Эволюция социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:55, контрольная работа

Описание

Средства массовой информации затрагивают проблему реформ в социальной сфере весьма поверхностно, «выхватывая» лишь некоторые наиболее острые вопросы.
Основная же масса населения просто не имеет представления о тех социальных гарантиях, которые им предоставляет государство.
Цель работы: сформировать общую картину развития социального страхования Российской федерации.

Содержание

Введение
3
Дореволюционное социальное страхование в России
4
Социальное страхование в России после Октябрьской революции 1917г.
5
Послевоенное социальное страхование
8
Перестройка и новая политика социального страхования
8
Заключение
10
Список используемой литературы
11

Работа состоит из  1 файл

к-р.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

Кафедра _____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы социального  страхования»

тема: «Эволюция социального страхования  в России»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 3 курса (6 лет обучения),

группы 310

заочной формы  обучения

специальность «Государственное и муниципальное управление»

института безопасности жизнедеятельности

Гребцова Ольги  Анатольевны

 

Проверил:

______________________________

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание


 

Введение

3

Дореволюционное социальное страхование в России

4

Социальное  страхование в России после Октябрьской революции 1917г.

5

Послевоенное  социальное страхование

8

Перестройка и новая политика социального  страхования

8

Заключение

10

Список  используемой литературы

11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы социального страхования заключается в том, что каждый гражданин РФ обязан отчислять процент от своих доходов в фонд обязательного социального страхования, получая взамен право на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности, болезни, а также по возрасту.

 Если  социальное страхование в советские  времена, было незыблемым понятием, и работник был уверен, что  ему оплатят больничный лист, он сможет отправить ребенка  в пионерский лагерь за небольшой  процент от стоимости путевки,  женщина, уходя в декретный отпуск, знала, что сможет вернуться на свое рабочее место. На сегодняшний момент не все так безоблачно.

 Незнание законодательства работником, а также частое несоблюдение этого же законодательства работодателем в наше время рыночных отношений, приводит к тому, что люди не уверены в том, что им оплатят больничный или  очередной отпуск, многие частные предприятия не хотят брать на работу  женщину с детьми, которые часто болеют, предпочитая сотрудников, у  которых нет малолетних детей, не берут на работу и людей предпенсионного  возраста, что является нарушением законодательства и т.п.

Средства  массовой информации затрагивают проблему реформ в социальной сфере весьма поверхностно, «выхватывая» лишь некоторые наиболее острые  вопросы.

Основная  же масса населения просто не имеет представления о тех социальных гарантиях, которые им предоставляет государство.

Цель  работы: сформировать общую картину  развития социального страхования  Российской федерации.

Объектом  исследования является социальное страхование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дореволюционное социальное страхование в России

 

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние  на общественные процессы, государство  во многих странах создает системы  обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Первые законы о страховании были приняты в  России в начале ХХ столетия.

В 1912 г. Россия получила пакет страховых законов, предусматривавших обязательное социальное страхование: от несчастных случаев на производстве, в случае болезни, а женщин-работниц – в случае родов. В соответствии с этими законами медицинская и лекарственная помощь наемным работникам предоставлялись безвозмездно; пенсии при полной потере трудоспособности устанавливались в размере 2/3 заработка.

Рабочую группу в Государственной Думе, которая  занималась подготовкой и согласованием  страховых законов, возглавлял барон  Е.Е. Тизенгаузен, исповедовавший концепцию необходимости государственного вмешательства в регулирование отношений между работодателем и работниками, включая отношения по обязательному социальному страхованию.

По его мнению, противостояние сторон этих отношений могло привести к стихийному взрыву, “который под развалинами существующего строя похоронит все то, что достигло человечество тысячелетней культурой”.

В 1913 г. в целях систематизации законодательства о наемном труде  принимается Устав о промышленном труде, который входит в новое издание второй части ХI тома Свода законов Российской Империи.

Из четырех разделов Устава один раздел предусматривает виды обеспечения  работников промышленных предприятий. В этом разделе первые семь глав содержат нормы, определяющие общие  вопросы страхования наемных работников.

Трудно не согласиться  с выводом Е.Б.Хохлова – автора Очерков истории правового регулирования  труда в России, считающим, что  с принятием таких актов Россия стояла перед громадным качественным сдвигом в общественном правосознании, а российское общество начинало претерпевать самые настоящие революционные изменения как в теории юридической науки, так и в правоприменительной практике регулирования отношений между трудом и капиталом.

Таким образом, уже на самом  первом этапе становления в России системы социального страхования рабочих, обществом осознавалось неразрывное единство отношений, возникающих между работодателями и работниками по поводу применения наемного труда и по поводу “рабочего страхования”.

В России страхование от несчастных случаев имело две формы:  индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества  заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.


Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных  обстоятельствах  особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903г.  «О вознаграждении потерпевших  рабочих  вследствие  несчастных  случаев».

Именно  после принятия этого закона предприниматели  стали  активно поддерживать требования о введении государственного страхования  работников с тем, чтобы снять  с себя часть расходов по возмещению вреда  пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то  степени, началом государственного социального страхования в России.

Первые  российские законы о социальном страховании  были далеки от  совершенства. Они  не предусматривали всех рисков утраты заработка, не  охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых  регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от  половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня  болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех  месяцев.

Основы обязательного  социального страхования в стране были заложены  принятием Третьей  Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении  рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев  на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»,  «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».

Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и  работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за  счет предпринимателей.

Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые  товарищества, которые существовали  на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперативных началах. До  революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре  эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях –  Страховые присутствия.

 

2. Социальное страхование в России  после Октябрьской революции  1917г.

 

Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы, новшества не  обошли и социальное страхование. Новые  руководители страны, пришедшие к  власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей  Государственной  думы  не  отвечали  интересам  рабочих. Однако  полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято. Изданные вскоре  нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также  безработицы, не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным  декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности,  по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и  вещевого довольствия.

Система социального  обеспечения, финансируемая, главным  образом, из  государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с  переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на  государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе  социального страхования, элементы которой были обозначены в первых  декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не  является единственным собственником промышленности и не должно нести все  бремя обеспечения всех работающих по найму.

По декрету СНК  от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании  лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся  основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств,  использующих труд наемных работников. Конкретные нормы  обеспечения  определялись отдельными постановлениями СНК.

В частности, пособия  по временной нетрудоспособности, беременности  и родам устанавливались в  размере фактического заработка  работника. Если  средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до  одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два  вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка  до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты.

Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом  квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что  фонды социального страхования твердо бронированы и не могут  быть  использованы на какие-либо другие цели.

В деятельности страховых органов, кроме обеспечения  застрахованных  денежными  выплатами,  все больше  внимания  уделялось вопросам  профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории,  дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные  кухни).

Союзный совет социального страхования  обладал довольно широкими  полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов,  применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров  страхового  обеспечения;  разъяснял  законодательство  о  социальном  страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов  страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список  профессиональных заболеваний.

Заметной  вехой в истории социального  страхования России является  передача этого института  в  управление  профсоюзам  на  основании  постановления  ВЦСПС от 23 июня 1933 года. Все средства социального  страхования, а также санатории, дома отдыха и другие учреждения были  переданы в управление ВЦСПС.

Непосредственное  руководство осуществлялось сначала  отраслевыми, а  потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях  (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда,  техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов, но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.

Таким образом, указанным выше постановлением профсоюзам было  поручено выполнять  ряд государственных функций. При  таком положении  вводились подчас ничем не оправданные  ограничения  в  обеспечении  трудящихся государственным социальным страхованием. В качестве примера  можно назвать постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря  1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению  практики  государственного  социального  страхования  и  борьбе  с  злоупотреблениями в этом деле». Данный документ устанавливал новый размер  пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела до 50 процентов заработка. Сократилась продолжительность отпуска по  беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней. Работники, ушедшие с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины, получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после  того, как проработают на новом месте не менее шести месяцев.

Информация о работе Эволюция социального страхования в России