Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать

Содержание

Введение............................................................................................... 3

Глава 1. Малые предприятия и их место в экономике России…… 5

1.1. Определение малого предприятия как рыночного образования………5

1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий в России……...7

1.3. Значение и функции малого предпринимательства в рыночной экономике………………………………………………………………………..8

Глава 2. Состояние и тенденции развития малого предприятия в экономике РФ…………………………………………………….......14

2.1. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………….14

2.2. Развитие малого предпринимательства и масштабы его деятельности в России…………………………………………………………………………..18

2.3. Значение малого предпринимательства в развитии национального хозяйства России и развитых стран…………………………………………..20

2.4. Вклад малого предпринимательства в ВВП России и развитых стран..22

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России………………………………………………………………..24

3.1. Проблемы развития малого бизнеса в России………………………….24

3.2 Государственная поддержка малого предприятия в России…………...28

Заключение……………………………………………………………………34

Литература…………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

     Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции.  Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых  изделий.  Иногда малые предприятия осуществляют  промежуточную сборку.  Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.

     Среднее время  жизни малых предприятий  где-то 6 лет.  Но число новых предприятий  превышает число закрывшихся.

     Все малые довольно быстро реагируют  на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию,  следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели,  в то время  как  на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени.  Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной  продукции, ориентированной  в  основном  на  местные рынки сбыта.  В основном, это  скоропортящиеся  продукты,  ювелирные   изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

        В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому  бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

     Однако, с большим сожалением,  приходится констатировать,  что именно больше  всего  не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы  стимулирования  образования малых  предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России  предполагает 10-12 миллионов малых предприятий,  работающих на предпринимательских началах,  в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще  не  сформировался,  а значит, фактически не используется его потенциал.

     По  закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

     Можно указать на четыре недостатка правительственной  программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

     Первый фундаментальный недостаток - это с высокие  налоговые ставки  с  предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить  финансовую  сбалансированность  и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В  результате  малые  предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

     Второй  фундаментальный  недостаток  реформы  связан  с логикой развертывания  преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к  централизованному  созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

     Третий  недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала,  необходимого для начала бизнеса:  собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд.  рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз.  Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень – 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это  будет  маленькое  единовременное  социальное пособие. Недостаток  финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения  у  государства  -  могут  подтолкнуть  малые предприятия к  контактам  с  теневой  экономикой  и  мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

     Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.  С большим  запозданием создан государственный  орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ.

     Статус  этого  комитета,  его подчиненность  одному из российских министерств, скудность  его финансовых ресурсов  свидетельствуют  крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность ориентации деятельности данного комитета.  Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый лишь,  но и на средний и крупный бизнес.

     Такая задача не по плечу никакому комитету.  Ее в состоянии решить  лишь  целенаправленная политика правительства  в целом,  и притом за весьма продолжительное  время.

   Местные власти отнюдь не обеспокоены тем,  чтобы снизить  уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты.  Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств,  так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Очень часто  МП  предприятия  создаются  на  базе старых государственных предприятий.  Например,  в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе  не  увеличилось,  а цены  поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения – монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия,  сами решают какие заказы делать как государственной предприятие,  а какие как фирма,  по более высоким ценам.

Сложившаяся экономическая  обстановка  подрывает   стимулы   к предпринимательской  деятельности,  которые только и  могут привести к образованию  рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней  экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно.  Должна  быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ,  могут  привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

                           
 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ  В ЭКОНОМИКЕ РФ 

2.1. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России

     В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

     Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест.

     Ниже  на рис 1. дается процентное соотношение  присутствия малого бизнеса в  той или иной отрасли экономики  РФ (данные на начало 2009. г.) 

     

     Рис. 1. Процентное соотношение  присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли экономики РФ (данные на начало 2009. г.)

       В последние десятилетия малое  предпринимательство превратилось  во многих странах в один  из важнейших секторов экономики.  По данным главы Министерства  экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%.

     Особенностью  российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.

     В целом в российских условиях становление  малого бизнеса как сектора экономики  идет достаточно медленно. Это проявляется  в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий  утратила свои рыночные позиции, часть – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать.

     Между тем переход российской экономики  на траекторию динамичного роста  требует изменения пропорций  в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.

     Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших  инвестициях стать хорошим «мотором»  на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

     В нашей стране малые предприятия  распределяются по видам экономической  деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, обрабатывающие производства,  строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В таблице 1 (Приложение 1) можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности. К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.

     Однако  согласно данным Росгостата в 2009 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2007 и 2008 году (приложение 1). Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельского хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.

       Сегодня перед государством стоит  задача развития производства  и поддержки малого бизнеса.  Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране. 17 февраля 2010 года  Минэкономразвития озвучило пересмотренный прогноз по росту ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономика страны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП на 0,2 процента. Спад промышленного производства по итогам года по прогнозу составит 7,4 процента.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предприятия в России