Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать

Содержание

Введение............................................................................................... 3

Глава 1. Малые предприятия и их место в экономике России…… 5

1.1. Определение малого предприятия как рыночного образования………5

1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий в России……...7

1.3. Значение и функции малого предпринимательства в рыночной экономике………………………………………………………………………..8

Глава 2. Состояние и тенденции развития малого предприятия в экономике РФ…………………………………………………….......14

2.1. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………….14

2.2. Развитие малого предпринимательства и масштабы его деятельности в России…………………………………………………………………………..18

2.3. Значение малого предпринимательства в развитии национального хозяйства России и развитых стран…………………………………………..20

2.4. Вклад малого предпринимательства в ВВП России и развитых стран..22

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России………………………………………………………………..24

3.1. Проблемы развития малого бизнеса в России………………………….24

3.2 Государственная поддержка малого предприятия в России…………...28

Заключение……………………………………………………………………34

Литература…………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)
 

                                      

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение............................................................................................... 3

Глава 1. Малые  предприятия и их место в экономике  России…… 5

1.1. Определение малого предприятия как рыночного образования………5

1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий в России……...7

1.3. Значение и функции малого предпринимательства в рыночной экономике………………………………………………………………………..8

 Глава 2. Состояние и тенденции развития малого предприятия в экономике РФ…………………………………………………….......14

2.1. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………….14

2.2. Развитие малого предпринимательства и масштабы его деятельности в России…………………………………………………………………………..18

2.3. Значение малого предпринимательства в развитии национального хозяйства России и развитых стран…………………………………………..20

2.4. Вклад малого предпринимательства в ВВП России и развитых стран..22

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России………………………………………………………………..24

3.1. Проблемы развития малого бизнеса в России………………………….24

3.2 Государственная поддержка малого предприятия в России…………...28

Заключение……………………………………………………………………34

Литература…………………………………………………………………….36 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

   В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто  займет место ныне распадающихся  крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так  и к другим не менее важным отраслям промышленности?

   Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

   Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в  свете последних изменений в  экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству  большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Данная экономическая ситуация создала условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажется на экономическом состоянии страны.

   Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

   В данной работе будет сделана попытка  охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 

1.1. Определение малого предприятия как рыночного образования 

     В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство – есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего-либо значительного.

     В специальных исследованиях используется его трактовка – это деятельность тем или иным способом связанная с получением прибыли, дохода.

       В Энциклопедическом словаре  предпринимателя мы находим такое  определение: «Предпринимательство (фр. entreprise) — инициативная самостоятельная  деятельность граждан, направленная  на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

     Понятие малого предпринимательства неразрывно связано с размером действующих  хозяйственных субъектов – малых  предприятий.

     В соответствии с законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 года) к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим:

     1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

     2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

     б) до ста человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

     3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. 
 
 
 

1.2. Организационно-правовые  формы малых предприятий  в России. 

Организационно-правовая форма малого предприятия (далее  именуемая МП)  устанавливается  в соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

  МП  как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реоганизации и прекращения деятельности и др.

  Предприятия, осуществляющие несколько видов  хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

  Можно определить три пути создания малых предприятий:

  • переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
  • выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
  • создание новых малых предприятий.

В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией. 

1.3. Значение и функции малого предпринимательства в рыночной экономике. 

     Значение  малого бизнеса в рыночной экономике  очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Его  становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,  структуру и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП.

     Поэтому абсолютное  большинство  развитых  государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

     В мировой  экономике  функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн.,  а в Японии 9 млн.  Этот малый бизнес, например, в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

     Но  дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

     Нельзя  также забывать,  что малые  предприятия оказывают меньше воздействие  и на экологическую обстановку.

     Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление  прорыва по ряду важнейших направлений  НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России.

     Чтобы глубже  и  подробнее  разобраться  и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть  опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

     Во  всех зарубежных странах с нормально  развитой рыночной  экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например,  в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок  ежегодно.

     В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты  два  комитета. Во  главе  стоит  Администрация  по делам малого бизнеса.  В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации -  поддержка  малого  бизнеса  на государственном уровне.

       В Японии,  где  особенно  высоко количество малых предприятий,  специально выделены те из  них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

     Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса  является  налоговая политика государства.

Суть  налоговой политики  заключается  в  поэтапном  уменьшении предельных ставок  налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой  базе  и  широкой  сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс.  долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс.  долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка -  34  процента.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России