Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена углублением интеграционных страховых процессов, глобализации политики страхового развития, а главное, в момент вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предстоящего допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок законодатель должен осознать необходимость разработки и закрепления целого ряда до сих пор не существующих у нас законодательных норм на основе уже выработанных положений международной практики страховой деятельности и ее правового регулирования.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования страхования.
Задачами является изучение правовых аспектов страхования на примере зарубежных стран и стран Европейского союза при формировании единого пространства страхового рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и контроль страхового дела.
1.1 Организационные формы страховых фондов……………………..5
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в страховом деле………………………………………………………….....7
1.3 Государственный надзор за деятельностью страховых компаний…………………………………………………………………10
1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний…………………………………………………………………12
Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства.
2.1 Совершенствование законодательства в России…………………16
2.2 Совершенствование государственного регулирования и внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ...……………..18
2.3 Перспективы либерализации страхового рынка РФ……..……...23
Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
3.1 Страховое законодательство зарубежных стран…………………..25
3.2 Страховое регулирование в странах Европейского союза…………....32
Заключение………………………………………………………………………43
Библиография........................................................................................................45

Работа состоит из  1 файл

курсач по страхованию.docx

— 81.98 Кб (Скачать документ)

       Гражданский кодекс не требует наличия лицензии на осуществление страховой деятельности, если ОВС –  некоммерческая организация, которая страхует исключительно  своих членов. Но отсутствие лицензии у ОВС приводит к тому, что они  не имеют статуса страховщиков и  не имеют соответственно их обязанностей и прав. Не являясь страховщиками, ОВС не попадают под наблюдение Департамента страхового надзора Минфина РФ, не имеют законодательно закреплённых правил размещения страховых резервов, на них не распространяются требования по обеспечению платёжеспособности и т.д.  При этом на ОВС не распространяются льготы по НДФЛ и налогу на прибыль на суммы отчислений в страховые резервы, а так же на суммы выплат своим членам при наступлении страхового случая.  Не являясь страховщиком, ОВС не имеет право осуществлять перестрахование, которое является одним из элементов обеспечения платежеспособности при принятии рисков. 

    1.   Государственный надзор за деятельностью страховых компаний.
 

       Необходимость государственного надзора определяется важной ролью страхования в экономической  жизни общества, связанной с ликвидацией  последствий неблагоприятных событий  и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а также потребностью защиты интересов  страхователей.

       Для обеспечения государственного контроля в этой области в феврале 1992 г. Указом Президента РФ была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) в форме федерального органа исполнительной власти. В 1996 г. функции Росстрахнадзора переданы департаменту страхового надзора при Министерстве финансов Российской Федерации.

       В формировании системы государственного надзора Россия опирается на мировой  опыт в этой области, ориентируясь прежде всего на немецкий подход к контролю за страховой деятельностью. Для  Германии характерен жесткий контроль за соблюдением законов по защите интересов страхователей и четкая регламентация страховых операций. Обязательным является лицензирование страховой деятельности, публикация страховыми компаниями отчетов об их работе, законодательное установление и контроль соблюдения нормативов деятельности страховщиков.

       В мировой практике существует также  английский вариант организации  страхового надзора, особенностью которого является  незначительное вмешательство  государства в деятельность страховщиков. Здесь государство осуществляет лишь последующий контроль за законностью  уже совершенных страховых операций.

       Целью деятельности Департамента страхового надзора Минфина России является контроль за соблюдением требований страхового законодательства, обеспечение эффективного развития страхового рынка, защита интересов и прав страхователей, страховщиков, государства и других заинтересованных лиц. Поставленная обществом цель реализуется через закреплённые законодательством права и обязанности Департамента.

       В обязанности Департамента страхового надзора Минфина входит:

  • ведение Единого государственного реестра страховых организаций и их объединений, а также реестра страховых брокеров;
  • решение вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности и аудит в страховании;
  • разработка правил формирования и размещения страховых резервов, учета и отчётности страховщиков, нормативных актов и инструктивных материалов в области страхования;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховых компаний;
  • обеспечение гласности страховой деятельности, проверка достоверности отчетных данных и правдивости информации о финансовом состоянии страховщиков;
  • обобщение практики страховой деятельности, разработка предложений по совершенствованию страхового законодательства;
  • обеспечение правопорядка в отрасли, для чего Департамент рассматривает нарушения закона, наказывает нарушителей, ограничивая, приостанавливая или отзывая лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • подготовка и повышение квалификации работников страхового надзора.

       Департамент страхового надзора Минфина России имеет право:

  • получать от страховщиков установленную отчётность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также необходимую информацию от предприятий, организаций, банков, граждан;
  • проверять соблюдение страховыми компаниями страхового законодательства в достоверность предоставляемой ими отчетности;
  • давать предписания страховщикам по устранению выявленных нарушений, а в случае невыполнения ими этих предписаний — приостанавливать, ограничивать или отзывать лицензии;
  • обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой компании в случае неоднократного нарушения законодательства РФ, а также о ликвидации страховщиков, осуществляющих страховую деятельность без лицензии.
 

1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний.  

       Нередко на этапе регистрации и лицензирования страховых компаний проявляются  правовые нарушения, состоящие в  том, что ряду лиц удаётся зарегистрировать фирму как страховую компанию по фиктивным документам или действовать, не имея на это соответствующего государственного разрешения (лицензии). Поэтому при  выборе страховой компании (страховщика) страхователь, зная порядок регистрации  и лицензирования, может установить фиктивность той или иной страховой  фирмы.

       Статья 2 ГК РФ регламентирует: предпринимательской  деятельностью, к которой относится  и деятельность по страхованию, могут  заниматься лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Это положение детализируется в  п. 1 ст. 23 в отношении гражданина, занимающегося предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, в качестве которого может выступать страховой брокер, и в п. З ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ —  в отношении юридического лица (применительно  к рассматриваемой теме — страховая  организация, компания, фирма и т. п.), которое считается созданным  с момента его государственной  регистрации.

       Пункт 1 ст. 51 ГК РФ предусматривает, что юридическое  лицо подлежит государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрации  юридических лиц. Данные государственной  регистрации, в том числе для  коммерческих организаций, включаются в единый Государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего  ознакомления.

       Как видно из ст. 51 ГК РФ, ссылка сделана  на Закон о регистрации юридических  лиц, который, однако, еще не принят. Поэтому в настоящее время  регистрацию предприятий и предпринимателей без образования юридического лица проводят не органы юстиции, а регистрирующие органы при администрациях населенных пунктов, правительствах городов и  субъектов Российской Федерации. Документы, необходимые для регистрации  юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, установлены Положением о порядке  государственной регистрации субъектов  предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной  регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ». Отказ в государственной  регистрации предприятий (предпринимателей), уклонение от неё, а также не предоставление для ознакомления данных Государственного реестра предприятий могут быть обжалованы в суде (общей юрисдикции или арбитражном).

       Общий порядок получения лицензии, виды определяемой ими деятельности и  органы, проводящие лицензирование, установлены  постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а 11 апреля 2000 г. – постановление  Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», утвердившее Перечень федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В соответствии с  ним лицензирование в сфере страхования  осуществляет Департамент страхового надзора при Минфине России, куда для получения лицензий страховщики  представляют:

       • заявление на получение лицензии;

       • учредительные документы;

       • свидетельство о регистрации;

       • справку о размере оплаченного  уставного капитала;

       • экономическое обоснование страховой  деятельности;

       • правила по видам страхования;

       • расчеты страховых тарифов;

       • сведения о руководителях и их заместителях.

       От  страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно  перестрахование, требуются:

       • заявление на получение лицензии;

       • учредительные документы;

            • свидетельство о регистрации;

       • справка о размере оплаченного  уставного капитала;

       • сведения о руководителях и их заместителях.

       Для получения лицензии на осуществление  обязательного медицинского страхования  организация в соответствии с  постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994г. № 251 «Об утверждении  правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» должна подготовить:

       • заявление на получение лицензии;

       • нотариально заверенные копии учредительных  документов и свидетельства о  регистрации;

       • документы, подтверждающие оплату уставного  капитала (справку из банка, акты приёма-передачи основных средств и др.);

       • копию баланса на последнюю отчётную дату с приложением отчёта о финансовых результатах;

       • территориальную программу обязательного  медицинского страхования, утверждённую в соответствии с законодательством  РФ;

       • Правила обязательного медицинского страхования, утверждённые органом  исполнительной власти субъекта РФ, к  которым должны быть приложены образцы  договоров со страхователями и медицинскими учреждениями, а также страховые  полисы;

       • сведения о руководителе страховой  медицинской организации и его  заместителях.

       Департамент страхового надзора Минфина РФ должен принять решение о выдаче лицензии или об отказе в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов. Основанием для отказа в выдаче лицензии юридическому лицу могут служить  несоответствия документов требованиям  законодательства и нормативным  документам Департамента. Решение сообщается претенденту в письменной форме  с мотивированием отказа.

       Следует особо подчеркнуть, что лицензия для осуществления страховой  деятельности действует только на определённой территории РФ, заявленной страховщиком, и не имеет ограничения по сроку  действия, если это специально не оговорено  при её выдаче (страховщику может  быть выдана временная лицензия, в  которой указывается срок её действия). 

Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства. 

2.1 Совершенствование законодательства в России. 

     Совершенствование законодательства в России происходит в трех направлениях.

     Во-первых, это изменение общего законодательства. В конце 2002 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития страхового рынка РФ. На рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об организации страхового дела в РФ" и другие законодательные акты".

     Законопроект  прошел первое чтение в Государственной  Думе РФ и сейчас подготовлен ко второму чтению. Есть очень большая  уверенность, что новые условия  деятельности на страховом рынке  могут быть приняты уже осенью 2003 года.

     Какие революционные преобразования возможны согласно этому законопроекту на страховом рынке России?

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности