Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- изучить теоретические основы государственного страхования;
- ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
- определить модернизацию системы государственного страхования в РФ.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы изучения государственного страхования
1.1 Понятие, социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России
2. Система государственного социального страхования в России
2.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
2.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
2.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
2.4 Особенности обязательного медицинского страхования
3. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Малькова Евгения Государственное страхование.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)


Содержание.

 

Введение

1. Теоретические основы изучения государственного страхования

1.1 Понятие, социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России

2. Система государственного социального страхования в России

2.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды

2.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

2.3 Фонд социального страхования Российской Федерации

2.4 Особенности обязательного медицинского страхования

3. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

• пенсионным;

• обязательного медицинского страхования;

• социального страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики.

Объектом исследований является механизм формирования системы государственного социального страхования, а так же система социальной защиты населения.

Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- изучить теоретические основы государственного страхования;

- ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;

           - определить модернизацию системы государственного страхования в РФ.

 


1. Теоретические основы изучения государственного страхования.

 

1.1 Понятие, социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России.

 

Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определенных законом о статусе страховой деятельности).

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.[1]

Социальное страхование - важнейший элемент государственной социальной политики в сфере управления рисками воспроизводства населения и выполняет функции социальной защиты , обеспечения финансирования социальной помощи, регулирования доходов и уровня жизни различных групп населения, профилактики последствий наступления социальных рисков.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.[2]

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

- у страхователя-работодателя - по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

- у страховщика - с момента регистрации страхователя;

- у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

- у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Предметом социального страхования выступают основные социальные риски, угрожающие воспроизводству населения:

· необходимость получения медицинской помощи;

· временная нетрудоспособность;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание;

· материнство;

· инвалидность;

· наступление старости;

· потеря кормильца;

· признание безработным;

· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Объект социального страхования - имущественные интересы граждан, связанные с компенсацией потери трудового дохода или оплатой внезапных расходов, возникающих вследствие наступления социальных рисков.[3]

Организация социального страхования базируется на следующих предпосылках:

личной ответственности- работники сами участвуют в финансировании своего страховании, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;

солидарности - работодатели, наемные работники и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;

организационного самоуправления - руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей;

всеобщности - социальное страхование распространяется на широкие круги нуждающихся в нем.

 


2. Система государственного социального страхования в России.

 

Финансовую базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его распределения при формировании фондов выступают:

· специальные налоги и сборы, которые устанавливаются законодательной властью;

· средства из государственного бюджета;

· займы;

· средства от инвестирования временно свободных денежных активов в другие сферы экономики.

В настоящее время в России создана определенная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда.

Действующая в настоящий момент система социального страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:

· обязательное участие застрахованных минимизировано;

· при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;

· существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией "сбора-распределения средств";

· все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);

· отсутствует четкая граница между системами социального страхования и социального обеспечения. В частности, все фонды выполняют в настоящий момент обе функции параллельно.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Отрасли и элементы системы социального страхования.

Отрасль /элемент:             

- Государственное социальное страхование             

- Обязательное страхование от несчастных случаев             

- Обязательное медицинское страхование (ОМС)             

- Обязательное пенсионное страхование             

Страхуемые социальные риски:             

- Временная нетрудоспособность, смерть             

- Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний             

- Расходы на медицинское обслуживание             

- Постоянная нетрудоспособность, смерть             

Страховщики:              

- Фонд социального страхования РФ (ФСС)             

- Фонд социального страхования РФ (ФСС)             

- Федеральный и территориальный фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские организации (СМО)             

- Пенсионный фонд РФ (ПФ)             

Страхователи:             

- Юридические лица, граждане, использующие наемный труд             

- Юридические лица, граждане, использующие наемный труд             

- Все хозяйствующие субъекты , местные органы исполнительной власти             

Информация о работе Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации