Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- изучить теоретические основы государственного страхования;
- ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
- определить модернизацию системы государственного страхования в РФ.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы изучения государственного страхования
1.1 Понятие, социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России
2. Система государственного социального страхования в России
2.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
2.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
2.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
2.4 Особенности обязательного медицинского страхования
3. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Малькова Евгения Государственное страхование.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

-частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно - массовое обслуживание);

-частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

-частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

- оплату проезда к месту лечения и обратно;

- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется Инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной фондом ;

-обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

-финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;

- проведение научно- исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

-осуществления иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о фонде. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Уплат страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда , за исключением видов заработной платы и других выплат , на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

Страховые взносы не начисляются на:

- средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний;

- фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями;

- выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.).[8]

 

2.4 Особенности обязательного медицинского страхования.

 

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Источники формирования финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

1) часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

2) ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

3) добровольные взносы юридических и физических лиц;

4) доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда.

Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования отражаются по разделам классификации расходов бюджетов: 01 Общегосударственные вопросы, 07 Образование, 08 Культура, кинематография и средства массовой информации, 09 Здравоохранение, физическая культура и спорт, 11 Межбюджетные трансферты. При этом в составе расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по разделу 11 выделены:

- Фонд компенсаций (субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (бесплатное лекарственное обеспечение (БЛО)), субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающих (детей), финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) (финансовое обеспечение государственного задания),

- Фонд софинансирования (дотации на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проведение диспансеризации детей-сирот, проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан),

- трансферты Фонду социального страхования Российской Федерации.

В 2008 году трансферты на бесплатное лекарственное обеспечение (БЛО) поступают из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующих трансфертов из последних в бюджеты субъектов Российской Федерации. В 2009-2010 гг. эти суммы в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является то, что в отличие от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, в бюджетах которых расходы на содержание органов управления фондами отражаются по разделу 10 Социальная политика, аналогичные расходы в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования отражаются по разделу 01 Общегосударственные вопросы. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является также наличие в их составе нормированного страхового запаса обязательного медицинского страхования (он отражается по коду прочие расходы - 01 14 092 09 00 013). Структура расходов бюджета Фонда в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов приведена в таблице 1.[9]

Таблица 1. Структура расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2008-2010 гг. в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, тыс. рублей.

Название раздела, подраздела

2008

 

2009

 

2010

 

Общегосударственные вопросы

11 111 804,3

593 659,8

528 206,9

 

-Международные отношения и международное сотрудничество             

 

321,0

 

342,8

 

365,1

 

-Другие общегосударственные вопросы              

 

 

11 111 483,3

 

 

593 317,0

 

527 841,8

 

Образование

11 559,1

11 937,2

12 323,1

-Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

11 559,1

 

11 937,2

 

12 323,1

 

Культура, кинематография и средства массовой информации              

 

10 159,6

10 840,5

 

11 532,5

-Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации

10 159,6

 

10 840,5

 

11 532,5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

10 000,0

14 000,0

17 000,0

-Прикладные научные исследования и разработки              

 

10 000,0

14 000,0

17 000,0

Межбюджетные трансферты              

 

112097 681,4

119357 220,7

103913 606,5

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

 

112097 681,4

 

119357 220,7

 

103913 606,5

 

 

Таким образом, наибольший удельный вес в расходах бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования и бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

 


3. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации.

 

Цели функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:

· создания экономических и правовых условий для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40-50% заработной платы, пособий не менее 50-85% и т. д.;

· создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;

· создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.

Важнейшим условием формирования национальной системы социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного бюро труда (МБТ), отечественные и зарубежные специалисты включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус.

Опыт МОТ и специалистов МБТ в определении принципов социального страхования во многом использован в Федеральном законе РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».[10]

Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов их многочисленность затемняет смысловые отличия данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести:

· принцип личной ответственности;

· принцип солидарной взаимопомощи;

· принцип оптимальной поддержки (субсидиарности);

· принцип взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.

Принцип личной ответственности проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.

Участие работников в уплате страховых взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты, в роли которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы - формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.

Следует отметить, что одним из органических недостатков советской системы социального страхования являлось отсутствие на практике применения именно принципа личной ответственности.

Основным принципом, обосновывающим право на пенсию и пособия, являлся принцип алиментарности, или безвозмездной помощи, применяемый в большинстве развитых стран исключительно в рамках института социальной помощи, то есть для уязвимых слоев населения (инвалиды детства, ранние формы инвалидности и т. д.), которые в силу обстоятельств не могут заработать право на социальную защиту с помощью социального страхования.

Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту - в жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.

Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.

В связи с этим требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: «Сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае страхового случая со мной и мне будет оказана материальная помощь».

Информация о работе Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации