Мостовой кран, его эксплуатация и безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:42, практическая работа

Описание

Кранами называют грузоподъемные машины, предназначены для подъема груза и перемещения его в любом направлении в пределах пролета цеха или склада. Широкое распространение получили мостовые электрические краны.
В зависимости от назначения и типа грузоподъемного органа различают мостовые электрические краны нормального типа (краны общего назначения), оборудованные одним или двумя крюками, и специального назначения.

Работа состоит из  1 файл

преддипломная практика.docx

— 233.59 Кб (Скачать документ)

    б) при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;

    в) по требованию  работника по надзору или инспектора  Горгостехнадзора.

Рабочие, выполняющие работы по строповке или зацепке грузов, проверку знаний должны проходить не реже один раз в год.

Результаты аттестации и  проверки знаний должны оформляться  протоколом и заноситься в специальный журнал. Эти документы оформляются отделами технического обучения предприятия.

Требования к  крановщикам и стропальщикам. Машинист крана  и стропальщик грузов составляют бригаду по подъему, перемещению, погрузке и загрузке грузов, а также осуществлению других операций. Машинист крана выполняет команду только стропальщика. Указания руководителей о выполнении работ передаются стропальщику, который с помощью установленной знаковой сигнализации подает соответствующую команду крановщику. Команду об аварийной остановке крана машинист принимает от любого лица.

Машинист крана несет  ответственность за безопасное содержание и эксплуатацию крана. Он должен в  совершенстве знать его устройство, назначение механизмов, приборов и устройств безопасности.

Одним из непременных требований, предъявляемых к крановщику, есть знание им перечня и назначение смазочных  материалов, умение выполнять смазочные работы в соответствии с действующими на предприятии правилами.

Машинист и стропальщик  обязаны также уметь определять пригодность к работе канатов и чалочных приспособлений, грузозахватных устройств и используемой на производстве тары, знать нормы ее заполнения сыпучими, текучими и другими грузами, уметь безопасно освобождать от действия тока лиц, попавших под напряжение, применять способы оказания первой неотложной помощи.

Работники, обслуживающие  краны, не должны допускаться к работе в нетрезвом или болезненном  состоянии.

Машинист не имеет также  права без разрешения руководителя смены оставлять кран без подмены, самостоятельно подменять других машинистов, меняться сменами, допускать в кабину лиц без специального указания механика цеха или других работников, ответственных за краны. Он обязан систематически следить за состоянием каната, зацепных приспособлений, за правильностью зацепки и складирования грузов, сохранением нормальных проходов и габаритов.

Крановщику запрещается  вступать в пререкания со стропальщиком.

Машинист обязан следить  за наличием в кабине резинового коврика  и перчаток, которые должны быть проверены лабораторией и иметь штамп о проверке. Перчатки проверяются раз в полгода, а резиновые коврики – раз в два года.

Стропальщик должен уметь  считать вес поднимаемого груза, подобрать чалочные цепи, канаты в соответствии с весом и габаритами груза.

Перечень основных неисправностей, определенных Правилами, при которых  работа крана запрещается:

    1. при наличии трещин или деформации металлоконструкций;
    2. если обнаружены трещины в элементах грузоподъемных органов (крюке, траверсе и т. д.) или отсутствуют шплинты, зажимы крепления, ослаблены крепления канатов;
    3. если крюк не вращается в обойме; гайка, крепящая крюк, не имеет устройства, исключающего ее самоотвинчивание;
    4. если грузовой канат имеет оборванную прядь, местное повреждение или износ, превышающий установленную норму;
    5. когда тормоза не производят торможения, детали тормозов механизмов подъема груза имеют повреждения, валики рычажной системы тормозов не имеют шплинтов, выработка валиков, серег выше допускаемых пределов или обнаружены трещины в ленте ленточного тормоза;
    6. в случае отсутствия ограждения механизмов и наличия голых токоведущих частей электрооборудования;
    7. при надежно укрепленных редукторах, тормозных шкивах, подшипниках, электродвигателях и другом оборудовании крана;
    8. когда запуск контроллеров  и другого электрооборудования, а также металлоконструкция крана находятся под напряжением;
    9. когда троллеи, расположенные на мосту крана, соприкасаются между собой или с металлоконструкцией крана; токоприемники – со смежными троллеями; гибкие троллеи сильно провисают; изоляция электропроводки повреждена; заземляющая проводка имеет обрывы;
    10. в случае отсутствия резинового коврика в кабине крановщика;
    11. если не работают концевые выключатели или их рычаги не возвращаются в исходное положение; не работают блокировочные контакты люка, ограждения моста, нулевая блокировка контроллеров или автоматические противоугонные приспособления;
    12. когда неисправно звуковое сигнальное устройство;
    13. если прострочен срок технического освидетельствования.

Основные меры безопасности. Пребывание людей в непосредственной близости к зачаленному грузу при его подъеме или перемещении приводит к несчастным случаям.

Типовая инструкция, утвержденная Горгостехнадзором, запрещает крановщику осуществлять какое-либо движение краном до тех пор, пока он не убедится в  отсутствии людей в зоне действия крана.

При кантовке большой рамы, изготавливаемой в цехе конструкций, стропальщик зацепил ее одним крюком двухконцевой цепи. Не отойдя на безопасное расстояние в сторону, подал команду крановщику о подъеме. Резко поднятая рама качнулась и тяжело травмировала стропальщика.

Стропальщик, надежно зачалив  груз, обязан отойти на безопасное расстояние и подать крановщику соответствующую команду о начале работе.

Важное значение должно быть уделено надежной зачалке грузов.

Правилами категорически запрещается провоз грузов над людьми. Машинист обязан сигналом предупреждать людей  движении крана с грузом.  Если по какой-либо причине путь не освобождается, машинист обязан остановить кран.

Одним из непременных условий  безопасной эксплуатации кранов является подъем и перемещение ими грузов в пределах установленной грузоподъемности.

К серьезным последствиям в ходе эксплуатации кранов приводят их столкновения.

Правилами разрешают подъем груза с пола цеха или любой  другой площадки только при вертикальном положении грузовых канатов.

Большое значение придается  мерам безопасности при выполнении работ с помощью кранов на площадках, где ведется сборка, монтаж машин и оборудования.

Высокая ответственность  возлагается на лиц, выполняющих  работы по транспортировке жидкого  металла.

При обслуживании крана двумя  лицами – крановщиком и его  помощником – ни один из них не имеет права отлучаться с крана или возвратиться на него, не предупредив об этом другого.

Высокая организация производства и четкая эксплуатация кранов с соблюдением требований Правил гарантирует безаварийную и безопасную работу.

Техника безопасности при осмотрах и ремонтах кранов. Организации безопасных условий труда при осмотрах и ремонтах кранов должно быть придано особое значение.

Наряд-допуск, подписанный  ответственным лицом, дает право  на начало, ведение и окончание работ, служит одной из главных мер безопасности. Такой наряд-допуск должен выдаваться также работникам, которые обслуживают технологическое оборудование, расположенное в зоне действия кранов.

Краны должны ремонтироваться  в установленных местах у посадочных или ремонтных площадок. На ремонтируемом  кране контроллеры должны быть выведены в нулевое положение, рубильники, через которые питаются кран и  главные троллеи, должны быть выключены, плавкие предохранители сняты.

На указанных рубильниках  должны быть вывешены плакаты «Не  включать – работают люди!»

После отключения напряжения машинист передает руководителю ремонта ключ-бирку на право управления краном. По обе стороны ремонтируемого крана на подкрановых рельсах устанавливаются переносные упоры, а также красные сигнальные флажки днем и красные фонари в ночное время для предупреждения заезда других кранов в зону ремонта.

Площадь под остановленным  на ремонт краном должна ограждаться  веревками с вывеской на ней надписи  «Проход запрещен – вверху работают!» В необходимых случаях рабочие должны снабжаться монтажными поясами.

В вахтенном журнале обязательно  сообщать машинистам кранов, действующих на одном подкрановом пути с ремонтируемым краном, о предстоящем ремонте.

Используемое в ходе ремонтов и осмотров переносное электроосвещение должно быть низковольтным (не выше 36 в).

Любые пробные включения  механизмов крана, а также рубильника, во время или после окончания  ремонта могут производиться  с разрешения и в присутствии  руководителя, ответственного за ремонт. При этом все работающие на кране должны быть предупреждены о предстоящем включении.

При ремонтных работах  на подкрановых путях участки  ремонта должны также ограждаться упорами, троллеи обесточиваться, машинисты кранов, действующих в пролете ремонта и смежных пролетах, должны знать о времени и месте ремонта. Об этом должна быть сделана запись в их вахтенных журналах. Могут быть приняты и другие меры безопасности, определяемые спецификой ремонта и условиями производства.

Бирочная (марочная) система. Марочная (бирочная) система является эффективной мерой предупреждения аварий и несчастных случаев при эксплуатации его в работе, исключает несогласованные действия между машинистами и ремонтными работниками, управление кранами случайными лицами. Распространяется она на все электрические мостовые краны, а также на другие виды оборудования в тех случаях, когда машинисту с места управления не видны вращающиеся и движущиеся части механизмов или находящиеся под напряжением электрического тока.

На предприятиях устанавливаются  два образца бирок:

  1. бирка-ключ для машинистов с указанием номера бирки, номера крана и наименования цеха;
  2. личные бирки для установленного контингента ремонтного персонала с указанием занимаемой должности и рабочего номера обладателя бирки.

Бирки выдаются под расписку и находятся у машиниста, передаются сменщику при передаче крана. При  работе крана одну-две смены или  в случае невыхода сменщика она сдается начальнику смены, цеха. Крановщик, не имеющий при себе бирки на обслуживаемый им кран, не имеет права на управление.

При ремонтах оборудования устанавливается следующая система:

  1. после остановки крана, снятия с него напряжения и выполнения требований наряда - допуска руководитель ремонта принимает у машиниста бирку-ключ; до ее получения машинист не имеет права включать рубильник и производить какие-либо движения краном;
  2. бирка-ключ возвращается машинисту после окончания ремонта и личной проверки полной готовности крана к пуску.

Право на выполнение работ  по осмотру и наладке кранов представляется руководителю ремонта – механику, энергетику цеха, мастерам и бригадирам электрослесарных работ не ниже третьего разряда.

Бирочной системой должно быть установлено также, что лицо, производящее осмотр, ремонт или опробование крана обязан вручить машинисту свою личную бирку. Только после этого машинист по его команде должен привести в движение механизмы на холостом ходе. По окончанию осмотра, ремонта и опробования, полного и точного выполнения требования наряда-допуска снова происходит обмен бирками.

Техническое освидетельствование. Все вновь установленные грузоподъемные краны и съемные грузозахватные приспособления перед пуском в работу должны пройти техническое освидетельствование. Правилами установлены первичное, очередное и внеочередное освидетельствование мостовых кранов.

Первичное освидетельствование производится по прибытии крана на место в период подготовки его к эксплуатации независимо от технического освидетельствования на заводе-изготовителе. В случае прибытия крана в собранном виде он подвергается техническому освидетельствованию без испытания грузом.

Периодическое техническое освидетельствование кранов должно проводиться не реже одного раза в 12 месяцев, за исключением редко используемых кранов, которые подвергаются освидетельствованию не реже, чем через каждые три года.

Внеочередное техническое освидетельствование крана производится:

    1. после монтажа, вызванного переносом крана на другое место;

б) после реконструкции, связанной  с изменением привода, переоборудования крюковых кранов на грейферные или магнитные, увеличения пролета или повышения грузоподъемности крана.

в) после капитального ремонта  металлоконструкций механизма подъема  или его замены.

При техническом освидетельствовании  кран подвергается осмотру, статическому и динамическому испытанию.

Информация о работе Мостовой кран, его эксплуатация и безопасность