Государственный страховой надзор за деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:10, контрольная работа

Описание

В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Вопрос. Государственный страховой надзор за деятельностью
страховых организаций………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………..9
Тесты……………………………………………………………………………11
Задача…………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

страхование.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

Вопрос. Государственный страховой надзор за деятельностью

страховых организаций………………………………………………………..4

Заключение……………………………………………………………………..9

Тесты……………………………………………………………………………11

Задача…………………………………………………………………………...13

Список  использованной литературы…………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

      В условиях переходного периода  регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление  в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования,  проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение  регулирующей функции государства, как правило,  возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.

      Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

      а) прямое участие государства в  становлении страховой системы  защиты имущественных интересов;

      б) законодательное обеспечение становления  и защиты национального страхового рынка:

      в) государственный надзор за страховой  деятельностью;

      г) защита добросовестной конкуренции  на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

      Повышение эффективности государственного регулирования  страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации. 

     Вопрос. Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций

     Страховщики - юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования  и получившие лицензии в установленном  настоящим Законом порядке.

     Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

     Деятельность  страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих  субъектов, так как нацелена на обеспечение  беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненными различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженного в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер – крупные потери материальных ресурсов и многочисленные человеческие жертвы. Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие к конкретному страховщику, но и в общем к идеи страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.

     Основная  проблема государственного страхового надзора – величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

     Страховой рынок как часть финансово  – кредитной сферы является объектом государственного регулирования и  контроля в целях обеспечения  его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводстве. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора; государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредствам специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования.

     Регулирующая  роль государственного органа по страховому надзору за деятельностью страховых  организаций должна предусматривать  выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.

  1. Главная функция – регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования. Регистрацию должны пройти все страховые организации. В ходе регистрации выявляются профессиональная пригодность страховой компании, ее финансовое положение. Западная практика требует представить рекомендательное письмо от какого – либо известного лица в финансово – кредитной сфере. Не получив официального признания, страховое общество не может функционировать. Органом государственного надзора акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.
  2. Обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховой компании. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность).

     Чтобы не допускать ограничение конкурентной борьбы. Орган государственного страхового надзора должен проверить, на сколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

  1. Поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно – финансовой деятельности страховых компаний.

     В целях настоящего Закона (Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 (ред. от 29.11.2007) «Об организации страхового дела в РФ) иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, инвестиции на территории Российской Федерации в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации.

     В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25 процентов, орган государственного страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.

     Указанный выше размер (указанная выше квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.

     Страховая организация обязана получить предварительное  разрешение органа страхового надзора  на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении не может быть отказано страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, или становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) не будет превышен при их совершении.

     Оплата  иностранными инвесторами принадлежащих  им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.

     Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации  с иностранными инвестициями, должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

     Страховая организация, являющаяся дочерним обществом  по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право  осуществлять в Российской Федерации  страховую деятельность, если иностранный  инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.

     Страховые организации, являющиеся дочерними  обществами по отношению к иностранным  инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения государственного органа страхового надзора. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Оценивая  ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования  крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность. Не составляют особого секрета как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики.

      К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие  как:

      - низкая финансовая устойчивость  страховщиков;

      - низкий уровень профессионализма  и страховой культуры;

      - внутрисистемная разобщенность; 

      Внешними  проблемами, носящими общегосударственный  характер, можно назвать следующие: 

      - экономические (инфляция, отсутствие  государственной поддержки, низкий  финансовый потенциал страхователей  и др.)

      - юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.)

      - политические (общеполитическая нестабильность).

      Для стабильного функционирования страхового рынка необходимо целевое финансирование проектов, создание фондов поддержки, налоговых льгот, возможность открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и др.

      Что касается финансовой устойчивости страховых  компаний, то в с 1999 г. продолжается положительная тенденция, характеризующаяся  увеличением страховых премий и  резервных фондов.  Если такое  положение сохранится в будущем, то страховым компаниям не грозит банкротство, и они смогут возместить все суммы ущерба, которые возможно предъявят к оплате страхователи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Тесты

Информация о работе Государственный страховой надзор за деятельностью