Современное состояние венчурного предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание

Венчурные фирмы (venture [англ.] рискованные предприятия) организации, создаваемые для осуществления инновационной деятельности, связанной со значительным риском. Подсчитано, что венчурный (рисковый) капитал, вложенный в реализацию проектов, в 15% теряется полностью, в 25% приносит убытки, в 30% дает весьма скромную прибыль. Однако в оставшихся 30% случаев достигнутый успех и полученная при этом прибыль позволяют в 30-200 раз перекрыть вложенные средства. Инновации это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы, укрепляющие позиции фирмы. Инновации это не стихийно возникающие изменения, а запланированные и разработанные, реализуемые и реализованные; это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты.

Содержание

Введение

1 Глава. Сущность венчурной инустрии.

1.1 Понятие венчурной фирмы.

1.2 Механизмы венчурной индустрии.

1.3 Снижение рисков в процессе осуществления инновационных проектов.

2 Глава. Венчурное инвестирование.

2.1 Источники венчурного капитала.

2.2 основные особенности рискового инвестирования.

2.3 Приоритеты венчурного инвестирования.

2.4 перспективы венчурного инвестирования.

3 Глава. Современное состояние венчурного предпринимательства в России.

Работа состоит из  16 файлов

2.4.doc

— 39.00 Кб (Скачать документ)

2.4 Перспективы венчурного  инвестирования в  России. 

Проблема развития венчурного бизнеса в России обсуждается  уже более 20 лет.

        В середине 80-х гг., когда в начале  «перестройки» впервые всерьез заговорили о необходимости освоения зарубежного опыта, необходимые для этого экономические м политические условия в стране еще полностью отсутствовали.

         С 1988 г. определенные надежды  в этом направлении возлагались  на первые коммерческие банки  9 мало кто сегодня помнит, что  они создавались тогда как  финансовые структуры для поддержки инновационной деятельности, а некоторые из них до сих пор сохраняют в своем названии реликтовое буквосочетание «ин», от слова «инновационный»). Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Доля инновационных проектов в портфеле подобных «инвесторов» редко превышала 5 %, что было вызвано вполне объективными экономическими причинами.

          Начавшаяся в России в 1992 г. радикальная экономическая реформа открыла дорогу развитию предпринимательской инициативе, но в это время в стране еще не существовало цивилизованного фондового рынка. К тому же доходившая временами до 20 % в месяц инфляция делала любое размещение финансовых средств на срок больше нескольких недель экономически бессмысленным.

           Тем не менее проводившаяся ударными темпами приватизация привлекла внимание зарубежных  инвесторов венчурного капитала. По инициативе Ервропейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в России было создано 11 региональных венчурных фондов , которые специализировались главным образом на приобретении пакетов акций средних приватизируемых предприятий с целью оказании последним необходимой помощи в адаптации к условиям переходной экономики. При этом предполагалось , что через какое то время купленные акции могли быть проданы по более высокой стоимости и обеспечить инвесторам ожидаемую прибыль.

         В марте 1997 г. пионеры венчурного  бизнеса в России объединились  в Российскую ассоциацию венчурного  инвестирования (РАВИ). В это же  время появились сообщения о  создании первых венчурных фондов, опирающихся на средства крупных российских банков и диверсифицированных холдингов.

         Однако наметившийся прогресс  был остановлен разразившимся  кризисом в августе 1998 г. финансовым  кризисом, который заострил проблему  ликвидации рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России по меньшей мере на несколько лет. Один из негативных последствий августовского кризиса стала утрата доверия к институтам  фондового рынка среди широких слоев населения.

        В этих условиях инициативу по развитию венчурной индустрии В России берет в свом руки государство.10 марта 2000г. вышло распоряжение Правительства РФ № 362-р об учреждении венчурного инновационного фонда – некоммерческой организации, создаваемой для формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования. Одной из целей деятельности этого фонда была названа  поддержка формирующихся отраслевых  и региональных венчурных фондов через долевое участие в их уставном капитале.

          Начиная с 2000 г. регулярно проводятся венчурные ярмарки , призванные содействовать привлечению инвестиций для перспективных проектов российских предпринимателей.

          По различным оценкам, сегодня  в России насчитывается 30-50 действующих  венчурных фондов с суммарным объемом капитала 1,5 до 3 млрд. долл. Большая часть этих средств приходится на долю иностранного капитала и далека от развития наукоемких инновационных проектов.

          Очевидно, что эти показатели  пока не идут в сравнение  с масштабами рынка венчурного капитала в США  и других индустриально развитых странах. Среди причин, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, сегодня отмечаются:

  • Слабое развитие инфраструктуры, обеспечивающий плодотворный симбиоз венчурного капитала с малым и среднем инновационным бизнесом;
  • Отсутствие российских источников венчурного капитала;
  • Низкая ликвидность рисковых капиталовложений, отсутствие необходимого для этого рыночного механизма( специального фондового рынка);
  • Слабые экономические стимулы для привлечения венчурного капитала к реализации наукоемких проектов;
  • Низкий престиж предпринимательской деятельности в сфере малого наукоемкого бизнеса;
  • слабая информационная поддержка венчурного бизнеса в России;
  • недостаток квалифицированных менеджеров инновационных проектов, в том числе осуществляемых с привлечением венчурного капитала;
  • проблемы с регистрацией венчурных фондов и др.
 

             Для исправления сложившейся  ситуации Минпромнауки разработало  и представило на рассмотрение  в правительство в конце 2002 г. проект Концепции развития венчурной индустрии в России, которая представляет собой по сути государственную систему стимулирования венчурных инвестиций. Согласно этой Концепции предполагалось учредить 10 региональных и отраслевых венчурных фондов  государственным участием. Кроме того, государство возьмет на себя значительную часть усилий по формированию необходимой для успешного развития венчурного бизнеса инфраструктуры, созданию благоприятной экономической среды для привлечения  венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики, обеспечению  ликвидности рисковых капиталовложений , повышения престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса.

               Начиная с 2004 г. в рамках  фонда содействия  развития малых  форм предприятий в научно-технической сфере осуществляется программа «СТАРТ» по предоставлению начинающим предпринимателям стартового финансирования. Она направлена на оказание помощи предпринимателям в создании малых наукоемких фирм. Программа  предусматривает финансирование на конкурсной основе ежегодно 400 проектов. В первый год предприниматель получает безвозмездно до 750 тыс. руб. на обоснование коммерческой значимости своей идеи , проведение необходимых НИОКР, составление бизнес- плана, патентование и пр. В дальнейшем он может рассчитывать на получение от фонда в общей сложности до 4,5 млн. руб. на  создание фирмы, в которой будут работать 5-20 сотрудников. Участие государства в данном случае  представляется вполне уместным, поскольку речь идет о самых ранних, наиболее рискованных этапах инновационной деятельности , которые часто игнорируются частными венчурными фондами даже в условиях зрелых рыночных отношений.

             В июле 2005 г. появилось  сообщение  о намерении правительства создать  Российский инвестиционный фонд  технологий и инноваций с уставным  капиталом в 100 млн.долл. для инвестирования  в ИКТ, контрольный пакет которого будет контролировать государство.

             Тем не менее вопрос о том,  удастся ли сформировать полноценный  рынок венчурного капитала в  России с третьей попытки, остается  по-прежнему открытыми.Все будет  зависеть прежде всего от экономической  ситуации( в частности, от возможности снижения нынешнего уровня инфляции в 3-4 раза), последовательности в действиях государства по формированию благоприятных макроэкономических условий и инфраструктуры для развития венчурного бизнеса и того, удастся ли вовлечь в этот бизнес свободные национальные капиталы. Отметим еще раз, что примерно половина средств, поступающих в американские венчурные фонды, приходится на длинные деньги пенсионных фондов . В России этого пока не происходит.

             Наивно полагать, что национальный рынок венчурного капитала сможет полноценно развиваться без повышения внутреннего спроса  на высокотехнологичную инновационную продукцию. В том числе со стороны государственного сектора. Отметим как отрадное явление то , что за последние годы ряд крупных российских финансово-промышленных групп декларировал намерение учредить свои собственные венчурные  фонды. Теперь многое будет зависеть от последовательности в этих действиях.

            Само собой разумеется,  что  многое будет определяться и  тем ,как скоро оправится от кризиса мировой рынок венчурного капитала. Первые признаки этого наметились в конце 2004 г.

            Среди многочисленных публикаций  о развитии венчурного бизнеса  в 2004 г. особый интерес вызвали  два сообщения. Первое, обошедшее  многие экономические издания,- об осуществлении IPO американской Интернет- фирмой Google, что обеспечило ей рыночную капитализацию в размере 243 млрд. долл. Одним из двух основателей этой фирмы был уроженец Москвы Сергей Брин. Второе, опубликованное газетой «Ведомости»,- о привлечении американских  венчурных инвестиций в размере более 30 млн. долл. Фирмой A4Vision, основанной двумя недавними выпускниками МГТУ им. Н.Э Баумана, под проект по бесконтактному трехмерному сканированию.

             Остается надеяться ,что уже скоро благодаря развитию венчурного механизма наши научные работники и инженеры оставят мысли о дополнительном заработке в качестве челноков, водителей или строителей в свободное от основной работы время и смогут позволить себе «роскошь» заниматься своим прямым делом, способствуя экономическому росту и процветанию России.

Венчурный капитал.doc

— 29.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 36.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Механизм венчурного финансирования.doc

— 73.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Содержание.doc

— 20.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список литературы.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Современное состояние венчурного предпринимательства в России