Государственный надзор за деятельностью страховых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 11:27, контрольная работа

Описание

В России произошли глубокие экономические перемены. Рынок представляет возможность широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора. В настоящее время в нашей стране повышается интерес к страховому делу, что объясняется рядом факторов: с одной стороны, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, с другой - наличие самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

1.Государственный надзор за страховой деятельностью
в Российской Федерации..........................................................................................5

2.Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом..............13
Заключение...............................................................................................................23

Список литературы..................................................................................................26

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по страхованию.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

      В Великобритании сформировалась система  регулирования страхового рынка, имеющая черты либерального надзора, стимулирующая налогообложение и отсутствие серьезных ограничений на участие в международных инвестициях. При этом черты либеральности сочетаются с достаточно жесткими требованиями к руководителям страховых организаций, включающими высокий профессионализм, компетентность и деловую репутацию управленческого состава страховых организаций и страховых брокеров. При получении лицензии представляются подробные сведения о руководителе, включая биографические данные, квалификацию, опыт, информацию о судимости, фактах неисполнения финансовых обязательств, в том числе объявлении банкротом, случаи неисполнения своих обязательств по долгам и т.п. Для получения лицензии страховщика в РФ требования к руководителю компании весьма сдержанны и, по сути, не содержат многих важных параметров, учитываемых в английской практике, что весьма важно для социально-экономического института страхования.

      Британскую  систему государственного регулирования  отличает информационная открытость и гласность, и это касается деятельности как страховых организаций, так и органов государственного страхового надзора.

      Страховое законодательство Великобритании включает закон о компаниях,  

закон о страховой корпорации "Ллойд", закон о страховых брокерах, правила, регулирующие деятельность страховых компаний, и др.

      Специфичным для Англии является регулирование  накопительного страхования жизни  и инвестиционной деятельности, которое  обеспечивается соответствующим законом  о финансовых услугах.

      Важно отметить, что страховое законодательство Великобритании представлено также  и законом о защите страхователей, который регулирует вопросы защиты прав потребителей страховых услуг. Российское законодательство представлено общим законом о защите прав потребителей, но оно не содержит и не учитывает особенности потребителей страховых услуг. Поэтому английский опыт защиты страхователей ценен для России. При этом целесообразно уточнить название соответствующего закона. В защите нуждаются не только страхователи, но и застрахованные лица и выгодоприобретатели, поэтому необходима разработка закона о защите потребителей страховых услуг.

      Либеральность регулирования страховой деятельности в Великобритании подтверждается также  наиболее развитой в мире системой саморегулирования, которая тесно взаимосвязана с системой государственного регулирования. Британские саморегулирующие организации имеют специализацию и четко разграниченную компетенцию. Например, деятельность страховых брокеров полностью регулируется соответствующей ассоциацией.

      В Англии определены регулирующие требования к рекламе страховых организаций. Если данное регулирование во многих странах является в основном второстепенным делом, то в Великобритании эта сфера  деятельности находится на одном  из самых высоких уровней. При этом соответствующее регулирование является более жестким, чем по другим товарам и услугам, и это особенно касается накопительных видов страхования жизни. Последнее представляется актуальным для России.

      Анализ  системы государственного регулирования страхового рынка в странах с переходной экономикой проведем на примере стран Восточной Европы (Польша, Словакия, Чешская Республика, Венгрия и Болгария) и Латинской Америки (Бразилия, Чили), которые несколько раньше перешли к рыночной экономике, чем  

Российская  Федерация. Все отмеченные страны имеют  всесторонние законы в области страхования.

      Во  всех странах Восточной Европы имеются  специальные регулирующие органы в  сфере страхования, работающие в  соответствии с действующим законодательством и подотчетные соответствующему министру и национальному парламенту. В Бразилии и Чили органом страхового надзора является департамент правительства.

      Важным  финансовым требованием при лицензировании страховщиков помимо установления минимального размера уставного капитала являются финансовые требования в отношении депозита. При этом в отдельных случаях от страховщиков требуется внести определенный депозит на расчетный счет органа страхового надзора.

      В рассматриваемых странах с переходной экономикой, как правило, страхование жизни отделено от остального страхового бизнеса. Соответствующая специализация вводится и в Российской Федерации с 2007 года, и многие национальные страховщики уже осуществили соответствующее разделение. Например, это компании "Ингосстрах", "Росно", "Ресо-гарантия" и др.

      Важен опыт регулирования деятельности страховых  посредников. В частности, это касается установления для брокеров минимального капитала (Венгрия, Польша). Кроме того, в отдельных странах установлены  максимально допустимые проценты комиссионных вознаграждений как для брокеров, так и для агентов. Последнее представляется важным для современной России, когда в структуре страхового тарифа нагрузка достигает 35 и более процентов. Кроме того, по долгосрочному страхованию жизни страховщиками часто применяется плавающая нагрузка, и при заключении договора страхования нагрузка достигает 60% размера страхового тарифа, что, в свою очередь, определяет низкую финансовую привлекательность программ страхования жизни.

      Заслуживает внимания практика депонирования определенного процента от минимального размера уставного капитала или определенной суммы соответственно в Польше и Чешской Республике. Кроме того, в отдельных странах, например в Болгарии, требуется депонировать 0,1% для каждого вида страхования помимо  

депонирования определенного процента от минимального размера уставного капитала.

      Социальность  страхования обеспечивается в восточноевропейских  странах контролем доходности национальных компаний. В Польше требуется одобрение Министерства финансов в случае установления нормы доходности 10, 25 и 75%. В Чешской Республике аналогичное требование установлено для 50%.

      Элементы  государственной монополии присутствуют и в рыночно ориентированных  странах. Это главным образом  касается политически и социально чувствительных секторов страхования. В Чешской Республике - это медицинское страхование и страхование социального обеспечения, в Венгрии - страхование экспортных кредитов, в Бразилии - перестрахование.

      Говоря  о регулировании страхования в разных странах, нельзя не упомянуть об институте омбудсменов, существующем в некоторых странах (Англия, Франция, Германия и др.). Омбудсмены призваны защищать прежде всего права страхователей и служат серьезным стимулом для страховых компаний вести себя корректно на рынке. Страхователь имеет право обращаться по упрощенной схеме непосредственно к омбудсмену для разрешения конфликтов со своим страховщиком. Такое рассмотрение конфликтов является несудебным и не имеет юридических последствий. При этом сам страховщик должен взять на себя обязательства исполнять решение омбудсмена.

      В целом регулирование страхования  в разных странах все в большей  степени в последние годы связано  с процессами глобализации и как  следствие с процессами унификации правил надзора во всемирном масштабе. Этим объясняется, что многие развитые с точки зрения регулирования страны охотно идут на глобальное сотрудничество, согласовывая основные правила надзора и контроля, что, в свою очередь, отражается на их внутреннем регулировании.

      Таким образом, из инструментов государственного регулирования страхования в странах с переходной экономикой для России наиболее ценен опыт управления уставным капиталом, регулирования тарифов и доходов страховых организаций, государственного страхования и перестрахования. 
 

      Заключение 

      Страховой рынок представляет собой составную  часть финансового рынка, так  же страхование соответственно выступает, как отмечалось ранее, институтом финансовой системы общества. Страховой рынок  представляет собой систему общественных отношений, объективно складывающихся между страхователями, страховщиками, иными субъектами в процессе формирования и распределения целевых страховых фондов, а также государственного регулирования организации страхового дела.

      Место страхового рынка в финансовой сфере и потребность его регулирования нормами финансового права обусловлены следующими важнейшими обстоятельствами: во-первых, существует объективная потребность в страховой защите, что ведет к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества; во-вторых, страхование осуществляется в денежной форме, что объективно связывает его с иными институтами финансовой системы; в-третьих, эффективно функционирующий страховой рынок способствует стабилизации денежного обращения в стране. Рассмотрим эти обстоятельства подробнее.

      Объективная потребность возмещения возникающих  материальных потерь обусловливает  необходимость возникновения соответствующих  взаимоотношений между людьми по их предупреждению, предотвращению, преодолению и ограничению. Это, в свою очередь, направлено на обеспечение непрерывного, бесперебойного процесса производства и воспроизводства в обществе, на поддержание стабильного уровня жизни. Можно сделать вывод, что потребность в страховой защите носит всеобщий, публичный характер, пронизывает все сферы общественного производства, деятельность всех хозяйствующих субъектов, всего населения, всю социально-экономическую систему общества. Иными словами, страховой рынок взаимосвязан с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственными финансами, муниципальными финансами. Перечисленные институты выступают в возникающих страховых отношениях в качестве страхователей, выгодоприобретателей.

      Помимо  воздействия на общественное воспроизводство, страховой рынок  

оказывает влияние на финансовые потоки, поскольку  страховые фонды формируются  за счет перераспределения финансов хозяйствующих субъектов, граждан; в свою очередь, страховые фонды  размещаются в иных институтах финансовой системы, обслуживают инвестиционную и иные виды деятельности различных субъектов. Проведение страховщиками страховой, инвестиционной деятельности, необходимость размещения страховых фондов, уплаты налогов связаны с отчислением в бюджеты, внебюджетные государственные фонды соответствующих платежей.

      Страхование является важным фактором стимулирования хозяйственной активности в условиях рыночной экономики, которое создает  для всех участников рыночных отношений  равные права, стремление получить выгоду. С данной стороны страхование можно рассматривать как форму финансового посредничества, в результате которого создаются специальные фонды средств, которые идут на возмещение ущерба от случайных явлений. Страхование можно рассматривать как экономический рычаг, посредством которого происходит перераспределение денежных средств в экономике страны.

      Страховые резервы, образуемые за счет страховых  взносов, инвестируются в строительство, государственные ценные бумаги, промышленность и т.д. Поэтому урегулирование взаимоотношений  между субъектами страхования является стабилизирующим фактором, который поможет государству решить часть экономических проблем.

      Позитивным  моментом в формировании российского  страхового рынка является создание сравнительно крупных страховых  компаний, способных адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка и оказывать страховые услуги, отвечающие мировым стандартам, а также складывающаяся инфраструктура рынка. Показатели состояния страхового рынка свидетельствуют о том, что в Российской Федерации заложены основы национального страхования. Тем не менее оно еще не заняло надлежащего положения в системе защиты имущественных интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства.

      Разнообразие  страховых продуктов на российском рынке значительно меньше, чем за рубежом. Некоторые страховые компании предлагают страхователям вместо  

страховых продуктов псевдостраховые финансовые схемы, позволяющие страхователям  обойти налоговое законодательство, уйти от обязательных платежей в государственные  внебюджетные фонды.

      Не  создан надежный механизм государственного контроля выполнения страховыми организациями  принятых обязательств, адекватной оценки их надежности и финансовой устойчивости. В результате по-прежнему основное бремя расходов по ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, негативных природных явлений ложится на бюджет.

      Главной целью развития национальной системы  страхования в России является создание эффективной системы страховой  защиты имущественных интересов  граждан и юридических лиц в Российской Федерации, обеспечивающей:

Информация о работе Государственный надзор за деятельностью страховых компаний