриминационных мер, которые могут помешать их содержанию, управлению и пользованию.

 

2.2 Тарифные методы регулирования  ВЭД

 

Классическим методом  регулирования ВЭД и, в том  числе внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру  своего действия относятся к экономическим методам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.

Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле - протекционизм и "свободная торговля". Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика "свободной торговли" направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран  мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие  группы:

- Тарифы промышленно развитые  государств;

- Тарифы развивающихся  стран.

Таможенно-тарифное регулирование  в промышленно-развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может  облагаться разными по уровню пошлинами  в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом  наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных  торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу  всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут  пользоваться у них любое третье государство.

По способу взимания различают  следующие пошлины:

- адвалорные, определяемые  в процентах от цены товара;

- специфические, исчисляемые  со штуки, объема или веса;

- комбинированные, включающие  оба способа установления величины  пошлины;

- сезонные, которые взимаются  в определенное время года, например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

- фискальные, призванные  увеличить доходы государственного  бюджета;

- протекционистские, которые  используются в целях защиты  некоторых отраслей национальной  промышленности от притока иностранных  товаров;

- преференциальные ввозные  пошлины для некоторых товаров  из определенных стран;

- льготные пошлины, вводимые  для отдельных стран с целью  поощрения импорта каких-либо  товаров;

- уравнительные, т.е. дополняющие  основные ввозные пошлины с  целью выравнивания цен импортных  товаров с ценами на товары  национального производства;

- компенсационные, которые  используются в том случае, если  на импортируемые товары давались  государственные субсидии при  их производстве или экспорте  страной-экспортером;

- антидемпинговые, которые  применяются для противодействия  импорту из тех стран, чье  правительство предоставляло своим  предпринимателям экспортные премии.

Таможенные тарифы промышленно  развитых государств содержат также  колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров  из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров  развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

Ограничительная функция  таможенных тарифов в основном реализуется  посредством сохранения высоких  ставок пошлин на ряд товаров или  путем прогрессивного повышения  ставок пошлин в зависимости от степени  обработки импортируемой продукции.

Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция  традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной, а  также отдельные категории машин  и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения.

В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т.е. повышение их ставок в зависимости  от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная  резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров (ГС), которая была разработана  Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.

Таможенные тарифы развивающихся  стран. Таможенным тарифам принадлежит  важная роль в регулировании импорта  развивающихся стран. Средний уровень  обложения пошлинами ввозимых в  большинство из них товаров намного  выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального  рынка тарифными барьерами можно  выделить три группы развивающихся  стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим  ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а  также отдельные государства  Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся  и некоторые государства Персидского  залива.

Ко второй группе относятся  государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в  основном в размере 50-100%. К ним, в  частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также  Южная Корея.

Третья группа развивающихся  стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся  Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Наряду с пошлинами  в таможенные тарифы многих развивающихся  стран включаются фискальные сборы  и разнообразные налоги. Кроме  того, в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с национальными  тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в  форме таможенных союзов. Участники  этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий  таможенный тариф в торговле с  третьими странами. Примером таможенного  союза, объединившего все участвующие  страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.

 

2.3 Мировой опыт таможенного  регулирования

 

Для регулирования внешней  торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием  Всемирной торговой организации  таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней  торговли.

Необходимо учитывать, что  основным принципом этой организации  является максимальная либерализация  мировой торговли путем снижения торговых и таможенных пошлин. Также  следует отметить, что самые развитые государства - США, Япония, и, отчасти, Канада - образуют в рамках ВТО так называемый большой квартет. Эти страны, являясь крупнейшими производителями, занимают, соответственно, ведущие места по объемам внешнеторгового оборота. Из этого следует, что необходимо рассмотреть системы внешнеторгового, прежде всего таможенного регулирования крупнейших участников международной торговли.

Таможенный тариф США. Импортный таможенный тариф США  имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы  описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и  специфических). Вторая колонка ―  это ставки, установленные Законом  о тарифе 1930 г. и с тех пор  остающиеся неизменными. Эти ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым США не предоставили режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Ими облагался импорт из бывшего  СССР, а затем России (до заключения в 1992 г. соглашения о предоставлении РНБ). Эти ставки применялись также (по состоянию на 1992 г.) к товарам Афганистана, Албании, Вьетнама, Камбоджи, КНДР, Кубы, Лаоса, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Эстонии (данные перечислены в Законе о торговле). Установленные законом ставки составляют, как правило, от 25 до 60 %, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90%.

Первая колонка тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие» ставки, применяемые к странам, которым предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение об отмене данной поправки.

Средневзвешенный уровень  применяемых ставок пошлин составляет 3% для сельскохозяйственной и 5% для  промышленной продукции. Для некоторых  категорий товаров (табак, овощи, керамика, бензольные химикаты, текстиль и одежда) уровень средневзвешенных ставок значительно выше (иногда достигает 20%). Самыми высокими пошлинами на практике оказываются специфические. В 1989г. адвалорный эквивалент специфических пошлин на некоторые изделия табачной промышленности достигал 1775%, на какао и изделия из него - 338%, на некоторые виды наручных и настольных часов- 151%.

На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены  тарифные квоты. При ввозе товаров  в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.

Ввоз молока, масла, некоторых  видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается также временное  понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).

Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы преференций (ОСП). США применяют ОСП с 1976г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).

Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы  ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и  торговле. Отдельный продукт выводится  из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского  импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила  предварительно установленную величину (в 1992г.- 101 млн. долл.).

Перечень товаров и  стран, подпадающих под режим  ОСП, пересматривается ежегодно.

Начиная с 90-х годов США  распространили действие режима ОСП на Россию. Тарифные льготы предоставляются при ввозе в Соединенные Штаты российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства и рыбной промышленности. Преференции не распространяются на текстильные изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла.

Информация о работе Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности