Государственный надзор за страховой деятельностью субъектов страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:05, контрольная работа

Описание

Государственное регулирование страховой деятельности может проявляться в различных формах, в том числе путем принятия законов, регулирующих страховые отношения, установления в интересах общества и его граждан обязательного страхования, проведения специальной налоговой политики, установления различного рода льгот страхования компании, а также посредством создания особого правового механизма, обеспечивающего контроль (надзор) за созданием и функционированием (деятельностью) страховых предприятий и организаций.
Выполнение этих функций возлагается на специальный орган – государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах, и в ряде из них, например в Великобритании, страховое дело которой имеет давнюю традицию, государственное регулирование деятельности страховых компаний проводится на уровне закона и является объектом постоянного совершенствования и пристального внимания со стороны парламента.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Государственный надзор за страховой деятельностью
субъектов страхового рынка----------------------------------------------------------------------------
1.1. Государственный регулятор: его функции, задачи и права.----------
1.2. Лицензирование страховой деятельности.-------------------------------------------
2. Задача 1.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Список используемой литературы--------------------------------------------------------------------------

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 37.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 высшего  профессионального  образования

«КУЗБАССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИМЕНИ Т.Ф.ГОРБАЧЕВА 

Кафедра финансов и кредита 
 
 

Учебная  дисциплина

«СТРАХОВАНИЕ» 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

Вариант № 5

«Государственный надзор за страховой деятельностью субъектов

страхового  рынка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Государственный надзор за страховой деятельностью

     субъектов  страхового рынка----------------------------------------------------------------------------

    1. Государственный регулятор: его функции, задачи и права.----------
    2. Лицензирование страховой деятельности.-------------------------------------------
  1. Задача 1.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Список используемой литературы----------------------------------------------------------------------------- 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Страховщики - юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования  и получившие лицензии в установленном  настоящим Законом порядке.

  Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.1

  Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненными различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженного в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер - крупные потери материальных ресурсов и многочисленные человеческие жертвы. Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие к конкретному страховщику, но и в общем к идеи страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.

  Основная проблема государственного страхового надзора - величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

 Страховой  рынок как часть финансово  - кредитной сферы является объектом  государственного регулирования  и контроля в целях обеспечения  его стабильного функционирования  с учетом значимости страхования  в процессе общественного воспроизводстве.  Повсеместно страховое дело выделяется  в специальную область хозяйственного  законодательства и административного  надзора; государственное регулирование  страхового рынка осуществляется  посредствам специальной налоговой  политики, принятия по отдельным  видам предпринимательской деятельности  законов, отражающих порядок заключения  договоров страхования и решения  возникающих споров. Государство  также устанавливает с учетом  интересов всего общества обязательные  виды страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Государственный регулятор: его функции, задачи и права.
 

     Рыночная  экономика не исключает, а, как показывает мировой опыт, предполагает и широко использует государственное регулирование  страховой деятельности в целях  обеспечения стабильности функционирования страхового рынка с учетом его  значимости для экономики, производства и защиты прав и интересов граждан  и хозяйствующих субъектов.

     Государственное регулирование страховой деятельности может проявляться в различных  формах, в том числе путем принятия законов, регулирующих страховые отношения, установления в интересах общества и его граждан обязательного  страхования, проведения специальной  налоговой политики, установления различного рода льгот страхования компании, а также посредством создания особого правового механизма, обеспечивающего  контроль (надзор) за созданием и  функционированием (деятельностью) страховых  предприятий и организаций.

     Выполнение  этих функций возлагается на специальный  орган – государственный страховой  надзор (контроль). Подобная структура  существует во многих странах, и в  ряде из них, например в Великобритании, страховое дело которой имеет давнюю традицию, государственное регулирование деятельности страховых компаний проводится на уровне закона и является объектом постоянного совершенствования и пристального внимания со стороны парламента.

     Вопрос  о возможности и целесообразности введения в нашей стране страхового надзора дискутировался в процессе обсуждения различных вариантов  проекта закона о страховании. Высказывались  различные суждения. Представители ряда независимых страховых коммерческих структур высказывали мнение, что страховой надзор необходим и оправдан только в странах с развитой рыночной инфраструктурой и не должен создаваться в РФ, стоящей в самом начале формирования рыночной экономики и становления рынка страховых услуг, так как государственное регулирование страховой деятельности якобы потенциально содержит в себе опасность стать препятствием и тормозом на пути развития страхового бизнеса.

     Представители другой точки зрения считали, что  государственное регулирование  страхования необходимо потому, что  в условиях становления рыночной экономики, как никогда раньше, остро  встает вопрос о защите страхователей, как физических лиц – граждан, так и юридических – организаций, предприятий. Страхователей необходимо оградить от возможных злоупотреблений  чрезмерными тарифами, недоплат при  выплате страховых возмещений и  т.д. Отмечалось также, что государственное  регулирование страховой деятельности должно защищать интересы не только клиентов страховых компаний, но и самих  страховщиков от возможного банкротства, от монополизма нарождающихся страховых  структур, стремление к которому уже  наблюдается. Правовое регулирование  необходимо также для соблюдения финансовой устойчивости страховых  операций, которые проводят страховые  компании, целесообразности инвестиций средств, которыми они располагают.

     Задача  создания правового государства  и цивилизованного рынка не может  откладываться на неопределенный период. Именно право как социальный регулятор  способно и должно давать четкие ориентиры, упорядочить и регламентировать те или иные общественные отношения, в том числе и в сфере  страхования, предотвратить анархию  в страховой деятельности, охранять права и законные интересы граждан  и юридических лиц.

     Подтверждением  правильности такого подхода является принятый 10 февраля 1992 г. Указ Президента РФ №133 “О государственном страховом  надзоре Российской Федерации”, в  котором постановляется в целях  обеспечения эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства образовать Государственный страховой надзор РФ (Госстрахнадзор России).

     Государственный надзор за страховой деятельностью  в РФ в настоящее время регулируется Законом РФ “Об организации  страхового дела в Р.Ф.” 27 ноября 1992 года № 4015-1 (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 N 157-ФЗ, от 20.11.1999 N 204-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,  от 10.12.2003 N 172-ФЗ, от 20.07.2004 N 67-ФЗ, от 07.03.2005 N 12-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 21.07.2005 N 104-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 N 57-ФЗ).

     Государственный надзор за страховой деятельностью  учрежден согласно главе 48 Гражданского Кодекса Р.Ф., в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.

     Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и  надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ. В марте 2011 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении ФССН и присоединении  ее к Федеральной службе по финансовым рынкам.2

     Основными функциями ФССН являлись:

    • выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
    • ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;
    • ведение реестра страховых брокеров;
    • установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
    • установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
    • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
    • установление правил формирования и размещения страховых резервов;
    • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
    • обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

     Для выполнения поставленных задач ФССН России по надзору за страховой деятельностью наделена соответствующими правомочиями. Так, она имеет право:

    • получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;
    • проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;
    • ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;
    • обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков.

     Важно отметить, что вопрос о ликвидации страховых предприятий, организаций, компаний, фирм, имеющий принципиально  важное значение для свободы предпринимательства в сфере страхования, отнесен законодателем к компетенции арбитражного суда.

     Судебный  порядок является наиболее демократичным  и объективным способом разрешения споров. Поэтому норму Закона “О страховании”, устанавливающую такой  порядок, следует рассматривать  как положительный момент в регулировании  страховых отношений. Это тем  более важно, если учесть, что в  процессе разработки проекта Закона высказывались предложения о наделении правом решать вопрос о ликвидации страховых организаций, компаний, ведомству, выполняющую функцию надзора за страховой деятельностью. В современных условиях, когда страховой рынок находится в стадии формирования, когда не изжиты, сильны тенденции монополизма и ведомственного диктата, когда независимые новые страховые структуры нуждаются в государственной политике поддержки их деятельности, гарантиях независимости и свободы в рамках, очерченных законом, такое решение представляется единственно правильным.

     Закон РФ “О предприятиях и предпринимательской  деятельности” устанавливает, что  отдельные виды предпринимательства  могут осуществляться только на основании  специального разрешения (лицензии). К  таким видам деятельности относится  страхование.

     Закон РФ “Об организации  страхового дела в Р.Ф.” наделяет правом выдачи страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности ФССН.

Разрешительный  порядок является необходимым условием для занятия страховой деятельностью. Страховые компании, фирмы, организации, не получившие лицензию, не вправе заниматься такого рода предпринимательством.

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью субъектов страхового рынка