Шпаргалка по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2011 в 18:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Страхование".

Работа состоит из  1 файл

общие шпоры по страхованию.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)

  39. Внутреннее содержание  и внешнее окружение  страхового рынка.  Управляемые и неуправляемые факторы.

  Страховой рынок представляет собой совокупность страховых организаций, которые постоянно взаимодействуют как между собой, так и с внешней средой. При изучении понятия страхового рынка выделяют его внутреннее содержание и внешнее окружение.

  К внутренней системе  страхового рынка относят основные  управляемые переменные:

  1. страховые продукты;

  2. систему организации продаж страховых  полисов и организации спроса;

  3. гибкую систему тарифов;

  4. собственную инфраструктуру страховщика.

  К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные ресурсы:

  1. материальные;

  2. финансовые;

  3. трудовые ресурсы страховой компании

  Внешнее окружение рынка – это совокупность взаимодействующих сил, которые охватывают внутреннюю структуру рынка и оказывают на неё влияние. Страховщик планирует и совершает свою рыночную коммерческую работу в обстоятельствах внешнего окружения, состоящего из управляемых элементов, на которые страховщик может определенным образом влиять, и неуправляемых элементов, неподвластных воздействию страховщика.

  К основным составляющим внешнего окружения, на которые страховая организация может оказывать частично управляющее воздействие, относятся:

  1. рыночный спрос;

  2. конкуренция;

  3. ноу-хау страховых услуг;

  4. инфраструктура страховщика.

  Основным  элементом внешнего окружения, на которое  ориентировано управляющее воздействие  страховой организации, является конкуренция:

  1. между страховыми компаниями;
  2. между страховыми организациями и другими финансово-кредитными институтами;
  3. между страховыми организациями и нефинансовыми учреждениями.

  При этом страховая организация может  воздействовать на конкуренцию посредством  следующих факторов:

  1. технического обслуживания ( уровня обслуживания страхователей и договоров страхования);
  2. уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.

  К неуправляемым со стороны страховой организации элементам внешней среды относятся:

  1. научно-технический прогресс;

  2. государственно-политическое окружение;

  3. состояние экономики ( численность  населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.);

  4. социально-этическое окружение страхового  рынка ( уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический  состав и т.д.);

  5. конъюнктура мирового страхового  рынка. 
 

  40. Государственное  регулирование страховой  деятельности.

  Во  всем мире государственные органы весьма заинтересованы в финансовых возможностях страхования, так как страховые  организации являются большими институциональными вкладчиками. Такой крупный инвестиционный потенциал говорит о формировании и развитии долгосрочных типов страхования жизни. Причем организации, занимающиеся страхованием жизни, вкладывают 72% своих свободных средств в государственные ценные бумаги, т.е. занимают существенное место в финансировании внутреннего долга государства. В России инвестиционный потенциал страховых организаций ещё остаётся небольшим, Это связывают с тем, что российские страховые организации образованы сравнительно недавно и ещё не смогли собрать значительных свободных активов. Однако Правительство России заинтересовано в формировании долгосрочного страхования жизни в целях привлечения долгосрочных инвестиций в экономику государства. Собственно, поэтому государственные органы участвуют в страховой деятельности.

  Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государственных органов на участников страховых обязательств, проводимое по определённым  основным направлениям, как то:

  1. прямое участие государства в формирование страховой структуры защиты и поддержке имущественных интересов;
  2. законодательное обеспечение организации и защиты национального страхового рынка;
  3. государственный надзор за страховой деятельностью организаций;
  4. защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пересечение монополизма

  Увеличение  эффективности государственного регулирования  страховой деятельности, улучшение  нормативной базы страховой деятельности компаний представляются в качестве средств для организации эффективной  структуры страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Республике Беларусь.

  Прямое  участие государства  в образовании  страховой структуры  и охраны имущественных  интересов определяются необходимостью:

  1. обеспечения гарантий социальной защиты обусловленных категорий населения;
  2. установление базы и порядка участия государственных органов в страховании некоммерческих рисков для защиты вкладов, в том числе и иностранных , в страховании экспортных кредитов;
  3. обеспечения дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые располагаются в виде специальн6ых нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом:
  4. основания целевых резервов, возмещающих несостоятельность некоторых  страховых компаний при осуществлении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.
 

  41. Государственный  надзор за деятельностью  субъектов страхового  дела

  Государственный надзор за деятельностью страховых  компаний называется страховым надзором.

  Выделяют  следующие цели страхового надзора:

  1. Обеспечение соблюдения страховыми организациями страхового законодательства;
  2. Соблюдение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;
  3. Обеспечение эффективного развития страхового дела.

  Страховой надзор включает следующие направления деятельности:

  • лицензирование деятельности субъектов страховой деятельности, аттестацию страховых актуариев и ведению Единого государственного реестра страховых организаций;
  • контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения в зонах проверок деятельности страховых организаций, достоверности и правильности предоставляемой ими отчетности;
  • выдачу в течение 30 дней в предусмотренных законом случаях разрешений на повышение размеров уставных капиталов страховых компаний за счет средств иностранных вкладчиков; на заключение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых компаний; на организацию филиалов иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, исполняющих деятельность в области страхового дела, а также на открытии представительств страховщиков с иностранными инвестициями.

  Страховой надзор исполняется на принципах  законности, гласности и организационной  целостности. Это проявляется в том, что органы страхового надзора систематически опубликовывают в СМИ следующие данные:

  1. пояснения проблем, причисленных к компетенции органа страхового надзора;
  2. данные из Единого государственного реестра субъектов страховой деятельности, реестра объединений субъектов страхового дела;
  3. акты об ограничении, приостановлении или восстановлении действия лицензии на исполнение страховой деятельности;
  4. акты об отзыве лицензии на исполнение страховой деятельности;
  5. другую информацию по проблемам контроля и надзора в области страховой деятельности (страхового дела);
  6. нормативные правовые акты, приобретаемые органом страхового регулирования.

  Страховые организации обязаны представлять органам страхового надзора:

  1. Отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
  2. Информацию по специальным запросам, необходимую для реализации им страхового надзора (кроме информации, являющейся банковской или коммерческой тайной).
 

  42. Пересечение монополистической  деятельности и  недобросовестной  конкуренции на  страховом рынке

  Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке регулируются антимонопольным законодательством. С этой целью антимонопольные органы периодически определяют компании, которые занимают доминирующее положение на рынке страховых услуг.

  Доминирующее  положение рассчитывается как доля оборота предоставленных страховщиком страховых услуг в обороте услуг этого же вида, предоставленных всеми страховщиками в установленных границах рынка страховых услуг.

  Для определения доминирующего положения  используется анализ конкурентной среды  как на федеральном, так и на региональных рынках страховых услуг, информация, получаемая от страховщиков, потребителей страховых услуг, государственных, общественных и прочих организаций.

  Исходя  из этих данных с использованием математических методов рассчитывается доля страховой  компании. Те компании, у которых  доля на федеральном рынке превышает 10%, а на региональном – 25%, признаются доминирующими.

  Само  по себе наличие доминирующего положения  страховщика не является нарушением антимонопольного законодательства, но служит базой для исполнения регулярного  наблюдения за его деятельностью со стороны антимонопольного органа в целях недопущения злоупотреблений этим положением.

  Ни  один нормативный акт не содержит специальных норм, относящихся к  пресечению монополистической деятельности именно в страховании, поэтому здесь  действуют общие законы, касающиеся монополистической деятельности. В монополистической деятельности не допускаются соглашения, которые прямо или косвенно направлены на:

  1. принятие (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, доплат, наценок, процентных ставок;
  2. увеличение, уменьшение или поддержание цен на торгах;
  3. разделение рынка финансовых услуг по территориальному принципу, по типам предоставляемых финансовых услуг на рынке либо по потребителям финансовых услуг на рынке финансовых услуг;
  4. ограничение доступа на рынок финансовых услуг или устранение с него других финансовых организаций.

  В целях борьбы с  недобросовестной конкуренцией запрещается:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;
  • нетактичное сопоставление предоставляемых финансовых услуг одной организации с услугами, предоставляемыми другими финансовыми учреждениями;
  • получение, применение и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее обладателя.
 
 

  43. Лицензирование страховой  деятельности (не будет в билетах)

  Лицензия  на проведение страховой  деятельности – это документ, удостоверяющий право его владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

  Лицензии  выдаются органами Росстрахнадзора  на проведение всех видов добровольного  и обязательного страхования.

  Для получения лицензии предприятие должно удовлетворять следующим условиям:

  1. уставный капитал должен быть достаточны для обеспечения планируемых видов страховой детельности:
  2. страхование жизни – не менее 150 млн рублей;
  3. страхование средств авиа- и автотранспорта, финансовых рисков, гражданской ответственности перевозчика, гражданской ответственности продприятий – источников повышенной опасности; страхование других видов гражданской ответственности – не менее 250 млн рублей;

Информация о работе Шпаргалка по "Страхованию"