Государственный надзор за деятельностью страховых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 11:27, контрольная работа

Описание

В России произошли глубокие экономические перемены. Рынок представляет возможность широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора. В настоящее время в нашей стране повышается интерес к страховому делу, что объясняется рядом факторов: с одной стороны, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, с другой - наличие самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

1.Государственный надзор за страховой деятельностью
в Российской Федерации..........................................................................................5

2.Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом..............13
Заключение...............................................................................................................23

Список литературы..................................................................................................26

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по страхованию.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

  • Федеральное агентство по образованию
  • Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Ижевский государственный технический университет»

    Институт  непрерывного профессионального образования

    Кафедра «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности»  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

    по дисциплине «Страхование» 

    Тема:  «Государственный надзор за деятельностью страховых компаний» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила: студентка 

                                                      гр.4-23-12ПЗО

                                                                                                            Полякова Надежда 

                                                                                              Проверила: 
     
     
     

    Ижевск  2011 

          Содержание 

          Введение.....................................................................................................................3

    1. Государственный надзор за страховой деятельностью

    в Российской Федерации..........................................................................................5

    1. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом..............13

    Заключение...............................................................................................................23

    Список литературы..................................................................................................26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Введение 

          В России произошли глубокие экономические  перемены. Рынок представляет возможность  широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора. В настоящее время в нашей стране повышается интерес к страховому делу, что объясняется рядом факторов: с одной стороны, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, с другой - наличие самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции.

          В Российской Федерации идет формирование цивилизованного страхового рынка, регулируемого государством. В настоящее  время действуют сотни новых страховых компаний, которые предлагают широкий перечень страховых услуг.

          Слово "страхование" имеет различные  значения: 1) в переносном смысле страховать - предохранять от чего-либо неприятного, нежелательного; 2) в специальном  значении страховать - обеспечивать от возможного ущерба путем периодических взносов специальному учреждению, которое выплачивает денежное возмещение в случае такого ущерба; 3) это система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда, из средств которого возмещается ущерб и выплачиваются иные денежные суммы в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий.

          Понятие страхования стремились выработать представители как экономической, так и правовой науки.

          Следует обратить внимание, что достаточно долго преобладала теория о цели страхования, заключающейся в возмещении возможного вреда. В соответствии с этой теорией вред является результатом всякого факта, влекущего за собой уменьшение имущества или препятствующего его увеличению, задача страхования в том, чтобы возместить этот вред или, по крайней мере, уменьшить его размер.

          Известный экономист Адольф Вагнер определял  страхование как "хозяйственное  учреждение, которое устраняет или, по крайней мере, уменьшает вредные  последствия отдельных непредвиденных событий для имущества отдельного лица таким способом, что оно распределяет их на ряд случаев, которым  

    угрожает  одинаковая опасность, еще в действительности не наступившая".

          Итальянский экономист Гобби считал, что страхование - это распределение между множеством лиц будущей, неизвестной и случайной потребности.

          В.И. Серебровский рассматривал теорию Гобби  в качестве фундаментальной идеи, полагая при этом, что страхование  является формой распределения между  множеством лиц будущей, неизвестной и случайной потребности.

          А. Манес также был сторонником  теории эвентуальной потребности, считая, что страхование призвано служить  цели удовлетворения имущественных  или денежных потребностей страхователей. Он полагал, что страхование необходимо для покрытия случайно возникающих имущественных потребностей посредством взаимных взносов многих лиц.

          К.А. Граве и Л.А. Лунц под страхованием в широком смысле слова понимали, прежде всего, совокупность мероприятий  по созданию ресурсов материальных и  (или) денежных средств, за счет которых производится исправление вреда, восстановление потерь в общественном хозяйстве при стихийных бедствиях или несчастных случаях.

          Таким образом, среди представителей как  правовой, так и экономической  науки нет единой точки зрения на понятие страхования.

          Основой организации и правового регулирования  страховых отношений и деятельности страховых организаций в Российской Федерации является Закон  РФ от 27 ноября 1992 года "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

    В соответствии со ст. 2  данного закона страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. 

                 С экономической точки зрения, страхование - это совокупность экономических отношений по поводу образования, распределения и использования страховых фондов денежных средств, которые необходимы для покрытия непредвиденных расходов. 

          В условиях рыночной экономики существенно возросла роль страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширен перечень страховых услуг. В современной экономике страхование выполняет двоякую роль: как средство защиты от неблагоприятных событий (страховых случаев), так и вид деятельности, приносящий прибыль.

          С правовой точки зрения страхование - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения по защите имущественных  интересов физических и юридических  лиц, Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. 

          1. Государственный  надзор за страховой  деятельностью

                  в Российской Федерации 

          Современный этап развития нашего государства в  условиях рыночной экономики широко использует государственное регулирование  страховой деятельности в целях  обеспечения стабильности страхового рынка, защиты прав и интересов всех участников страховых отношений.

          Еще в 1894 г. в России для регулирования страхового рынка было утверждено Положение о надзоре за страховой деятельностью, и при хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел был создан Комитет по надзору за страховой деятельностью.

          В советский период развития нашего государства  существовал Госстрах, который и  осуществлял надзор за страховой  деятельностью. Страховые органы союзных  республик находились в двойном  подчинении - Правления Госстраха  и Министерства финансов союзной республики.

          В 1991 г. в жизни нашей страны произошли коренные изменения: конституционное закрепление демократического правового государства с республиканской формой правления, формирование основ рыночных отношений, либерализация, структурная перестройка экономики. В 1992 г. был создан  

    самостоятельный орган - Государственный страховой  надзор в РФ,  который впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, а Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 г. (после вступления в силу Закона РФ "О страховании" (в новой редакции называется: Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации") - в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).

          В августе 1996 г. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была ликвидирована, ее функции были переданы Министерству финансов Российской Федерации, при котором был создан Департамент страхового надзора.

          В 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была создана Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.

          Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  страховой деятельности, и находится  в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

          Государственный надзор за деятельностью субъектов  страхового дела осуществляется в целях:

          - соблюдения ими страхового законодательства;

          - предупреждения и пресечения  нарушений участниками отношений,  регулируемых Законом "Об организации страхового дела", страхового законодательства;

          - обеспечения защиты прав и  законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;

          - эффективного развития страхового  дела.

          Страховой надзор осуществляется на принципах  законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор включает в себя: 

          1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

          2) контроль за соблюдением страхового  законодательства, в том числе  путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

          3) выдачу в течение 30 дней в  предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

          Субъекты  страхового дела обязаны:

          - представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

          - соблюдать требования страхового  законодательства и исполнять  предписания органа страхового  надзора об устранении нарушений  страхового законодательства;

          - представлять по запросам органа  страхового надзора информацию, необходимую для осуществления  им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

    Информация о работе Государственный надзор за деятельностью страховых компаний