Лекции по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:41, курс лекций

Описание

Особенности финансов в системе страхования
(Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 1992 года №4015-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 N 362-ФЗ) не распространяется на государственное социальное страхование, кроме ОМС).

Сущность и функции страхования.
Виды страхования.
Государственный надзор за страховой деятельностью.
Методы создания страховых фондов.

Работа состоит из  8 файлов

Страхование.doc

— 54.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Фин контроль.doc

— 51.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Фин. орган..doc

— 96.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Финансы домохозяйств.doc

— 62.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

финансы.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Финансовая  политика

 

Вся система управления финансами  базируется на финансовой политике государства.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального характера.

Содержание финансовой политики включает следующие звенья:

  • выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренной экономической, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определение экономической и социальной политики. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ  в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая  тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика  финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия  создает благоприятные возможности  для решения тактических задач. Тактика позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Основными задачами финансовой политики являются:

    • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
    • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
    • организация  регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
    • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями;
    • создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика как специфическая  часть человеческой деятельности относится  к категориям надстройки. Между нею  и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение  для выполнения государством его  функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

При выработке  финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

В процессе проведения финансовой политики важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.

Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства  в развитии общества и соответствующих  теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм организации финансовых отношений.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Структура финансового механизма довольно сложна. В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных  и муниципальных финансов. В свою очередь, каждая из этих включает отдельные структурные звенья.

Каждая сфера и отдельное  звено финансового механизма  являются составной частью единого  целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи  с решением различных тактических  задач, и поэтому финансовый механизм  чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике  и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному (например, система взимания платежей в бюджет может носить налоговый и неналоговый характер).

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.

Регулирующий финансовый механизм реализуется в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (например, организация финансовых отношений коммерческих организаций). В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а организация самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее понятие об управлении финансами

 

 

Система управления финансами  в современной рыночной экономике  представляет собой взаимоувязанный  комплекс мер, инструментов, а также  финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.

Управление финансами в переходной экономике имеет ряд особенностей, которые характеризуются следующими основными моментами:

    • распад Советского Союза поставил управление российской финансовой системой в кардинально новые условия – разорваны экономические и финансовые связи между  республиками, входившими в бывший СССР;
    • прежняя планово-централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям. Поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно-денежной сферой, получившая относительно автономное функционирование;
    • вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности – государственной и колхозно-кооперативной – в результате приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность вырабатывать и определять собственные финансовую стратегию и тактику;
    • сложились некоторые характерные финансово-экономические институциональные сферы, которые имеют свою специфику управления финансами. В связи с этим возникла необходимость учета особенностей управления финансами в различных сферах экономической деятельности (контроль за деятельностью финансовых и кредитных организаций, управление финансами органов государственной и муниципальной власти, контроль за деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.)
    • переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий бывшего СССР оказался неожиданным. Никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного ценообразования.

Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы.

А. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):

    • выработка принципов и концепции, программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное послание Президента РФ, в котором формулируются основные принципы социально-экономической, в том числе финансовой политики; подготовку Правительством РФ, правительствами субъектов Федерации, а также местными администрациями проектов бюджетов соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов. Кроме того, Правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период;
    • законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее регулированию. Управление финансами на территории России регулируется  Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ и т.д.

Б. Микроэкономические косвенные  методы регулирования финансов:

    • формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
    • регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественных монополий;
    • регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики и т.д.

В. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:

    • регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление цен, в ряде случаев предельных, на ограниченную номенклатуру товаров и услуг;
    • управление унитарными предприятиями государственной собственности и контроль за их финансовой деятельностью;
    • установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет  для конкретных налогоплательщиков и субъектов хозяйствования;
    • применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и т.д.

Г. Прогнозирование экономического и социального развития, важнейших  финансовых показателей:

    • долгосрочное прогнозирование финансовой системы в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны;
    • разработка прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов на стратегический (среднесрочный – от 3 до5 лет) период и определение основных индикаторов макроэкономического развития, играющих решающую роль в формировании финансовых ресурсов и их распределении;
    • разработка конкретных прогнозов и программ по решению наиболее острых социальных и экономических проблем и их финансовому обеспечению и т.д.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы организаций, финансы домашних хозяйств, государственные (муниципальные) финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) организаций, граждане, органы государственного и муниципального финансового контроля. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами выделяют несколько  функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной и достоверной.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Различают стратегическое, или общее  управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется Федеральным Собранием РФ, аппаратом Президента, Министерством финансов РФ и т.д. Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов РФ, финансовыми комитетами субъектов РФ, финансовыми отделами местного самоуправления, финансовых служб организаций и т.д.

фонд соц страх.docx

— 19.14 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Фонды ОМС.docx

— 27.33 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Страхованию"