Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена углублением интеграционных страховых процессов, глобализации политики страхового развития, а главное, в момент вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предстоящего допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок законодатель должен осознать необходимость разработки и закрепления целого ряда до сих пор не существующих у нас законодательных норм на основе уже выработанных положений международной практики страховой деятельности и ее правового регулирования.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования страхования.
Задачами является изучение правовых аспектов страхования на примере зарубежных стран и стран Европейского союза при формировании единого пространства страхового рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и контроль страхового дела.
1.1 Организационные формы страховых фондов……………………..5
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в страховом деле………………………………………………………….....7
1.3 Государственный надзор за деятельностью страховых компаний…………………………………………………………………10
1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний…………………………………………………………………12
Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства.
2.1 Совершенствование законодательства в России…………………16
2.2 Совершенствование государственного регулирования и внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ...……………..18
2.3 Перспективы либерализации страхового рынка РФ……..……...23
Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
3.1 Страховое законодательство зарубежных стран…………………..25
3.2 Страховое регулирование в странах Европейского союза…………....32
Заключение………………………………………………………………………43
Библиография........................................................................................................45

Работа состоит из  1 файл

курсач по страхованию.docx

— 81.98 Кб (Скачать документ)

       В соответствии с Законом о рейтинговых  организациях было отменено обязательное использование страховщиками тарифных ставок, рассчитанных рейтинговыми организациями по основным рисковым видам страхования (от огня, от несчастного случая, от землетрясений, обязательного страхования автогражданской ответственности). Эти тарифы стали примерными. В то же время «стандартный страховой тариф» по добровольному страхованию автокаско остался обязательным для страховщиков. Система стандартных тарифов была введена в Японии с целью исключения ценовой конкуренции между крупнейшими национальными страховщиками.

       В Индии государственная монополия на страхование и перестрахование отменена в 1999 г. Наиболее существенными элементами реформы страхования являются: разрешение иностранным инвесторам владеть до 40% капитала индийских страховщиков, 20-кратное увеличение размера требования к минимальному капиталу страховой организации (до 1,0 млрд. рупий), а также отмена обязательной цессии (перестрахования) в пользу национальной перестраховочной компании.2

       Только  некоторые страны требуют как  от национальных, так и от иностранных страховщиков представлять для утверждения общие условия страхования (Япония, Корея, Швейцария, США, Мексика). В странах ЕС не требуется ни утверждения, ни представления таких условий, кроме условий обязательного страхования. В ряде стран национальные и иностранные страховщики должны предоставлять информацию о квалификации руководителей компании (требование о компетенции и добросовестности), а также сведения о компетентном органе, представляющем прямых и косвенных акционеров.

       Наряду  с законами во многих странах действуют  и подзаконные акты, регулирующие отдельные стороны страховой деятельности. 

3.2 Страховое регулирование  в странах ЕС. 

  • Создание  общего страхового рынка.

  Одной из задач экономической интеграции стран Европейского союза является формирование единого страхового рынка. Целью создания общего страхового рынка является обеспечение свободы продвижения страховых услуг, капитала и страховых брокеров, способствующее развитию конкуренции и росту эффективности работы страховщиков.

  Однако  процесс формирования общего рынка  в страховом секторе не может быть быстрым. Каждая страна имеет свою собственную нормативно-правовую основу страховой деятельности, свою систему страхового надзора, которые, несмотря на общие черты, обладают несомненной национальной спецификой. Отличаются в различных странах предлагаемые страховые продукты, налоговые условия страхования, условия деятельности страховщиков. Поэтому формирование единого страхового рынка идет постепенно в двух направлениях:

  • обеспечение свободы деятельности страховщиков во всех странах ЕС;
  • гармонизация страхового законодательства.

  Руководителем и координатором этой деятельности является Европейский комитет по страхованию, в котором представлены все национальные союзы и ассоциации страховщиков. Первым шагом стала выработка и принятие принципов создания общего страхового рынка, признанных всеми его участниками.

  Принципами  создания общего страхового рынка в рамках ЕС являются:

   • свобода создания филиалов в странах сообщества для любого 
его члена;

  • свобода распространения страхового продукта в рамках сообщества для любого его члена без обязательного открытия филиалов;

  • честная конкуренция на добросовестных и равных условиях;
  • невозможность использования запрещенных элементов конкуренции, например самостоятельный выбор контрактного (договорного) права и налогового режима, который может способствовать созданию неравных условий на территории сообщества.
 
  • Директивы ЕС по страхованию.3

  Основу  страхового регулирования в странах  Европейского союза составляют директивы ЕС.

  Первая  директива относится к личному и иному страхованию (73/239/ЕЕС и 79/267/ЕЕС). Она является основной, так как все последующие директивы базируются на ней. Этот документ предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам — членам ЕС.

  1. Единые правила по финансовым гарантиям: по платежеспособности и по гарантийному фонду страховщика. Применение этих правил должно снять различия между национальными регулирующими актами и тем самым скоординировать национальные требования по финансовым гарантиям обеспечения страховых выплат.
  2. Единая группировка классов страхования. Она обеспечивает унификацию страховых продуктов. Страховое регулирование и надзор распространяются на все классы страхования. Выделение классов производится в соответствии с природой покрываемых рисков, в частности, предусмотрена группа рисковых видов страхования и личное страхование (табл. 1). Директива ЕС 1973 г. выделила вначале 17 классов рискового страхования, позже был введен еще один класс — страхование помощи. В группе личного страхования выделяются девять классов страхования жизни и пенсий.
 

Таблица 1. Классификация видов страхования по европейскому законодательству. 

      Классификация рисковых видов страхования
1. Страхование от несчастных случаев
2. Страхование от болезней
3—9. Группа видов страхования от  всех видов ущерба и убытков,  возникающих на

транспорте:

3. Страхование наземного транспорта  без страхования железнодорожного  подвижного состава, включая страхование  автотранспортных средств, страхование  других наземных транспортных средств
4. Страхование железнодорожного транспорта
5. Страхование авиатранспорта
6. Страхование морских и речных  судов
7. Страхование грузов, находящихся  в пути, для любого вида используемого  транс-

порта

8. Страхование от огня и от  действия непреодолимой силы, в  том числе от огня,

взрыва, шторма, других природных сил, кроме шторма, ядерной энергии, земле-

трясения

9. Страхование от других видов  ущерба, нанесенных имуществу (за  исключением

   перечисленного  в п. 3—7), градобитием или морозом,  а также любым другим

случаем, например кражей, по причинам другим, чем те, которые перечислены в п. 8

10—12. Страхование ответственности перевозчика: 

10. Страхование  автогражданской ответственности

11. Страхование  ответственности авиаперевозчика

12. Страхование  ответственности морского перевозчика

13. Страхование общей ответственности,  за исключением п. 10—12
14. Кредитное страхование, в том  числе:

— страхование  от общей неплатежеспособности дебитора;

— страхование  экспортного кредита;

— страхование  под залог;

— страхование  закладных;

— страхование  сельскохозяйственного кредита;

  — страхование части кредита

15. Страхование ответственности заемщика за непогашение кредита

16. Страхование остальных видов финансовых убытков, связанных с риском:

— безработицы;

— недополучения  дохода (упущенной выгоды);

— потери прибыли;

— плохой погоды;

— непредвиденных торговых издержек;

— других косвенных  торговых убытков;

— падения рыночной стоимости;

— других финансовых потерь (неторговых);

— уменьшения дохода от ренты;

— других форм финансовых потерь

17. Страхование судебных издержек
18. Страхование убытков, связанных  с предоставлением помощи
Классификация личного страхования
1. Страхование жизни и аннуитетов

2. Страхование к бракосочетанию и на рождение ребенка

3. Страхование аннуитетов, связанных  с инвестиционными фондами
4. Страхование здоровья как ежегодно  возобновляемый краткосрочный договор
5. Страхование по типу «тонтина»*
6. Страхование, связанное с капиталовложением.  Страхователь (полисодержатель)

может отказаться от полиса, получив за него выкупную сумму. В дальнейшем этот

полис может  быть продан, и последний полисодержатель  имеет по нему налоговую

льготу, так как  часть полиса уже оплачена ранее

7. Страхование управления групповыми  пенсионными фондами
8. Другие виды страхования, определенные  в национальном страховом       законодательстве
9. Другие виды страхования, описанные  в законодательстве по государственному        социальному страхованию, осуществляемые  за счет работодателя
  1. Единые правила лицензирования. Обеспечивают унифицированные требования по лицензированию страховой деятельности на территории всех стран — членов ЕС. Выдача лицензии осуществляется для страховщиков стран — членов ЕС в соответствии с принятой классификацией видов страхования. При этом правила получения лицензии являются общими для всех стран — членов ЕС.
  2. Правила, определяющие ответственность национальных органов надзора за регулирование страховой деятельности. Эти правила предусматривают разделение ответственности между странами, где выпускается страховой продукт, и странами, где продукт продвигается и продается. Для стран, на территории которых находится головная страховая организация, предусмотрена ответственность органов надзора за платежеспособность головной компании по всей ее деятельности, включая деятельность филиалов. Для стран, осуществляющих продвижение услуг, предусмотрена ответственность органов надзора за регулирование технических резервов и активов, покрывающих эти технические резервы, лишь по части портфеля страховых рисков, находящихся в данной стране. Эти требования распространяются на все страны, являющиеся членами сообщества.

       Вторая  директива по личному и не личному страхованию (88/357/ЕЕС, 90/619/ЕЕС) предусматривает введение свободы продвижения страховых услуг на территории других стран — членов ЕС. До принятия данной директивы существовали ограничения только по продвижению небольших рисков, продвижение больших рисков не имело ограничений. Данная директива говорит о необходимости контроля за продвижением больших рисков, причем этот контроль должна осуществлять страна, продвигающая страховую услугу.

      Третья  директива по личному и не личному страхованию (92/49/ЕЕС и 92/96/ЕЕС) предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам — членам ЕС.

  1. Правило о передаче, распространении страхового портфеля и отдельных страховых рисков. Данное правило предполагает разделение и некоторое пересечение обязанностей между органами надзора стран, выпускающих и продвигающих страховой продукт. В частности, оно вводит обязательный контроль массовых рисков, который должен осуществляться страной, выпускающей полис.

       2. Правило единой лицензии. Лицензия, выданная в одной из стран  — членов ЕС, является действительной  для всех других стран. Кроме  того, данное правило предполагает, что любая дочерняя страховая компания самостоятельно получает лицензию, в то время как филиал и представительство пользуются лицензией, полученной их головной организацией. Дополнительно правило содержит требования, предъявляемые при выдаче первичной лицензии (лицензии при создании страховой компании), в частности, требования о порядочности собственника и о надежности управления.

  1. Правило запрета мелочной опеки по предварительному и систематическому согласованию условий полиса, тарифов и математической базы со стороны регулирующих органов (надзора). В соответствии с первой директивой страховая компания должна была предоставлять всю обозначенную информацию в обязательном порядке. Введение третьей директивы означает, что органы надзора имеют право требовать соответствующую информацию лишь в при обнаружении нарушений. В этом случае органы надзора могут дать предписание запретить действующие тарифы, отозвать лицензии.
  2. Правило о следовании принципу хорошего качества предоставляемой услуги. Означает соблюдение следующих условий: национальные правила не должны быть дискриминационными, они должны быть достаточными, т.е. не должны повторять общих для сообщества правил или изменять то, что уже принято Европейским союзом. При этом цели и средства их достижения должны быть пропорциональными, т.е. должны соответствовать друг другу. В случае невыполнения этого принципа предполагается введение определенных санкций.
  3. Правило о координации регулирования технических резервов. Данное правило означает соблюдение следующих требований:
  • по обязательствам: определение перечня технических резервов и расчет резервов должны идти в соответствии с директивой по годовому бухгалтерскому отчету и по консолидированному отчету страховых компаний;
  • по активам: выбор направлений и объемов размещения активов, покрывающих технические резервы, должен осуществляться в соответствии с предложенными рекомендациями. При несоблюдении правил по техническим резервам директива предусматривает определенные санкции.
  1. Правило о качестве и содержании информации, предоставляемой страхователю по личному страхованию. Включает требование о том, что предоставляемая потребителю информация должна быть достаточной, понятной и сопоставимой для разных стран — членов ЕС.

       Специальная директива по кредитному страхованию и страхованию ответственности заемщика за непогашение кредита предполагает введение дополнительных финансовых гарантий для осуществления кредитного страхования:

       • увеличение размера гарантийного фонда для этого вида страхования;

         • формирование дополнительного резерва — резерва колебаний убыточности с целью обеспечения выравнивания убыточности по годам финансового цикла.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности