Морское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:29, реферат

Описание

Судном называют инженерное сооружение, способное плавать на воде и перемещаться по ней, неся на себе грузы, людей, оборудование, обусловленные назначением этого сооружения.
Все судна различаются по своему объему, вместимости, способности брать на борт определенное количество груза, по характеру перевозимых ими грузов и так далее. Все перечисленные характеристики, их класс и возраст, флаг и страна регистра имеют существенное значение для страховщика, так как важны при заключении договора страхования и определения ставки премии.

Работа состоит из  1 файл

Морское страхование.docx

— 32.63 Кб (Скачать документ)

 

Судном называют инженерное сооружение, способное плавать на воде и перемещаться по ней, неся на себе грузы, людей, оборудование, обусловленные  назначением этого сооружения.

Все судна различаются  по своему объему, вместимости, способности  брать на борт определенное количество груза, по характеру перевозимых  ими грузов и так далее. Все  перечисленные характеристики, их класс  и возраст, флаг и страна регистра имеют существенное значение для  страховщика, так как важны при  заключении договора страхования и  определения ставки премии.

Объекты и субъекты страхования.

Согласно статьи 930 Гражданского кодекса РФ «Имущество может быть застраховано по договору страхования  в пользу лица(страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.»

Интерес в страховании  судна принадлежит тому, кто несет  риск случайной гибели или повреждения  судна. Таким лицом является собственник  судна - судовладелец, который может  быть как физически так и юридическим лицом. В зависимости от формулировки условий чартера у фрахтователя возникает или не возникает имущественный интерес в судне, вытекающий из возлагаемого на него обязательства застраховать судно от тех или иных рисков. Если судно сдано в таймчаретр с условием, что фрахтователь принимает на себя риск случайной гибели или повреждения судна, он приобретает тем самым и страховой интерес в отношении судна.

В сохранении судна может  быть также заинтересован банк, у  которого судовладелец берет кредит, так как если судно не работает, владелец не выплатит долг. Возникает  имущественный интерес, и по условиям большинства кредитных соглашений банк требует застраховать судно. Из этих взаимоотношений вытекает практика передачи прав по договору страхования. По полису страхуется конкретный интерес. Однако интерес судовладельца отличается от интереса банкира, что важно для  страховщика: условия страхования первого и второго должны различаться, то есть должно быть заключено два договора – с пароходной компанией и с банком.

В мировой практике часто  страхуются суда, находящиеся в постройке. Условия страхования таких судов, действующие в настоящее время  в редакции «Института Лондонских страховщиков», возлагают на страховщика ответственность  за все убытки, причиненные судну  в ходе его постройки с момента  закладки киля до завершения испытаний. Интерес в страховании строящегося  корабля имеют судостроительные фирмы, потому что они несут риск случайной гибели судна до передачи его заказчику.

Страховая сумма  и страховое обеспечение.

Страховой стоимостью судна  при отсутствии иного соглашения считается стоимость постройки  судна по ценам, действовавшим к  моменту начала страхования, с учетом износа.

Если страховая сумма  окажется ниже страховой стоимости  судна, то суммы, которые страхователь обязан уплатить по общей аварии и  за убытки от столкновения, а также  расходы по спасанию судна, по уменьшению убытка и по установлению его размера  возмещаются пропорционально отношению  страховой суммы к страховой  стоимости судна.

Страховое обеспечение по страхованию судов устанавливается, как правило, по системе 1-го риска. Данная система страхового обеспечения  сводится к тому, что страховое  возмещение равно убытку, но не превышает  страховую сумму, т.е. первый убыток полностью возмещается в пределах страховой суммы.

Страховая премия.

В силу большого разнообразия видов, типов и классов судов, широкой географии их эксплуатации ставки премий по страхованию судов  также отличаются очень большим  разнообразием.

Естественно, что предпочтение имеют наиболее совершенные современные  суда, высшего класса регистра, плавающие  в спокойных районах. Помимо условий  страхования и широты страхового покрытия страховщик учитывает степень риска, связанного с качеством судна. Поэтому к судам старым или вообще лишенным регистра применяются более высокие ставки. Учитывается также время года, когда может возникать ледовая обстановка или наступает период штормов и т.д.

Так, за плавание в арктических  водах, где существует ледовая опасность  суда могут застрять во льдах или получить повреждения от столкновения со льдом обычно сверх нормальных ставок, установленных для плавания в теплых водах, взимается дополнительная, так называемая экстра-премия.

Твердые тарифы ставок выработать практически невозможно. Практика знает  только отдельные тарифы для судов, плавающих в строго определенных районах, и тарифные ставки экстра-премий за выход в районы, оговоренные как опасные.

При страховании целых  флотов, как правило, устанавливается  целая ставка для всего флота, или для более точного расчета  все суда этого флота группируются по общим однородным показателям  и ставка устанавливается для  каждой такой группы отдельно.

Ставка страховой премии при страховании каско судов  чаще всего выражается в процентах  от страховой суммы по договору. Однако согласно методике расчета ставка страховой премии зависит не столько  от страховой суммы, сколько от размеров и возраста судна. Искусственное  занижение страховой суммы не приводит к существенному уменьшению страховой премии. С другой стороны, по правилам восточноевропейских страховщиков занижение страховой суммы может  вызвать неполное возмещение убытков, если будет признано, что имело  место недострахование.

Размер ставки страховой  премии обычно обратно пропорционален размеру франшизы – не возмещаемой  части убытка. Уровни франшизы в  разных странах различные и зависят  от стоимости и типа судна.

Стандартные условия ставки страхования предусматривают возврат  части страховой премии за время  стоянки судна в безопасном порту  свыше 30 дней. В последнее время распространяется страхование на базе Canceling Returns Only (CRO), в соответствии с которыми возврат страховой премии производится только по расторжении договора страхования, а не в результате простоя судна.

Сроки страхования.

Договор страхования судов  заключается на срок или рейс.

При страховании на «срок» договор страхования вступает в  силу в 0 часов и прекращается в 24 часа (время по месту выдачи полиса) тех чисел, которые указаны в  договоре страхования.

При страховании на «рейс» договор страхования вступает в  силу (если в договоре страхования  не обусловлено иного) с момента  отдачи швартовых или снятия с  якоря в порту отправления  и прекращается с момента пришвартования или постановки на якорь в порту назначения.

Заключения договора страхования судов.

Договор страхования заключается  на основании письменного заявления  страхователя, в котором должны быть сообщены подробные сведения о судне (тип судна, название, год постройки, класс, валовую вместимость судна) и указать:

А) страховую сумму;

Б) условия страхования;

В) при страховании на рейс – пункты начала и окончания  рейса, его продолжительность и  пункты захода, а при страховании  на срок – район плавания и срок страхования.

Особенные условия  договора:

• Страхователь обязан сообщить и все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

• При принятии судна на страхование Страховщик имеет право требовать его осмотра в доке с участием своего представителя.

• Страховщик несет за убытки, происшедшее только в том районе плавания или только по тому рейсу, которые были обусловлены в договоре страхования.

• При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении(девиации) от обусловленного в договоре пути следования страхование прекращается. Чтобы в таких случаях договоре пути следования мог оставаться в силе, страхователь должен своевременно заявить страховщику о предстоящем изменении района плавания или рейса и подтвердить готовность уплатить дополнительную премию, если страховщик ее потребует.

Не считается нарушением договора страхования отклонения судна  от обусловленного пути или выход  из района, а также отклонение, вызванное  действительной необходимостью обеспечения  безопасности дальнейшего рейса.

О всех, ставших известными страхователю случаях изменения в страховом риске, как-то задержка рейса, отклонение от пути следования, выход из оговоренного района плавания, плавания во льдах, зимовка судна, не предусмотренная в договоре страхования, буксировка и т.п., страхователь обязан уведомить страховщика.

Изменения в риске, произошедшие после заключения договора страхования  и увеличивающие степень риска  страховщика, дают ему право на требование дополнительной премии или изменение  условий страхования. В случае отказа страхователя договор прекращается с момента наступления изменений  в риске.

Взаимоотношение сторон при наступлении страхового случая.

Взаимоотношения сторон при  наступлении страхового случая предусматриваются  в правилах страхования и соответствующих  морских кодексах и являются обязательным для исполнения сторонами. Невыполнение этих обязательств со стороны страхователя или его представителя может привести к освобождению страховщика от ответственности по договору страхования.

Страхователь или его  представитель при наступлении  страхового случая обязаны принять  все зависящие от них меры к  предотвращению убытка, спасению и  сохранению поврежденного судна, а  также обеспечить права регресса страховщика в виновной стороне.

Все обстоятельства аварии на море капитан или вахтенный  помощник должны занести в судовой  журнал, а по прибытии в порт сделать  заявление об аварии.

Если причиной аварии явились  непреодолимые стихийные силы, капитал  для снятия с судовладельца ответственности  за убытки должен сделать заявление  о морском протесте.

Морской протест  -  заявление  нотариусу или иному должностному лицу в порту прибытия или должен содержать описание обстоятельств происшествия и мер, которые капитан принял для обеспечения сохранности вверенного ему имущества и мер, которые капитан принял для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Страховщик может принимать  участие в мерях по спасению и  сохранению застрахованного судна, давать советы, согласовывать условия  спасательных контрактов и т.п., однако все его действия не считаются  основанием для признания права  страхователя на получение страхового возмещения. Такое право определяется на основании условий договора страхования. 

При требовании страхового возмещения страхователь обязан документально  доказать наличие страхового случая.

Если в договоре страхования  не установлено иное, убытки от повреждения  судна подлежат возмещению в сумме, которая не должна превышать стоимость  восстановления поврежденной или погибшей части судна, за вычетом естественного  износа этой части к моменту аварии, т.е. в данном случае применяется  принцип зачета «старого за новое».

После уплаты страхового возмещения к страховщику в пределах уплаченной суммы переходят все претензии  и права, которые страхователь или  выгодоприобретатель имеет к  третьим лицам, виновным или ответственным  за причинение вреда. Страхователь или  выгодоприобретатель при получении  страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся у  него документы и доказательства, связанные с убытком, и выполнить  все формальности, необходимые для  осуществления права регресса к  виновной стороне.

Виды морского страхования.

В зависимости от содержания страхового интереса в морском страховании  выделяются следующие виды:

1. Страхование каско. Этот  вид страхования обеспечивает  страховым покрытием морские,  речные, строящиеся суда, нефте - и газодобывающие платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель и оснащение. Суда страхуют на согласованную сумму сроком на один год или на время рейса. Взносы рассчитываются исходя из размеров страховой суммы.

2. Страхование карго. Это  страховая защита груза на  всем протяжении его перемещения  по принципу «от склада до  склада». Основная масса перевозимых  товаров страхуется по стандартным  условиям, однако некоторые страхуются  на особых условиях.

3. Страхование ответственности.  Морское судоходство представляет  собой рисковое предприятие. Опасности,  возникающие во время плавания (загрязнение окружающей среды), не всегда обеспечены страховой  защитой, не в полном объеме  покрываются убытки от столкновения  судов. В подобных случаях судовладельцы  страхуют свою ответственность.

4. Страхование фрахта. Страхуется  судовладелец от потери дохода. Фрахт (плата за аренду судна), так же как судно и груз, подвержен риску утраты.

Рассмотрим подробнее  такую разновидность как страхование  ответственности.

Страхование ответственности  перевозчиков представляет собой отношения  по защите имущественных интересов  лиц, понесших убытки в связи с  осуществлением перевозок пассажиров или грузов. Оно проводится на основании  договоров, заключаемых в пользу третьих лиц, имущественным интересам  которых нанесен ущерб действиями страхователя при эксплуатации транспортных средств, связанной с осуществлением перевозок пассажиров или грузов

Информация о работе Морское страхование