Международно правовые основы экономического сотрудничества государств в рамках СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 10:43, статья

Описание

Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло 18 лет тому назад. За истекшие годы это региональное международное интеграционное объединение, являющееся по статусу международной межправительственной организацией, добилось в своем развитии определенных успехов. Оно оформилось структурно, имеет солидную международно-правовую основу в виде 1300 международных договоров, зарекомендовало себя серьезной международной организацией, в рамках которой его участники сотрудничают в различных областях - политической, экономической, гуманитарной, правоохранительной и других.

Работа состоит из  1 файл

Международно правовые основы экономического сотрудничества государств в рамках СНГ.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

Отрицательные факторы, влияющие на развитие экономического взаимодействия государств - участников СНГ:

- различие  по экономическому потенциалу, структуре  экономики, уровню экономического развития и благосостояния населения;

- различия  в характере и масштабах рыночных  преобразований;

- разноскоростной  характер интеграционных процессов;

- невыполнение  государствами отдельных принятых  в рамках СНГ обязательств;

- высокий  уровень энерго- и материалоемкости производства;

- критический  износ основных фондов, в первую  очередь в базовых отраслях  экономики;

- большая  доля транспортной составляющей  в стоимости товаров, что резко  снижает их конкурентоспособность;

- наличие  значительной доли теневой экономики;

- сложившаяся  товарная структура внешней торговли, в которой доля минерального  топлива и сырья в среднем  по государствам - участникам СНГ  составляет более половины общего  объема экспорта.

Факторы, способствующие экономическому взаимодействию государств - участников СНГ:

- наличие  емкого регионального рынка (280 млн. потребителей);

- самодостаточность  и взаимодополняемость по основным  видам топливно-энергетических и  сырьевых ресурсов;

- имеющийся значительный промышленный потенциал и его технологическая общность;

- осознание  необходимости повышения конкурентоспособности  экономики государств - участников  СНГ и ускорения их социально-экономического  развития на основе инноваций.

Цели  экономического развития на основе тесного сотрудничества в рамках СНГ:

- формирование  согласованных условий для обеспечения  устойчивого развития экономики;

- повышение  благосостояния населения;

- развитие  образования, здравоохранения, науки  и культуры;

- обеспечение  экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности;

- создание  условий для формирования и  развития рыночных отношений,  обеспечение равных возможностей  и гарантий для всех субъектов  хозяйственной деятельности;

- создание  благоприятного инвестиционного климата для совместного использования финансовых ресурсов государств - участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и других субъектов хозяйственной деятельности;

- обеспечение  доступа к товарным, трудовым  и фондовым рынкам, а также  к информации;

- создание  системы поддержки и взаимовыгодного  использования имеющихся стратегических  ресурсов, транспортных коммуникаций  и производственных мощностей;

- взаимовыгодное и согласованное развитие производственной специализации и кооперирования;

- осуществление  структурно-технологической перестройки  национальной экономики государств  в целях повышения эффективности  производства;

- сохранение  и развитие трудового и интеллектуального потенциалов.

Главными  задачами государств - участников СНГ  в экономической сфере являются:

- эффективное  использование географического  и природного, экономического и  транзитного потенциалов на благо  интересов своих граждан;

- развитие институтов взаимного экономического сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических интересов;

- повышение  глобальной конкурентоспособности  национальной экономики;

- диверсификация  структуры экспорта с увеличением доли продукции высоких технологий, высокой степени переработки и добавленной стоимости;

- развитие  финансовых институтов и повышение  инвестиционной привлекательности;

- взаимодействие  в социальной сфере, создание  условий для интеграции систем  образования государств - участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.

Приоритетные  направления развития взаимодействия:

- завершение  формирования и функционирование  зоны свободной торговли в  рамках СНГ в соответствии  с нормами и правилами Всемирной  торговой организации (ВТО);

- создание  предпосылок для формирования  общего экономического пространства;

- развитие  общих рынков отдельных видов  продукции, в первую очередь  сельскохозяйственной;

- взаимодействие  в области транспорта, в том  числе формирование сети международных транспортных коридоров;

- углубление  сотрудничества в области энергетики  в целях повышения надежности  энергоснабжения и оптимизации  использования топливно-энергетических  ресурсов;

- формирование  на основе национальных инновационных  систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

- создание  эффективных платежно-расчетных  механизмов и более широкое  использование фондового рынка  для взаимного перетока капиталов;

- развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

Экономическая политика государств - участников СНГ  в ближайшие годы будет ориентирована  на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, применение единых для всех государств - участников СНГ технологических стандартов и норм по охране окружающей среды.

Предполагается  создать благоприятные условия  для формирования среднего класса и снижения уровня бедности, определить точки экономического прорыва, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, субъектов хозяйственной деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами - участниками СНГ. Необходимо разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции, существенному снижению уровня теневой экономики.

Этапы реализации Стратегии:

- первый  этап - 2009-2011 годы;

- второй  этап - 2012-2015 годы;

- третий  этап - 2016-2020 годы.

На первом этапе предполагается ускорение  социально-экономического развития государств - участников СНГ на основе завершения формирования зоны свободной торговли и ее дальнейшего совершенствования в соответствии с нормами и правилами ВТО. Будут приниматься меры по обеспечению необходимых условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Планируется осуществить переход к активной поддержке экспорта по широкому спектру  обрабатывающей и особенно наукоемкой продукции, сочетающейся с политикой  регулирования доступа товаров  и услуг на общий рынок СНГ, основанной на международных принципах справедливой конкуренции и стимулирования развития национального производителя.

Предполагается  реализация и расширение конкурентных преимуществ, которыми обладает национальное хозяйство государств - участников СНГ в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов, а также создание институциональных условий, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики в режим инновационного развития.

С этой целью будет осуществляться содействие повышению конкурентоспособности промышленности; расширение взаимных инвестиций для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей, повышения трансграничной мобильности факторов производства; развитие устойчивых кооперационных связей в целях осуществления совместных проектов выхода на мировые рынки; структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования, других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность для населения качественных социальных услуг; развитие фундаментальной и прикладной науки, системы образования в государствах - участниках СНГ.

На втором этапе предполагается ускорение  социально-экономического развития государств - участников СНГ путем формирования межгосударственного инновационного пространства на базе основных направлений долгосрочного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, межгосударственных целевых программ инновационного сотрудничества, межгосударственных отраслевых научно-технических программ, обеспечивающих активизацию научно-технической и инновационной деятельности, концентрацию финансовых и материальных ресурсов.

На третьем  этапе предусматривается формирование регионального рынка нано- и пикоиндустрии, что будет способствовать сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики, реализации научно-технического и образовательного потенциала государств - участников СНГ для обеспечения к 2020 году их ведущих позиций на мировом рынке по некоторым видам высокотехнологичной продукции. Предполагается развитие в режиме инновационной социально ориентированной экономики, разработка новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных и возобновляемых видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем.

22 мая  2009 г. в Астане состоялось очередное, 54-е, заседание Совета глав правительств государств - участников СНГ. В повестку дня Совета глав правительств было включено 18 вопросов. По ним были приняты согласованные решения.

Одним из главных пунктов повестки дня  стал вопрос о Плане мероприятий по реализации первого этапа Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.

Принятый  План мероприятий по реализации первого  этапа Стратегии, рассчитанный до 2012 года, содержит комплекс мер в системообразующих областях и основных сферах экономического взаимодействия государств СНГ на 2009-2011 годы.

Документом  предусматривается расширение взаимодействия государств в промышленном производстве, реализация межгосударственных программ, в частности в энергетике, транспорте, агропромышленном комплексе. При этом обращается внимание на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, внедрение инновационных технологий. В социальной сфере особую актуальность приобретают меры для обеспечения занятости населения и создания новых рабочих мест, сближения законодательств в сфере занятости, трудовой миграции.

Мировой экономический кризис и его влияние  на страны СНГ

К концу 2008 г экономика стран Содружества  ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса. Особенно заметным оно было в странах с относительно высоким уровнем интеграции в мировую экономику, таких как Россия, Украина, Казахстан.

В первом полугодии 2009 г. производство ВВП по сравнению с соответствующим  периодом 2008 г. в среднем по странам СНГ снизилось на 9 %, производство промышленной продукции - на 15 %, перевозки грузов - на 20 %, объем инвестиций в основной капитал уменьшился на 15 %, а потребительские цены выросли на 13 %.

Резкое  снижение стоимостных объемов внешней  торговли наблюдалось практически во всех странах, причем оно затронуло как взаимную торговлю стран Содружества, так и торговлю с другими странами мира.

На созданном  руководителями государств СНГ постоянно  действующем совещании министров  финансов анализируется состояние  дел, вносятся соответствующие предложения. Безусловно, многое здесь определяется мерами, предпринимаемыми национальными правительствами в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики с целью поддержания экономики.

Информация о работе Международно правовые основы экономического сотрудничества государств в рамках СНГ