Проблемы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:24, реферат

Описание

Многие характерные особенности становления предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию бизнеса: Неблагоприятное состояние ресурсных рынков. Малый бизнес функционирует в условиях дефицита основных ресурсов, предопределенного, в частности, следующими причинами: - скудностью и труднодоступностью (особенно для начинающих предпринимателей) информации о наличии и условиях предоставления ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

проблемы предпринимательства.rtf

— 123.74 Кб (Скачать документ)

Многие характерные особенности становления предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию бизнеса:

  1. Неблагоприятное состояние ресурсных рынков.

Малый бизнес функционирует в условиях дефицита основных ресурсов, предопределенного, в частности, следующими причинами:

- скудностью и труднодоступностью (особенно для начинающих предпринимателей) информации о наличии и условиях предоставления ресурсов;

- нарушение принципа открытого предоставления ресурсов на конкурсной основе;

- заведомым усложнением процедуры доступа к ресурсам, которое влечет за собой существенные потери во времени и средств;

- нежеланием органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (и прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот, предоставление недвижимости и оборудования преимущественно на правах краткосрочной аренды.

1.1. Рынок недвижимости. Едва ли не самой значимой для малого бизнеса является ситуация на рынке недвижимости, нехватка производственных

площадей. Крупные предприятия не торопятся включать в рыночный оборот неиспользуемые производственные помещения.

Рынок недвижимости в значительной степени монополизирован. Владельцы собственности (муниципальные органы) чаще всего строят свои отношения с мелкими предпринимателями на основе договоров краткосрочной аренды и, как правило, диктуют неблагоприятные для предпринимателей условия.

Проведение открытых торгов практикуется редко, а число выставляемых на продажу объектов несопоставимо мало с числом тех, что выделяются целевым назначением. Процедура подбора инвесторов плохо регламентирована. Все это ограничивает конкуренцию и создает предпосылки для «теневых» сделок между органами власти и отдельными предпринимателями.

1.2. Рынок средств производства. Дефицит специализированного отечественного и импортного оборудования, который особенно ощущался на начальном этапе развития малого бизнеса (в конце 1980-х - начале 1990-х гг.), когда производители ориентировались главным образом на удовлетворение потребностей крупных государственных предприятий, был преодолен по мере развития рыночных преобразований и активизации внешней торговли.

Ныне не ощущается недостатка в предложениях поставить самое современное отечественное и зарубежное оборудование - недостаток ощущается в средствах на его приобретение. Как уже говорилось выше, большинству малых предприятий хронически недостает денег на развитие, а средства производства между тем отнюдь не дешевеют.

1.3. Рынок сырья и вспомогательных материалов. Рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, постоянно опережает рост цен на продукцию малого бизнеса, что постоянно ухудшает и без того шаткое экономическое положение.

1.4. Рынок финансов. Проблема кредитования одна из самых острых проблем развития малых предприятий. В кредитах им чаще всего отказывают, ссылаясь на частые изменения процента рефинансирования, повышенный риск, а также высокую потребность в займах, а если и предоставляют ссуду, то под слишком высокий процент.

1.5. Рынок труда. На этом рынке отмечаются серьезные региональные и отраслевые диспропорции. Трудовые ресурсы недостаточно мобильны. Относительная их дешевизна определяется недостаточной  квалифицированностью. Особенно скверно отражается на развитии малого предпринимательства нехватка грамотных маркетологов и экономистов.    

1.6. Рынок информации развивается хаотично и не радует потребителя высоким качеством (актуальностью) и разумными ценами на данные. Мелкие предприниматели черпают сведения из неформальных источников (личные связи, знакомства) и сработанных баз данных, которые составлены по материалам печати и рекламы.

1.7. Рынок сбыта колоссально сузился вследствие обнищания широких масс россиян и неплатежеспособности большинства предприятий. Исследования показывают, что пауперизация России набирает темпы: 30% населения (50 млн. чел.) располагают доходом, который ниже прожиточного минимума.

Обнищание россиян в совокупности с безудержным вторжением на отечественный потребительский рынок иностранных производителей, не сдерживаемых сколько-нибудь последовательной протекционистской политикой государства, и значительным ростом издержек вызвало массовое «затоваривание».

2. Административные барьеры

Административные барьеры связаны со злоупотреблением представителей исполнительной власти, с превышением ими своих полномочий при регулировании от имени государства деятельности хозяйствующих субъектов

2.1. Регистрация - первая составляющая госрегулирования.  Органы власти различных уровней усложняют процедуру и завышают стоимость регистрации малых предприятий. Правовые ограничения времени и стоимости регистрации определены законодательным актом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Госрегистрация должна осуществляться в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган; взимаемая с юридических лиц пошлина составляет 2000 руб., с индивидуальных предпринимателей - 400 руб. Многочисленные исследования показали, что издержки по регистрации оказались значительно выше, нежели контрольные цифры, установленные федеральным законом: в среднем регистрация занимает 13,5 дней и стоит 8200 руб.1

2.2. Вторая составляющая госрегулирования - инспекции - регламентируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Этим актом прямо вменяется то, что «каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года»2, причем в отношении субъектов малого предпринимательства с 1 октября 2003 г. Действует норма, устанавливающая мораторий на такие мероприятия в течение трех лет с момента госрегистрации. Продолжительность плановой инспекции не должна превышать месяца.

Между тем результаты исследований показали, что среднегодовое количество инспекций всех контролирующих органов (к ним относятся: милиция, налоговая, пожарная, административно-техническая и экологическая инспекции; санэпидем-, госэнерго- и гостехнадзор; сертификационные, лицензионные и регистрационные органы; служба охраны труда) на одно малое предприятие - 12,2, причем доля фирм, в которых проводится более трех инспекций в год, в среднем по России составляет 61%.

По «взяткоёмкости» проверок лидируют милиция, налоговые инспекции, пожарные службы и санэпиднадзор. Размер выплат за каждую проверку чаще всего невелик, но общая месячная их сумма сопоставима с выплатами малого предприятия за аренду помещения. Суммы «штрафных» платежей (прямых взяток и иных «вынужденных» выплат), взимаемых с предпринимателей как при выявлении в ходе неофициальных проверок каких-либо нарушений, так и при их отсутствии, разумеется, не основываются на официальной шкале. Так, малое предприятие торговой сферы в России ежегодно в среднем выплачивает «штрафы»: милиции - 8000 руб., налоговой инспекции - 7000 руб., пожарной инспекции - 8000 руб., санэпидемнадзору - 9000 руб., в совокупности - 32000 руб.

2.3. Правовые ограничения на третью составляющую госрегулирования - лицензирование - накладываются Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем приведен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, причем установлено, что срок действия лицензии - не менее пяти лет. Глава 25.3 второй части Налогового кодекса РФ регламентирует размеры соответствующих госпошлин. Так за рассмотрение уполномоченными органами заявления о предоставлении лицензии взимается сбор в размере 300 руб., а стоимость собственно ее предоставления - 1000 руб., суммарная стоимость - 1300 руб. Однако результаты исследований показывают, что в реальности в подавляющем большинстве случаев срок действия лицензии составляет от года до трех лет, а ее стоимость находится в «коридоре» 3000-5000 руб.

2.4. Последняя составляющая госрегулирования - сертификация. Она регламентируется Федеральным законом «О техническом регулировании», в котором, к сожалению, отсутствует четкая характеристика сроков, видов деятельности и размеров оплаты при проведении сертификации продуктов, работ и услуг. Однако в любом случае нельзя признать нормальным то, что из общего числа малых предприятий всего 8% получили сертификаты, причем 67% из них для этого воспользовались услугами посредников. Среднее время получения сертификата с двухлетним сроком действия - 26 дней, а средняя его стоимость - 7000 руб.

Таким образом, можно утверждать, что во всех областях государственного регулирования ситуация далека от целей, декларируемых в федеральных законах; конкретные его составляющие не укладываются в установленные законодательством контрольные ограничения. Особенно печальна ситуация в области инспектирования субъектов малого предпринимательства: налицо грубые злоупотребления со стороны контрольно-надзорных органов.     

3. Несовершенство правовой базы

Деструктивное влияние правовой среды на малое предпринимательство проявляется в нескольких моментах:

- юридические нормы не стабильны, государство постоянно меняет «правила игры», не останавливаясь даже перед введением нормативных актов задним числом;

- множество «недочетов» в законодательстве (оно, к примеру, не дает правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности, не регламентирует должным образом куплю-продажу, а также порядок землевладения и землепользования, не предусматривает реальных мер защиты от произвола и некомпетентности чиновников);

- принятые законы не выполняются.

Пожалуй, самое нежелательное влияние на развитие частной инициативы оказывает несовершенство налогового законодательства. Действующие ставки налогов превышают все разумные пределы. Так, по некоторым оценкам, совокупные изъятия в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях  превышают 100%. Это вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов, что в конечном счете идет во вред бюджету.

Перечень налоговых льгот крайне ограничен, а их позитивное воздействие на развитие малых предприятий минимально.

Порядок налогообложения, установленный Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», распространяется лишь на небольшую долю малых предприятий, поскольку действителен только при численности занятых до 15 чел. и валовой выручке до 100 тыс.

Предприниматели страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В сегодняшней ситуации, когда налогообложение регулируется несколькими сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники фискальных органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

4. Нестабильная политическая обстановка

Политическая обстановка в России, весьма далекая от стабильности, также не лучшим образом влияет на малый бизнес, инвестиционную активность предпринимателей и не допускает стратегического планирования на микроуровне. Нет сомнения в том, что именно политическая нестабильность является главным препятствием для притока иностранного капитала в российскую экономику, в том числе в сферу малого бизнеса.

Прогрессирующее социальное расслоение исключает образование в России достаточно многочисленного среднего класса. А значит, малый бизнес лишается главного потребителя своей продукции и важнейшего источника предпринимательских кадров.

Небывало размаха достиг разгул преступности. По некоторым данным, криминальный мир контролирует 41 тыс. крупных и средних хозяйственных субъектов, в том числе 1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ и около 600 банков. Согласно другим экспертным оценкам, к «теневой» экономике в той или иной степени причастны 90% малых предприятий.

У предпринимателей вымогают деньги как  преступные  группировки,  так  и коррумпированные чиновники, которые нередко передают конфиденциальные сведения криминальным элементам. Утечка информации происходит и через коммерческие банки. Специалисты с тревогой отмечают «интеллектуализацию» преступной деятельности, использование все более сложных финансово-хозяйственных данных и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов.

Малый бизнес очень чутко реагирует на флуктуации макроэкономической среды и внешние воздействия. Те трудности, которые крупными предприятиями могут быть преодолены за счет использования внутренних ресурсов и возможностей экономического и политического давления на внешнюю среду, для малого предпринимательства представляют угрозу самому существованию.

Можно утверждать, что многие проблемы развития малого бизенса порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры макроэкономической среды. Подводя итог выше сказанному, можно перечислить проблемы, которые возникли на пути малого предпринимательства в основном по вине государства:

Информация о работе Проблемы предпринимательства