Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать

Содержание

Введение............................................................................................... 3

Глава 1. Малые предприятия и их место в экономике России…… 5

1.1. Определение малого предприятия как рыночного образования………5

1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий в России……...7

1.3. Значение и функции малого предпринимательства в рыночной экономике………………………………………………………………………..8

Глава 2. Состояние и тенденции развития малого предприятия в экономике РФ…………………………………………………….......14

2.1. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………….14

2.2. Развитие малого предпринимательства и масштабы его деятельности в России…………………………………………………………………………..18

2.3. Значение малого предпринимательства в развитии национального хозяйства России и развитых стран…………………………………………..20

2.4. Вклад малого предпринимательства в ВВП России и развитых стран..22

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России………………………………………………………………..24

3.1. Проблемы развития малого бизнеса в России………………………….24

3.2 Государственная поддержка малого предприятия в России…………...28

Заключение……………………………………………………………………34

Литература…………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

    Высокие налоги, всевозрастающая плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

    Но  главная причина сокращения числа  малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной структуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

    Еще один очень важный фактор негативного  воздействия на малый бизнес –  глубокий спад производства.

    Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий  малого бизнеса оказывается не в  состоянии приступить к реальному  производству продукции.

    Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

    Весьма  остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только неэффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение «убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 15 – 25% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы – усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

    К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и  организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

    Комплекс  первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

    – нормативно-правовое;

    – финансово-кредитное;

    – информационно-техническое;

    – организационное;

    – кадровое и консультационное обеспечение;

    – внешнеэкономическая деятельность.

    Также в государственной программе  должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой  политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

    В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

    Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного – отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основными же направлениями использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

    Для экономики стран деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке. 
 

3.2. Государственная  поддержка малого  предприятия в  России 

     Многие  предприниматели считают, что в  современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой  финансовый кризис отразился в той  или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса? Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 5 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%.

     Программа кредитования малого и среднего бизнеса  Внешэкономбанком вызвала большой  интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие  в этой программе, а общий объём  заявок составил более 12 млрд. руб. Банки  будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7%, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%). [6, с.44-49]

     В июле 2009 года также вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

       Становление, функционирование и  развитие малого бизнеса, его  структура и динамика в решающей  степени зависят от целого  ряда политических и социально-экономических  условий данной страны.

     Из  опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее  состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Быстрый  рост в них числа малых предприятий  обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

     Производственные  возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят  из тех рыночных ниш, которые большие  фирмы оставили незанятыми, а малые  видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

     Перечислим  важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

    • политическая обстановка в обществе;
    • состояние экономики страны;
    • политика государства в области экономики;
    • меры поддержки малого бизнеса;
    • правовое обеспечение малого бизнеса;
    • налоговая политика;
    • финансово-кредитная политика;
    • уровень жизни населения;
    • цивилизованность предпринимательства.

     Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден  осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

       Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

     Второе  направление включает формирование региональных центров поддержки  предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в  сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

     Третье  направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

     Если  индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения  внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока. Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

     В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России