Международно правовые основы экономического сотрудничества государств в рамках СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 10:43, статья

Описание

Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло 18 лет тому назад. За истекшие годы это региональное международное интеграционное объединение, являющееся по статусу международной межправительственной организацией, добилось в своем развитии определенных успехов. Оно оформилось структурно, имеет солидную международно-правовую основу в виде 1300 международных договоров, зарекомендовало себя серьезной международной организацией, в рамках которой его участники сотрудничают в различных областях - политической, экономической, гуманитарной, правоохранительной и других.

Работа состоит из  1 файл

Международно правовые основы экономического сотрудничества государств в рамках СНГ.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

Международно  правовые основы экономического сотрудничества государств в рамках СНГ 

 Статьи  -  Евразийская интеграция 

14.10.2010 16:17  

Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло 18 лет тому назад. За истекшие годы это  региональное международное интеграционное объединение, являющееся по статусу международной межправительственной организацией, добилось в своем развитии определенных успехов. Оно оформилось структурно, имеет солидную международно-правовую основу в виде 1300 международных договоров, зарекомендовало себя серьезной международной организацией, в рамках которой его участники сотрудничают в различных областях - политической, экономической, гуманитарной, правоохранительной и других.

По словам Председателя Исполнительного комитета - Ответственного секретаря СНГ С.Н.Лебедева, многочисленные разносторонние контакты между представителями стран Содружества, растущие объемы торгово-экономических связей убедительно говорят о том, что СНГ функционирует, развивается, совершенствуется. Подтверждением тому являются и важные программные документы, подписанные главами государств СНГ в последние  годы.

Прежде  всего, речь идет о Концепции дальнейшего  развития СНГ, принятой в Душанбе  в октябре 2007 г., и Плане основных мероприятий по ее реализации, которые  имеют стратегическое значение и призваны адаптировать Содружество к современным условиям, повысить результативность его деятельности.

Основной  целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.

Приоритетом СНГ сегодня является экономическое  сотрудничество. Полноценное торгово-экономическое  взаимодействие является необходимым  условием устойчивого развития государств Содружества.

Экономические связи на пространстве СНГ должны основываться на рыночных принципах, взаимном уважении и взаимной выгоде. Экономической  целью СНГ на современном этапе  должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

В Концепции  поставлена задача осуществления комплексных  действий в сфере экономики и  выработки Стратегии экономического развития СНГ, механизма экономического сотрудничества государств - участников СНГ с выделением приоритетов, направленных на содействие развитию национальных экономик, тесное сотрудничество во взаимовыгодных сферах экономики, создание принципиально новой инвестиционной и технической базы производства, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике, усиление научно-технического потенциала государств Содружества.

При этом основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:

- завершение  введения полномасштабного режима свободной торговли;

- либерализация  условий и дальнейшее развитие  взаимной торговли, отмена действующих  ограничений и изъятий из режима  свободной торговли, в том числе  касающихся импорта сырья и  экспорта готовой продукции, в  целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств - участников СНГ;

- разработка  согласованной линии относительно  использования энергетических ресурсов  и транспортных услуг, развитие  общих рынков отдельных видов  продукции, в первую очередь  сельскохозяйственной;

- развитие  взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети  международных транспортных коридоров  на пространстве СНГ; повышение  эффективности тарифной политики  и устранение влияния на национальном  уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок; повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при транзитных перевозках; гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств СНГ в соответствии с нормами и требованиями международных организаций гражданской авиации;

- углубление  сотрудничества в области энергетики  в целях повышения надежности  энергоснабжения и оптимизации  использования топливно-энергетических  ресурсов;

- многостороннее  сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов;

- развитие  производственных кооперационных  связей между предприятиями и  технологически взаимосвязанными  производствами, разработка межгосударственных  программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям, взаимодействие на передовых направлениях научно-технического сотрудничества;

- развитие  военно-экономического сотрудничества  заинтересованных государств путем  взаимодействия национальных оборонно-промышленных  комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства;

- разработка  и реализация крупных совместных  инвестиционных проектов, в первую очередь в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, оказывающих определяющее воздействие на развитие экономик государств Содружества;

- создание  эффективных механизмов платежно-расчетных  отношений;

- создание  финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества;

- интеграция  в мировую экономику;

- создание  сети информационно-маркетинговых  центров для продвижения товаров  и услуг на национальные рынки  государств - участников СНГ;

- создание  благоприятных правовых, экономических  и организационных условий для  расширения лизинговой деятельности  в СНГ.

В соответствии с положениями Концепции дальнейшего  развития СНГ 14 ноября 2008 г. решением Совета глав правительств государств - участников СНГ была одобрена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г.

Стратегия базируется на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах  научных исследований и анализа  экономической ситуации, сложившейся  в государствах - участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов.

Целью Стратегии являются придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств - участников СНГ, обеспечение  устойчивого развития, экономической  безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики государств - участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.

Реализация  Стратегии отвечает жизненно важным интересам каждого государства - участника СНГ, является для них приоритетом и призвана содействовать гармоничному развитию хозяйственной жизни.

Основой Стратегии являются добровольность и самостоятельность государств - участников СНГ в определении  направлений и глубины участия в интеграционных процессах, последовательность и этапность реализации мероприятий по развитию экономического сотрудничества. 

Место СНГ в мировой хозяйственной  системе

СНГ является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое  сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

В настоящее  время перед СНГ остро встают вопросы определения места в  меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

СНГ обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств - участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2007 г. в СНГ было произведено 3,1 % мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств - участников СНГ составлял 3,6 % общемирового показателя.

Имеющийся значительный потенциал является достаточной  основой для увеличения объемов  производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств - участников СНГ. 

Оценка  экономической ситуации в СНГ

Государства - участники СНГ при подготовке Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств пришли к выводу, что одним из главных итогов их совместной экономической деятельности за период существования СНГ является повышение заинтересованности в дальнейшем развитии производственных и торгово-экономических отношений.

В настоящее  время главы государств - участников СНГ провозгласили взаимное экономическое сотрудничество своим приоритетом, определив полноценное торгово-экономическое взаимодействие необходимым условием устойчивого развития.

Результаты  социально-экономического развития государств - участников СНГ в текущем десятилетии свидетельствуют о переходе их экономики к периоду динамичного роста.

В 2007 г. экономическая ситуация в государствах - участниках СНГ складывалась благоприятно, сохранялись довольно высокие темпы  экономического роста. В большинстве  государств темпы роста основных макроэкономических показателей превышали уровень 2006 г. В среднем производство валового внутреннего продукта (ВВП) увеличилось на 9 %, промышленной продукции - на 7 %, инвестиции в основной капитал - на 20 %, перевозки грузов - на 5 %, розничный товарооборот - на 16 %.

Рост  ВВП в значительной мере был обусловлен положительной динамикой промышленного  производства. В ряде государств наряду с добывающей промышленностью  высокими темпами развивались машиностроение, химическое производство, обработка древесины, производство пищевых продуктов. Опережающий рост ВВП по сравнению с численностью занятых в экономике свидетельствовал об увеличении производительности труда. Во многих отраслях наблюдались рост рентабельности и сокращение числа убыточных предприятий.

Экономический рост способствовал увеличению реальной заработной платы, реальных располагаемых  доходов населения. Стабильно развивался потребительский рынок. В большинстве  государств - участников СНГ постепенно снижается уровень безработицы.

Укрепились  государственные финансы и денежное обращение. В большинстве государств - участников СНГ стабилизировались  валютные рынки, возросло доверие к  национальным валютам. Увеличиваются  объемы золотовалютных резервов, снижается  размер государственного внешнего долга.

К позитивным результатам экономического сотрудничества следует отнести укрепление национальной экономики, проведение значительных социально-экономических  преобразований в условиях переходной экономики, создание правовых условий  для свободного перемещения граждан на пространстве СНГ, вступление государств, исходя из своих национальных интересов, в широкую систему международных экономических отношений.

Эти результаты в значительной мере достигнуты за счет восстановления и развития экономических связей, функционирования зоны свободной торговли и безвизового режима между большинством государств - участников СНГ, установления правил трудовой миграции, расширения взаимных инвестиций. Деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях, способствует установлению прямых экономических связей в производстве продукции и сфере услуг.    Вместе с тем ряд проблем в течение прошедших лет не получил приемлемого разрешения для всех государств - участников СНГ. В рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Объемы и темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе. Низки затраты на инновации, вследствие чего многие выпускаемые товары неконкурентоспособны на мировом рынке. Сохраняется необходимость проведения ряда взаимосогласованных институциональных и структурных реформ в целях совершенствования рыночных инфраструктуры и механизмов.

Информация о работе Международно правовые основы экономического сотрудничества государств в рамках СНГ