Омс в системе социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:03, реферат

Описание

определение омс,положения

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы обязательного медицинского страхования в системе социального страхования

1.1Понятие и сущность обязательного медицинского страхования (ОМС)

1.2 Базовая программа

1.3Договор ОМС

1.4Финансовое обеспечение медицинского страхования

Глава 2

2.1 Роль ОМС в системе социального страхования

2.2 Бюджет Федерального фонда

2.3 Динамика и анализ бюджета Федерального фонда ОМС

Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 47.70 Кб (Скачать документ)

Временно свободные финансовые средства фонда размещаются в  банковских депозитах и могут  использоваться для приобретения высоколиквидных  государственных ценных бумаг. Доходы от использования временно свободных  финансовых средств и нормированного страхового запаса фонда направляются на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами фонда.

Затраты на содержание фонда, создание и поддержание его материально-технической  базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели его  бюджетом.

Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении  ассигнований из федерального бюджета  на следующий год не учитываются.

Фонд ежегодно разрабатывает  бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства  РФ утверждаются федеральным законом.

Управление фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования создаются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства и имущество всех фондов обязательного медицинского страхования находятся в федеральной собственности.

Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование государственной, муниципальной систем здравоохранения, не облагаются налогами. Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.

[4] (http://sbiblio.com/biblio/archive/gosudarstvennie_i_munizipalnie_finansi/21.aspx)

 

Глава 2.

2.2 Роль ОМС  в системе социального страхования

Система обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации за прошедшее десятилетие  доказала жизнеспособность организационных  форм и управленческих подходов, позволяющих, в той или иной степени, приблизиться к созданию социально-трудовых отношений  в здравоохранении, опирающиеся  на маркетинговые сущности. Вместе с тем теоретики и практики здравоохранения, в том числе  структур обязательного медицинского страхования, в последнее время  все больше говорят о реформе  системы обязательного медицинского страхования, «с тем чтобы создать  реальную законодательную модель, позволяющую  финансово развиваться нашему здравоохранению» (А.М.Таранов, «Вестник обязательного  медицинского страхования»).

Несмотря на то, что финансовые потоки системы ОМС якобы выведены из государственного сектора, тем не менее, сбор средств на ОМС производится государственными налоговыми органами, средства концентрируются в государственных  казначействах, распределение производят государственные структуры в  форме фондов обязательного медицинского страхования. Не государственным субъектам  системы, коими в соответствии с  законом являются медицинские страховые  организации (СМО), передана второстепенная, символическая роль с учетными и, в некотором роде, экспертными  функциями. Хронический дефицит  финансового покрытия расчетной  стоимости программы государственных  гарантий бесплатной медицинской помощи исключает на практике применение полноценных, достаточных и эффективных финансовых методов и рычагов управления системой здравоохранения. Как и  в социалистический период, сегодня  административные методы управления системой здравоохранения и распределительные  функции финансовых средств на уровне соответствующих структур системы  остаются преимущественными. В отдельных  территориях происходит сращивание государственных органов местных  систем здравоохранения с территориальными фондами ОМС, что по существу превращает последние в подобие финансовых подразделений министерств, департаментов  и управлений здравоохранения.  

С точки зрения классических законов экономики, существующая модель системы обязательного медицинского страхования в той форме, как  она ныне представлена в России, не является структурой и механизмом, которые способны обеспечить, с одной  стороны, повышение качества медицинской  помощи, а с другой – оптимального распределения и вложение финансовых средств, т.е. соотнести цену на медицинские  услуги с качеством предоставления медицинской помощи. Методы распределения  средств, как и при государственном  бюджетном здравоохранении, сохранены  и в действующей системе ОМС, правда, с исключением некой доли волюнтаризма и субъективизма, каковые  в высшей степени присущи социалистическим методам распределения.

Если исходить из пропорционального  распределения финансовых средств  в рамках системы здравоохранения  в условиях недостаточности этих средств для покрытия потребных  объемом медицинских услуг и  удовлетворения медицинского спроса –  можно говорить, что существующие формы своеобразного квотирования финансовых средств в рамках системы  ОМС вполне оправданы с точки  зрения экономики государственного устройства системы.  

Исходя из маркетинговой  сущности медицинских потребностей, удовлетворения спроса на медицинские  услуги и обеспечения качественной медицинской помощи – существующая модель обязательного медицинского страхования с точки зрения экономики  не вполне соответствует формам и  методам жизнеобеспечения либеральных социальных структур. 

Одним их существенных недостатков  отечественной системы обязательного  медицинского страхования является отсутствие экономически обусловленных  форм и механизмов включения застрахованного (пациента, потребителя медицинских  услуг) в системы отношений страхования. По сути, пациент (застрахованный) находится  вне системы отношений субъектов  системы ОМС и, более того, входит в параллельные внесистемные отношения  с медицинскими работниками. Защита прав пациента как потребителя является по существу декларативной и, в принципе, мало в чем отличается от контроля за деятельностью врачей и реагированием  на жалобы пациентов при социалистической системе здравоохранения: выбор  пациентом лечебного учреждения или врача на практике не реализуется  и зависит от воли и желания  медицинского работника или администрации  ЛПУ; замена «нежелательной» страховой  компании на другую явление исключительно  редкое; структуры системы вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи комплектуются в абсолютном большинстве  своем из внештатных врачей-экспертов, а штатные эксперты, как правило, совмещают врачебную деятельность в экспертируемом ЛПУ, что является поводом к преимущественной защите интересов своего коллеги, чем пациента; отсутствуют, как таковые, условия  и среда конкуренции между  страховыми медицинскими организациями.  
 
Еще раз хочется повториться, что в современных отношениях потребителя медицинских услуг с системой производства и предоставления этих услуг отсутствует прямая мотивация, ставящая потребителя на первое место в ряду приоритетов взаимоотношений. 

Обязательное медицинское  страхование в принципе не должно обеспечивать развитие медицинских  учреждений. Руководству и коллективу каждого ЛПУ, функционирующего в  системе ОМС, должны быть созданы  правовые, экономические, социальные и  моральные условия, создающие мотивацию  оптимального развития. Основная же функция  системы медицинского страхования  направлена вовсе не на ЛПУ, а на обеспечение удовлетворения потребностей пациентов, его спроса на медицинские  услуги, защиты его прав в полном аспекте всех составляющих, в том  числе экономических и социальных.

2.2 бюджет федерального  фонда

О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 

Проект федерального закона внесен Минздравсоцразвития России.

Законопроектом предусматривается  утвердить основные характеристики бюджета Фонда на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.

Доходы предусмотрены  в сумме: на 2012 г. – 891,7 млрд рублей, на 2013 г. – 1034,4 млрд рублей, на 2014 г. – 1188,5 млрд рублей (бюджет Фонда 2011 г. - 336 млрд рублей).

Расходы предусмотрены в  сумме: на 2012 г. – 891,7 млрд рублей, на 2013 г. – 1034,4 млрд рублей, на 2014 г. – 1188,5 млрд рублей.

Дефицит бюджета Фонда  в 2012 г. и плановом периоде 2013 и 2014 гг. не планируется.

Доходы бюджета Фонда  от поступления страховых взносов  на ОМС, налогов, уплачиваемых по специальным  налоговым режимам, недоимок, пеней  и штрафов, а также средств  федерального бюджета предусмотрены  в следующих объемах:

  • страховых взносов на ОМС работающего населения, в 2012 г. - 516,9 млрд рублей, в 2013 г. – 575,9 млрд рублей, в 2014 г. – 671,8 млрд рублей;
  • страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, применяющих специальные налоговые режимы, в 2012 г. – 20,3 млрд рублей, в 2013 г. – 31,1 млрд рублей и в 2013 г. – 35,4 млрд рублей;
  • страховых взносов на ОМС неработающего населения, в 2012 г. – 302,8 млрд рублей, в 2013 г. – 377 млрд рублей, в 2014 г. – 462,5 млрд рублей.

 

 

Планируемый объем поступления  страховых взносов в 2012, 2013 и 2014 гг. должен составить, соответственно 537,1, 607 и 707,2 млрд рублей.

Доходы от недоимок, пеней  и штрафов по страховым взносам, зачисляемые в бюджет Фонда, планируются  на 2012 г. в сумме 6,6 млн рублей, на 2013 и 2014 гг., соответственно 6,3 и 6 млн рублей.

Предусматриваются перечисления средств из федерального бюджета  в бюджет ФОМС: на 2012 г. – 51,8 млрд рублей, на 2013 г. – 50,4 млрд рублей и на 2014 г. – 18,8 млрд рублей (в 2011 г. - 21,1 млрд рублей).

Средства федерального бюджета  планируется перечислить на:

  • проведение в 2012 г. дополнительной диспансеризации работающих граждан (2,8 млн человек) в размере 4 млрд рублей;
  • проведение в 2012 г. диспансеризации пребывающих в стационарах детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (316,4 тыс детей), в сумме 0,9 млрд рублей;
  • компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей: на 2012 г. в сумме 46,9 млрд рублей, на 2013 г. - 50,4 млрд рублей, на 2014 г. – 18,8 млрд рублей.

 

 

Расходы Фонда за счет средств  ОМС составят в 2012 г. - 886,8 млрд рублей, в 2013 г. – 1034,4 млрд рублей, в 2014 г. – 1188,5 млрд рублей, в том числе:

  • субвенции в бюджеты территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов в 2012 г. составят 603,3 млрд рублей;
  • бюджетные ассигнования, резервируемые в бюджете Фонда, на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов на 2013 г. – 1003,3 млрд рублей и на 2014 г. – 1154,3 млрд рублей;
  • финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения на 2012 г. предусмотрено в сумме 244,1 млрд рублей;
  • средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде и диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов предусмотрены ежегодно в сумме 19,0 млрд рублей (стоимость родового сертификата в 2012, 2013 и 2014 г. составит 11 тыс. рублей);
  • на обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая административные расходы на содержание Фонда, предусматривается направить денежные средства в сумме: в 2012 г. – 1052,4 млн рублей, в 2013 г. – 683,7 млн рублей, в 2013 г. – 714,3 млн рублей;
  • средства на международное сотрудничество, с учетом уплаты взносов за текущий год и погашения задолженности по членским взносам за 1999 г. в размере 3,3 млн рублей в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО), в 2012 г. предусмотрены в размере 16,1 млн рублей, в 2013 г. – 16,8 млн рублей, в 2014 г. – 7,5 млн рублей.

 

 

В составе бюджета Фонда  на 2012 г. сформирован нормированный страховой запас в объеме 23,2 млрд рублей, который планируется направить в соответствии с решением Фонда, в том числе на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда.

 [5] http://www.insur-info.ru/press/70129/

2.3Динамика и анализ  бюджета Федерального фонда ОМС

Статья 1. Основные характеристики бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

1. Утвердить основные характеристики  бюджета Московского городского  фонда обязательного медицинского  страхования (далее - Фонд) на 2012 год:  
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 91593174,8 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 88274969,1 тыс. рублей и бюджета города Москвы в сумме 1172443,0 тыс. рублей;  
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 91593174,8 тыс. рублей.  
2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2013 и 2014 годов:  
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 71014106,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 68634537,2 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 78024388,8 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 75390205,8 тыс. рублей;  
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 71014106,3 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 78024388,8 тыс. рублей.

Статья 6. Расходы, связанные  с финансовым обеспечением региональной программы модернизации здравоохранения  в 2012 году  
1. Установить, что средства субсидий, полученные из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение региональной программы модернизации здравоохранения, Фонд направляет в бюджет города Москвы на следующие цели:  
1) укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;  
2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение.  
2. Расходы на внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, осуществляются в объеме 7500000,0 тыс. рублей в рамках финансового обеспечения реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.  
3. Предоставление указанных в части 1 настоящей статьи субсидий на финансовое обеспечение региональной программы модернизации здравоохранения осуществляется с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда на 2012 год без внесения изменений в настоящий Закон и с отражением указанных бюджетных ассигнований в отчете об исполнении бюджета Фонда за 2012 год.

Информация о работе Омс в системе социального страхования