Сравнительная характеристика систем социального страхования России, Великобритании, США и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 06:05, реферат

Описание

Существующая в настоящее время в России система социального страхования справляется со стоящими перец ней задачами лишь частично, она не отвечает складывающимся условиям хозяйствования, и этим отчасти осеменяются трудности становления рыночных отношений в стране. Введение многоукладной экономики должно повлечь за собой и создание принципиально иной модели социального страхования.

Работа состоит из  1 файл

соц страх.docx

— 40.54 Кб (Скачать документ)

Департамент торговли и промышленности как орган государственного страхового надзора наделен широкими правами и полномочиями. Главная  цель предпринимаемых мероприятий  в области надзора за страховой  деятельностью -- защита интересов страхователей. К числу мер регулярного воздействия на страховую компанию со стороны DTI относится жесткий контроль за выполнением согласованной с DTI инвестиционной программой страховщика. Орган страхового надзора может назначить специальную проверку вопросов постановки актуарных расчетов, потребовать провести независимую экспертизу программ перестраховочной защиты рисков страховщика. Кандидатуры вновь назначаемых специалистов на должности высших управляющих страховой компании, например, главного исполнительного директора, контролера (председателя наблюдательного совета) подлежат одобрению со стороны руководства страхового надзора. Страховая компания, испытывающая проблемы с поддержанием необходимого уровня платежеспособности, обязана составить план финансовой санации (оздоровления), за выполнением которого орган государственного страхового надзора устанавливает систематический контроль. 

Особые меры государственного регулирования применяются  в отношении страховщиков, специализирующихся на операциях накопительного страхования  жизни и долгосрочных пенсионных планов накопления сбережений к определенному  возрасту. Правовую базу для этого  регулирования создает Закон  о финансовом обслуживании 1986 г. (Financial Services Act, 1986). 

В соответствии с указанным законом общества личного страхования обязаны  пройти регистрацию в специальных  уполномоченных организациях -- Управлении по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investments Board, SIB) или Регулирующей организации компании по страхованию жизни и паевых фондов (Life Assurance and Unit Trust Requlatory Orqanization, LAUTRO), которой Управление по ценным бумагам и инвестициям делегировало часть своих полномочий. Управление по ценным бумагам и инвестициям (создано в 1985 г.) -- центральный орган, регулирующий рынок ценных бумаг в Великобритании. 

В рамках спецрегистрации тщательному анализу и проверке подвергается инвестиционный план страхования в отношении его соответствия действующим правилам инвестирования и уставным задачам страховщика. 

Деятельность  страховых синдикатов корпорации "Ллойд" непосредственно не подлежит надзору  со стороны Департамента торговли и  промышленности (DTI). В соответствии с Законом о страховой корпорации "Ллойд" 1982 г.(Lloyd's Act, 1982) функции надзора за синдикатами переданы Совету Ллойда (Council of Lloyd's), наделенному широкими правами и полномочиями. 

В результате в  граджанско-правовом декрете страховая корпорация "Ллойд" рассматривается как саморегулирующая структура страхового рынка, деятельность которой носит ярко выраженный международный характер. 

Совет Ллойда отвечает за вопросы создания новых страховых  синдикатов корпорации. При этом во внимание принимается финансовое поручительство от не менее двух уже существующих синдикатов (250000 фунт, стерлингов). 

Каждый страховой  синдикат корпоративной структуры "Ллойд", вступая в страховые  правоотношения, несет неограниченную имущественную ответственность  по принятым на себя обязательствам. В  этой связи синдикаты обязаны  на регулярной основе представлять в  Совет "Ллойда" доказательства фактического положения их имущественного состояния. Каждому страховому синдикату со стороны Совета "Ллойда" устанавливаются  лимиты (задания) по сбору страховых  платежей, величина которых зависит  от суммы гарантийного денежного  депозита, размещенного страховым синдикатом в корпорации до начала страховых  операций. Исходя из суммы депозита и установленного лимита страховых  платежей. Совет "Ллойда" устанавливает  квалификационный уровень финансовых ресурсов страхового синдиката и  тем самым дает согласие на определенные объемы це-дирования рисков. В соответствии с уставными требованиями к страховой корпорации "Ллойд" ежегодно руководителю Департамента торговли и промышленности передается отчет о результатах страхового бизнеса синдикатов, а также сертификат, удостоверяющий уровень их платежеспособности. 

Деятельность  страховых посредников в Великобритании в значительной степени также  подлежит регулированию и лицензированию. Это в первую очередь относится  в деятельности страховых и перестраховочных брокеров. В соответствии с Законом  о страховых брокерах 1977 г. (Insurance Brokers Act, 1977) в Великобритании образован Регистрационный совет страховых брокеров (Insurance Brokers Registration Council, IBRC), которому приданы контрольные и регулятивные функции в отношении страховых брокеров, действующих на английском страховом рынке. На IBRC возложено ведение государственного реестра страховых брокеров. Без соответствующей регистрации в IBRC и занесения сведений в государственный реестр страховых брокеров деятельность страхового посредника считается незаконной со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Физические лица, претендующие на получение профессиональной квалификации "страховой брокер", обязаны сдать квалификационный экзамен по теории и практике страхового дела, а также показать экспертам IBRC, что они имеют минимальный  капитал 1000 фунтов стерлингов для начала своих посреднических брокерских операций. Кроме того, в качестве гарантии по своим обязательствам успешно сдавший квалификационный экзамен кандидат вносит в IBRC денежный депозит 1000 фунтов стерлингов. 

Если доля брокерской комиссии от продажи полисов страхования  жизни и накопительных пенсионных планов к определенному возрасту клиента превышает 25% его совокупного  дохода от страховой деятельности, то страховой брокер должен либо вступить в члены особой национальной саморегулирующейся организации -- Регулирующей ассоциации финансовых посредников, менеджеров и брокеров (Financial Intermediaries, Managers and Brokers Regulatory Association, FIMBRA) либо преобразовать свой статус хозяйствующего субъекта страхового рынка в так называемого "связанного" страхового агента или страховщика. 

Особая структура  английского страхового рынка -- Управление по защите страхователей (Policyholders Protection Board), которое было создано в соответствии с Законом о защите прав страхователей 1975 г. (Policyholders Protection Act, 1975). Кроме того, указанный закон обеспечил необходимые условия для создания особого компенсационного фонда страхователям, который формируется за счет денежных отчислений всех страховых компаний, имеющих лицензии и осуществляющих страховые операции в Великобритании. Уровень отчислений в компенсационный фонд основан на величине нетто-страховой премии, собираемой страховщиком по договорам страхования, заключенным с населением. В случае банкротства страховой компании средства компенсационного фонда будут использоваться для компенсации полностью или частично их потерь по договорам обязательного страхования. 

В 1925 г. страховой  корпорацией "Ллойд" был утвержден  центральный гарантийный фонд, средства которого предназначаются для возмещения ущерба по договорам страхования, заключенным  страховыми синдикатами, если они испытывают серьезные финансовые затруднения  по текущим операциям. Размер ежегодных  отчислений в центральный гарантийный  фонд зависит от емкости синдиката  по размещению рисков. 

В некоторых  случаях страхователи могут рассчитывать на денежную компенсацию со стороны IBRC и FIMBRA, организующих деятельность страховых  посредников на английском страховом  рынке. Денежная компенсация страхователям выплачивается при финансовом банкротстве страхового брокера или установленных фактов преступной небрежности страхового агента или брокера при обслуживании страхователя, которые имели для него весьма неблагоприятные последствия и повлекли нарушение его законных прав. 

Закон о страховых  компаниях 1982 г. устанавливает минимальные  требования к уровню платежеспособности страховщика. Методика расчетов уровня платежеспособности соответствует  требованиям директив ЕС по вопросам страховой деятельности. Постоянный контроль за уровнем платежеспособности страховых компаний осуществляет Департамент торговли и промышленности. Особо жесткие требования к уровню платежеспособности установлены этим законом по отношению к обществам личного страхования. 

В Великобритании действует обязательное страхование  гражданской ответственности за ущерб перед третьими лицами, причиненный  владельцами автотранспорта, авиаперевозками, лицами, занимающимися верховой ездой, а также лицами, которые содержат в домашних условиях животных, опасных  для окружающих. Кроме того, предусмотрено  обязательное страхование профессиональной ответственности для адвокатов, бухгалтеров, страховых брокеров, а  также операторов атомной энергетической установки. Договоры обязательного  страхования (в силу действующего законодательства) заключаются страховыми компаниями, присутствующими на английском страховом  рынке. Государственные организации  Великобритании вопросами обязательного  страхования не занимаются. 

Английским законодательством  установлены требования к объему и формам финансовой отчетности страховых  компаний. Все страховые компании, имеющие лицензии, обязаны составить  годовой финансовый отчет и довести  его до сведения акционеров. Финансовый отчет в обязательном порядке  проходит процедуру внешнего аудита. При этом применяются установленные  в Великобритании нормы и стандарты  аудита страховщиков. Не позднее шести  месяцев по окончании финансового  года все страховые компании обязаны  представить годовой финансовый отчет в Департамент торговли и промышленности. 

Страховые компании уплачивают налог на прибыль от страховой  деятельности, а также налог на имущество. В некоторых случаях  страховые операции облагаются гербовым сбором, однако объем этих операций весьма ограничен. 

Система социального  страхования в Германии 

страхование социальный зарубежный бизнес 

Стержнем системы  социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Согласно немецкому трудовому законодательству, работодатель обязан застраховать наемного работника на случай возникновения  ряда социальных ущербов. Под термином «социальное страхование» подразумеваются  пять видов различных страховых  договоров, разработанных социально-трудовыми  ведомствами на базе Кодекса социального  права: 

- государственное  медицинское страхование, представляемое  государственными медицинскими  кассами; 

- государственное  обязательное страхование на  случай возникновения необходимости  в уходе по болезни или старости, предоставляемое государственными  медицинскими кассами; 

- пенсионное  страхование, предоставляемое земельными  или федеральными страховыми  обществами для наемных работников; 

- страхование  на случай потери работы, предоставляемое  федеральным ведомством по труду; 

- государственное  обязательное страхование от  последствий несчастного случая  на производстве, предоставляемое  союзом предпринимателей одной  или родственной отрасли промышленности. 

Все частные  предприниматели, как мелкие, представляющие фирму в единственном числе и  не имеющие наемных работников, так  и владельцы крупных предприятий  с правом принятия на работу наемных  работников, заключают свои социальные страховые договоры самостоятельно. При этом они законодательно освобождаются  от двух обязательных социальных страховок - страхование на случай потери работы и пенсионного страхования. 

Финансовой основой  являются фонды социального страхования. В основе системы лежит принцип  «один за всех и все за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив  нагрузку равномерно на всех, они хотят  ограничить тяжесть возможных последствий  для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые  услуги и тем самым приобретают  право на получение услуг при  наступлении страхового случая. Размер обязательных взносов зависит от их доходов; пенсия и пособие по безработице (при наступлении страхового случая) зависят от размера их взносов. Выплаты  по перечисленным видам страхования  производятся по одному принципу с  одинаковым объемом услуг для  всех застрахованных лиц. Сумма страховых  взносов зависит от размера заработной платы наемного работника и определяется процентной ставкой соответствующего страхового фонда. 

Что касается совокупной величины налоговой ставки социального  страхования, то она зависит от вида выбранной работником больничной кассы  и может варьироваться в пределах 43-46% от величины начисленной ему  зарплаты. 

Страховые взносы выплачиваются совместно наемным  работником и его работодателем  в равных соотношениях. А вот взносы на страхование от несчастного случая на производстве выплачиваются в  полном объеме работодателем. На нем  же лежит и ответственность по ежемесячному отчислению всех взносов  в больничные кассы, которые перераспределяют поступившие средства в соответствующие  социальные фонды и Федеральное  агентство по труду. 

Информация о работе Сравнительная характеристика систем социального страхования России, Великобритании, США и Германии