Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа
Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- изучить теоретические основы государственного страхования;
- ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
- определить модернизацию системы государственного страхования в РФ.
Введение
1. Теоретические основы изучения государственного страхования
1.1 Понятие, социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России
2. Система государственного социального страхования в России
2.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
2.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
2.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
2.4 Особенности обязательного медицинского страхования
3. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Содержание.
Введение
1. Теоретические основы изучения государственного страхования
1.1 Понятие, социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России
2. Система государственного социального страхования в России
2.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
2.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
2.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
2.4 Особенности обязательного медицинского страхования
3. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики.
Объектом исследований является механизм формирования системы государственного социального страхования, а так же система социальной защиты населения.
Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- изучить теоретические основы государственного страхования;
- ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
- определить модернизацию системы государственного страхования в РФ.
1. Теоретические основы изучения государственного страхования.
1.1 Понятие, социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России.
Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определенных законом о статусе страховой деятельности).
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.[1]
Социальное страхование - важнейший элемент государственной социальной политики в сфере управления рисками воспроизводства населения и выполняет функции социальной защиты , обеспечения финансирования социальной помощи, регулирования доходов и уровня жизни различных групп населения, профилактики последствий наступления социальных рисков.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.[2]
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
- у страхователя-работодателя - по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;
- у страховщика - с момента регистрации страхователя;
- у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
- у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
Предметом социального страхования выступают основные социальные риски, угрожающие воспроизводству населения:
· необходимость получения медицинской помощи;
· временная нетрудоспособность;
· трудовое увечье и профессиональное заболевание;
· материнство;
· инвалидность;
· наступление старости;
· потеря кормильца;
· признание безработным;
· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Объект социального страхования - имущественные интересы граждан, связанные с компенсацией потери трудового дохода или оплатой внезапных расходов, возникающих вследствие наступления социальных рисков.[3]
Организация социального страхования базируется на следующих предпосылках:
личной ответственности- работники сами участвуют в финансировании своего страховании, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;
солидарности - работодатели, наемные работники и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;
организационного самоуправления - руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей;
всеобщности - социальное страхование распространяется на широкие круги нуждающихся в нем.
2. Система государственного социального страхования в России.
Финансовую базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его распределения при формировании фондов выступают:
· специальные налоги и сборы, которые устанавливаются законодательной властью;
· средства из государственного бюджета;
· займы;
· средства от инвестирования временно свободных денежных активов в другие сферы экономики.
В настоящее время в России создана определенная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда.
Действующая в настоящий момент система социального страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:
· обязательное участие застрахованных минимизировано;
· при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;
· существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией "сбора-распределения средств";
· все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);
· отсутствует четкая граница между системами социального страхования и социального обеспечения. В частности, все фонды выполняют в настоящий момент обе функции параллельно.
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Отрасли и элементы системы социального страхования.
Отрасль /элемент:
- Государственное социальное страхование
- Обязательное страхование от несчастных случаев
- Обязательное медицинское страхование (ОМС)
- Обязательное пенсионное страхование
Страхуемые социальные риски:
- Временная нетрудоспособность, смерть
- Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний
- Расходы на медицинское обслуживание
- Постоянная нетрудоспособность, смерть
Страховщики:
- Фонд социального страхования РФ (ФСС)
- Фонд социального страхования РФ (ФСС)
- Федеральный и территориальный фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские организации (СМО)
- Пенсионный фонд РФ (ПФ)
Страхователи:
- Юридические лица, граждане, использующие наемный труд
- Юридические лица, граждане, использующие наемный труд
- Все хозяйствующие субъекты , местные органы исполнительной власти
Информация о работе Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации