Страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:50, реферат

Описание

Технологический уровень развития промышленности и экономики выдвигает на первое место проблемы обеспечения безопасности производственных объектов, преодоления их негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, существенным отрицательным эффектом сопровождаются аварии, количество которых неуклонно возрастает. Результатом таких техногенных катастроф являются не только значительный ущерб, причиненный экологической обстановке, экономике страны, но и имущественные потери населения, организаций и предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта.docx

— 32.31 Кб (Скачать документ)

Страхование гражданской ответственности  владельца опасного объекта

Опасные объекты: проблема страхования  рисков эксплуатации

Технологический уровень  развития промышленности и экономики  выдвигает на первое место проблемы обеспечения безопасности производственных объектов, преодоления их негативного  воздействия на окружающую среду. Кроме  того, существенным отрицательным эффектом сопровождаются аварии, количество которых  неуклонно возрастает. Результатом  таких техногенных катастроф  являются не только значительный ущерб, причиненный экологической обстановке, экономике страны, но и имущественные  потери населения, организаций и  предприятий.

Масштаб возможного ущерба и производственно-технологической  инфраструктуры можно оценить, обратившись  к статистике деятельности опасных  объектов, а также последствий  угроз, которые исходят от их эксплуатации.

Сегодня в Российской Федерации  действуют 45 тыс. опасных  объектов различного типа и различной  формы собственности. Из них только в  промышленности - более 8000 взрывоопасных и  пожароопасных объектов. В России эксплуатируется  около 150 тыс. км магистральных  газопроводов, 62 тыс. км нефтепроводов  и 25 тыс. км продуктопроводов. Общая протяженность трубопроводов составляет более 220 тыс. км. Кроме того, на территории страны эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется около 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд. куб. м. На предприятиях топливно-энергетического комплекса функционируют 350 комплексов гидротехнических сооружений, в том числе более 100 гидроэлектростанций, создающих и обслуживающих наиболее крупные водохранилища. В Минтрансе России общее количество гидротехнических сооружений, используемых для обеспечения судоходства, составляет более 700. В Минсельхозе России эксплуатируется более 200 гидротехнических сооружений преимущественно I и II классов, создающих при авариях чрезвычайные ситуации.

Для всесторонней оценки назревшей проблемы следует обратить внимание на размещение населения и  объектов, являющихся источником повышенной аварийной опасности.

На  сегодняшний день в зонах непосредственной угрозы жизни и  здоровью людей в  случае возникновения  техногенных чрезвычайных ситуаций проживает  около 80 млн. человек, т.е. 55% населения. Численность городского населения составляет почти 75% общей численности населения страны. При этом только 15% граждан проживают на территории, где нет опасных объектов. Ежегодные потери от чрезвычайных ситуаций в городах составляют 800 - 1000 человек. При этом большую опасность представляют аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.

Весьма показательна статистика техногенных катастроф. В 1993 - 2000 гг. на территории Российской Федерации произошло 10527 чрезвычайных ситуаций, в том числе от общего количества: локальных - 63,8%, местных - 22%, территориальных - 13,4%, региональных - 0,4%, федеральных - 0,29%, трансграничных - 0,01%.

По  данным Госгортехнадзора, количество опасных  производственных объектов составляет около 200000. По статистике МЧС России количество объектов, авария на которых может закончиться федеральной или региональной катастрофой, составляет 1609 единиц. Причем количество объектов, авария на которых может привести к региональной катастрофе, в 6,5 - 7 раз больше количества объектов, авария на которых может привести к федеральной катастрофе. Аналогичное соотношение между количеством объектов, авария на которых может закончиться территориальной катастрофой, и количеством объектов, авария на которых может привести к региональной катастрофе, и т.д. Кроме того, нельзя оставить без внимания потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации, т.е. те, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.

Первоначально проблема, связанная со снижением компенсацией потерь от рисков и смягчением последствий  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера в Российской Федерации нашла отражение в  соответствующей Федеральной целевой  программе (Постановление Правительства  РФ от 29 сентября 1999 г. N 1098), предусматривающей  перечень необходимых мероприятий  на период до 2005 г. Предварительные  итоги реализации Программы свидетельствуют, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано с отсутствием эффективной практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре, стимулирования добровольных обязательств бизнеса и корпоративной ответственности.

Концепция современного законодательства учитывает положения  Федеральной целевой  программы "Снижение рисков и смягчение  последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  в Российской Федерации  до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства  РФ от 6 января 2006 г. N 1. В качестве одного из приоритетов Программы  определено внедрение  системы обязательного  страхования гражданской  ответственности  за причинение вреда  при эксплуатации опасного объекта. Наличие  такой системы  позволит одновременно защищать интересы граждан  и организаций  в случае причинения им ущерба, а также  стимулировать руководителей  к принятию мер  по повышению безопасности деятельности опасных  объектов.

В настоящее время  страхование рисков, связанных с  эксплуатацией опасных объектов, рассматривается руководством таких  объектов как формальное мероприятие, связанное с безвозвратным выводом  из оборота определенной суммы их средств. В поисках минимизации  указанных затрат страхователь приобретает  полисы страхования с незначительными  лимитами в компаниях, не обладающих серьезными собственными оборотными средствами. Такие договоры в случае наступления  страхового случая в состоянии обеспечить только минимальные выплаты, не идущие ни в какое сравнение с размером нанесенного ущерба.

Страхование ответственности: практика и новые инструменты

Обязательное страхование  различных категорий рисков воспринято в цивилизованной практике многих государств и находит формализованное выражение  в гражданском законодательстве.

В свою очередь ФЗ от 21 июля 1997 г. N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от 27 декабря 2009 г.) предусматривает обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте. 

Несмотря на наличие  положений об обязательном страховании, соответствующая нормативная практика долгое время оставалась невостребованной, прежде всего, по причинам отсутствия необходимой инфраструктуры и практики реализации подобного вида страховой  деятельности. Также из-за необходимости преодоления некоторых проблем и условия их решения нашли отражение в Законе N 225-ФЗ, принятом в развитие указанных положений гражданского и страхового законодательства.

Введение обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев опасных объектов за вред, причиненный авариями при эксплуатации опасных объектов, продиктовано высоким  уровнем опасности таких аварий для жизни, здоровья и имущества  людей, большими размерами причиняемого материального ущерба. Создание специальной  системы обязательного страхования  в сфере эксплуатации опасных  объектов продиктовано также опытом государственного регулирования опасных  производственных объектов и гидротехнических сооружений большинства зарубежных стран и в Российской Федерации.

Предусматриваемое Законом обязательное страхование позволяет  не только реально  защитить имущественные  интересы граждан  и юридических  лиц, но и экономически стимулировать меры по повышению уровня безопасности опасных  объектов. К факторам такого стимулирования следует отнести  оценку безопасности эксплуатации опасных  объектов со стороны  страховщиков, реализацию тарифной политики в  зависимости от уровня риска (вероятности) аварии.

Законом N 225-ФЗ определяются условия  и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта на территории Российской Федерации.

Анализ положений  Закона и материалов к нему позволяет  сделать вывод, что приоритетом  является не проблема безопасности эксплуатации объектов, а формирование по аналогии с ОСАГО денежных потоков в  виде страховых премий и иных сопутствующих  платежей, взимаемых в пользу страховых  компаний.

Закон N 225-ФЗ позволит:

- осуществлять экономическое  регулирование в  области защиты  прав физических  и юридических  лиц, которые могут  пострадать при  авариях на опасных  объектах;

- существенно снизить  риск и размеры  бюджетных выплат  на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих в случае аварии на опасном объекте;

- стать для владельцев  опасных объектов  экономическим стимулом  к проведению превентивных  мероприятий по  повышению уровня  безопасности опасных  объектов.

Разработчики Закона N 225-ФЗ ставили задачу установления единых условий, порядка, правовых и  экономических основ проведения обязательного страхования гражданской  ответственности за причинение вреда  при эксплуатации опасного объекта  с целью защиты имущественных  интересов физических и юридических  лиц. Эффективная реализация норм закона позволит решить проблему возмещения вреда, причиняемого жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций, создаст оперативную и эффективную систему защиты жертв от аварий на опасных объектах.

Сфера действия норм об обязательном страховании

Законодатель  особо оговаривает  общественные отношения, которые исключаются  из сферы действия Закона. При этом выделяются несколько  случаев.

Во-первых, действие Закона N 225-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие  вследствие причинения вреда за пределами  территории Российской Федерации. Согласно статье 67 Конституции РФ территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Из текста части 1 названной статьи следует, что каждый субъект Федерации имеет собственную территорию. Правовой статус территорий субъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями и уставами.

Во-вторых, действие Закона N 225-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие  вследствие использования  атомной энергии. Возмещение возможного ущерба, причиненного в результате деятельности объектов по выработке  атомной энергии, например атомных электростанций, регулируется специальным законодательством, что исключает применение норм Закона N 225-ФЗ. Так, в статьях 53 - 60 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 27 декабря 2009 г.) предусмотрена ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан.

В-третьих, действие Закона N 225-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие  вследствие причинения вреда природной  среде. Предмет Закона предполагает в качестве субъектов, которым  может быть причинен ущерб в результате аварий на особо опасных  объектах, только физических и юридических  лиц (организаций). Порядок  регулирования возмещения вреда окружающей среде, возникающий  в результате техногенных  катастроф, определяется законодательством  о защите окружающей среды. В частности, статьями 75 - 80 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27 декабря 2009 г.) предусматривается ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При этом вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 79). 

Владелец  опасного объекта

Владельцами опасных объектов считаются юридические  лица и индивидуальные предприниматели, владеющие  такими объектами  на праве собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления, а также  на иных законных основаниях (например, аренда) и осуществляющие их эксплуатацию (п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ).

Следует отметить, что в  понятие "владелец опасного объекта" не включены физические лица - граждане, что  на практике может  вызывать определенные трудности с установлением  владельца опасного объекта и, соответственно, страхователя. Такая  спорная ситуация может возникнуть с собственниками жилых помещений  в многоквартирных  домах, имеющих лифтовое хозяйство. Если собственниками не создано, скажем, товарищество собственников жилья, которое могло бы выполнять функции владельца опасного объекта (страхователя) и выступать стороной по договору обязательного страхования гражданской ответственности, то возложить обязанности по страхованию в рамках настоящего Закона не представляется возможным ввиду отсутствия субъекта, обязанного осуществлять страхование.

Информация о работе Страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов