Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать

Содержание

Введение............................................................................................... 3

Глава 1. Малые предприятия и их место в экономике России…… 5

1.1. Определение малого предприятия как рыночного образования………5

1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий в России……...7

1.3. Значение и функции малого предпринимательства в рыночной экономике………………………………………………………………………..8

Глава 2. Состояние и тенденции развития малого предприятия в экономике РФ…………………………………………………….......14

2.1. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………….14

2.2. Развитие малого предпринимательства и масштабы его деятельности в России…………………………………………………………………………..18

2.3. Значение малого предпринимательства в развитии национального хозяйства России и развитых стран…………………………………………..20

2.4. Вклад малого предпринимательства в ВВП России и развитых стран..22

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России………………………………………………………………..24

3.1. Проблемы развития малого бизнеса в России………………………….24

3.2 Государственная поддержка малого предприятия в России…………...28

Заключение……………………………………………………………………34

Литература…………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

     Причиной  замедления темпов роста экономики  России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре прошлого года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении. По предварительным данным, снижение показателя в январе 2010 года составило 3,5 процента. 
 

2.2. Развитие малого  предпринимательства  и масштабы его  деятельности в  России

    О масштабах деятельности малого предпринимательства в России в 2004 г. дают представление таблица 2.  

    Таблица 2. Численность занятых  и объем произведенной  продукции (работ  и услуг) на малых  предприятиях по отраслям экономики в 2004 г. 

Отрасль Среднесписочная численность работников (без внешних  совместителей) Средняя численность внешних совместителей Средняя численность работающих по договорам  гражданского правового характера Объем произведенной  продукции (работ, услуг) В том  числе по основному виду деятельности
тыс. чел. % к итогу тыс. чел. % к итогу тыс. чел. % к итогу млн. руб. % к итогу млн. руб. % к итогу
Всего 7815,1 100 608,6 100 243,5 100 2229584 100 1911068 100
В том числе по отраслям:
промышленность 1710,7 21,9 90,2 14,8 40,4 16,6 530930,5 23,8 482506,7 25,3
сельское  хозяйство 203,4 2,6 6,3 1,0 4,8 2,0 25849,2 1,2 23398,8 1,2
строительство 1514,8 19,4 96,2 15,8 64,5 26,5 488689,5 21,9 449544,2 23,5
транспорт 308,0 3,9 18,5 3,0 8,1 3,3 93522,3 4,2 84628,0 4,4
связь 39,4 0,5 5,5 0,9 1,6 0,6 16254,1 0,7 15096,8 0,8
торговля  и общественное питание 2629,8 33,7 212,4 34,9 32,0 13,1 737646,5 33,1 564554,4 29,5
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 150,4 1,9 18,1 3,0 2,9 1,2 61795,3 2,8 48227,7 2,5
информационно-вычислительное обслуживание 79,2 1,0 6,9 1,1 1,9 0,8 15024,1 0,7 14124,9 0,7
операции  с недвижимым имуществом 148,3 1,9 21,2 3,5 4,7 1,9 39488,1 1,8 36971,9 1,9
общая коммерческая деятельность по обеспечению  функционирова-ния рынка 217,5 2,8 32,7 5,4 8,8 3,6 66095,8 3,0 54368,2 2,9
ЖКХ 49,8 0,6 4,8 0,8 7,4 3,0 15636,9 0,7 12508,6 0,7
непроизводственные  виды бытового обслуживания населения 77,8 1,0 3,8 0,6 0,7 0,3 6243,8 0,3 5629,8 0,3
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 131,8 1,7 19,8 3,2 6,0 2,5 24060,1 1,1 23013,1 1,2
образование 10,0 0,1 3,3 0,5 3,2 1,3 1551,9 0,1 1463,2 0,1
культура  и искусство 55,6 0,7 7,9 1,3 14,1 5,8 13444,1 0,6 12540,9 0,7
наука и научное обслуживание 141,6 1,8 35,0 5,8 23,8 9,8 41377,7 1,9 38647,1 2,0
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 21,8 0,3 6,0 1,0 1,8 0,7 1054,1 0,0 1010,9 0,1
другие  отрасли 325,2 4,2 20,0 3,4 16,8 7,0 50919,9 2,1 42832,6 2,2

    Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. С. 356. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Значение малого  предпринимательства  в развитии национального хозяйства России и развитых стран 

    Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников  – владельцев малых предприятий  и их наемных работников, общая  численность которых является одной  из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

    – развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

    – занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего  потенциала личности;

    – объективная неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее  число граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью;

    – сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

    – массовое развитие малого предпринимательства  способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

    Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта группа давно стала основой  сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей  численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обуславливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил. 
 
 

2.4. Вклад малого предпринимательства в ВВП России и развитых стран 
 

    Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах  Европейского Сообщества (ЕС), в США  и Японии на малые и средние  предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50 %.          

    Таблица 3. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах 

Страна Число малых  и средних фирм Численность занятых, млн. человек Доля  малых и средних фирм, %
тыс. ед. в расчете на 1 тыс. жителей в общей численности  занятых в ВВП
Великобритания 2930 46 13,6 49 50 – 53
Германия 2290 37 18,5 46 50 – 54
Италия 3920 68 16,8 73 57 – 60
Франция 1980 35 15,2 54 55 – 62
Страны  ЕС 15777 45 68 72 63 – 67
США 19300 74,2 70,2 54 50 – 52
Япония 6450 49,6 39,5 78 52 – 55
Россия 836,6 5,65 8,1 9,6 10 – 11
 

    Как видно из таблицы 3, развитие малого бизнеса в России существенно  отстает в сравнении с рядом  развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя – ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10 – 11%, в то время как в развитых странах – 50 – 60%.

    К сожалению, за последние годы существенного  изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2004 – начало 2005 г. общее  число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей – 6,64; численность занятых  в них (в среднем за 2004 г.) – 7815 тыс. человек [4], или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что так же недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.

    Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а так же рост благосостояния народа России. 

Таблица 4. Удельный вес малых  предприятий в  основных экономических  показателях (в процентах) 

  2001 2002 2003 2004 2005 2006
Среднесписочная численность работников (без внешних  совместителей) 12,8 14,3 15,0 15,9 16,7 17,8
Средняя численность внешних совместителей 38,9 34,4 36,6 38,7 39,6 40,5
Средняя численность работников, выполнявших  работы по договорам гражданско-правового  характера 26,4 21,4 22,6 22,0 22,8 19,8
Валовой внутренний продукт ... ... 9,0 12,7 12,5 ...
Оборот  организаций ... ... ... ... 26,4 25,8
Инвестиции  в основной капитал 2,9 2,8 3,1 3,5 3,3 3,7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ  В РОССИИ 

3.1. Проблемы развития  малого бизнеса  в России 

    Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.

    Актуальность  этой проблемы объясняется важностью  предпринимательства, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Предпринимательство является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения, что является отличительной и важной особенностью.

    Конечно же, наивно полагать, что для страны малый бизнес может стать основой  экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а так же посредническая деятельность.

    Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России