Прекращение деятельности юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:32, дипломная работа

Описание

Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие юридического лица.
1.1. История возникновения понятия "юридическое лицо"..................9
1.2. Сущность и способы образования юридических лиц. ...................12
1.3. Правоспособность юридического лица. ...........................................17
Глава 2. Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц.
2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц. ............21
2.2. Прекращение деятельности юридического лица. .............................26
2.2.1. Реорганизация юридического лица.
2.2.2. Ликвидация юридического лица.
2.3. Проблемы, связанные с прекращением деятельности юридического лица. ......................................................................................................................35
Глава 3. Юридическое лицо в зарубежном законодательстве и инновационные предложения законодательства РФ.
3.1. Зарубежный опыт прекращения деятельности юридических лиц. ......................................................................................................................47
3.2. Предложения по улучшению процедуры прекращения деятельности юридического лица. .................................................................................52
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Первушин Н.О..doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

Добровольная  реорганизация осуществляется по решению  самого юридического лица - его учредителей (участников) либо органа, обладающего соответствующими полномочиями согласно учредительным документам.

Определим особенности упомянутых форм реорганизации.

При слиянии  права и обязанности двух прекращающих существование юридических лиц переходят к новому юридическому лицу.

При присоединении  в состав юридического лица, не прекращающего  свою деятельность, вливается прекращающее существование юридическое лицо.

При разделении права и обязанности прекращающего  существование юридического лица переходят к двум (нескольким) новым юридическим лицам.

При выделении  образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося  юридического лица, причем деятельность последнего не прекращается. Выделение - единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица.

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения  и преобразования считается законченной с момента осуществления государственной регистрации новых юридических лиц.

Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный  реестр юридических лиц записи о  прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В некоторых  случаях при реорганизации следует  предварительно получить согласие государственных  органов. Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления  особых документов) может быть установлена  законом. В настоящее время закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ и от 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ) предусматривает либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление.

Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:

а) при слиянии  или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;

б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

в) при разделении или выделении унитарных предприятий, стоимость активов  которых превышает 50 тыс. МРОТ, если в результате появится хозяйствующий субъект, доля которого на рынке превысит 35%.

Уведомление антимонопольных  органов о состоявшейся реорганизации  должно быть осуществлено, если в результате слияния или присоединения стоимость  активов организации превысит 50 тыс. МРОТ.27

Судебная практика уточняет, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (его  территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения  предприятий (акционерного общества) акт  государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.

Обращает на себя внимание тот факт, что при  реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам  переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

В связи с  этим в процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с  определением субъектов, к которым  переходят конкретные права и  обязанности. Наиболее актуальна эта  проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

При реорганизации  составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

Разделительный  баланс должен содержать однозначный  ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых  реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

Один из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации, - это вопрос защиты прав контрагентов реорганизующегося юридического лица.

Цель правового  регулирования - не допустить ущемления  прав контрагентов, поскольку на практике нередки ситуации, когда руководство юридического лица проводит реорганизацию для того, чтобы одному из вновь образованных юридических лиц передать большинство обязательств, а другому - основную часть имущества. Кроме того, в результате реорганизации может произойти исключение либо уменьшение ответственности определенных лиц (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью в производственный кооператив).

ГК РФ предусматривает  три способа защиты прав кредиторов при реорганизации:

а) установление порядка проведения реорганизации (с извещением кредиторов);

б) составление  определенных реорганизационных документов;

в) определение  последствий отсутствия необходимой  информации в реорганизационных документах.

В соответствии с установленным порядком проведения реорганизации, во-первых, все кредиторы должны быть письменно уведомлены о том, что в отношении юридического лица принято решение о реорганизации. Обязанность уведомления лежит на учредителях (участниках) юридического лица либо на органе, принявшем решение о реорганизации. Это может быть либо орган юридического лица, уполномоченный на принятие таких решений учредительными документами, либо государственный орган (при выделении и разделении в случаях, указанных в законе), либо суд. Федеральные законы "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в п.5 ст.15) и "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ  (в п.5 ст.51) устанавливают 30-дневный срок, исчисляющийся с даты принятия решения о реорганизации, для уведомления кредиторов. Последствия пропуска этого срока в актах не указаны. Однако представляется, что кредитор, уведомление которому направлено более чем через месяц, может предъявить к реорганизуемым акционерному обществу (АО) или обществу с ограниченной ответственностью (ООО) требование о возмещении вызванных просрочкой убытков. В случае реорганизации ООО, согласно п.5 ст.51 закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", помимо письменного уведомления всех контрагентов общество обязано поместить в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении (о реорганизации). Законом "Об акционерных обществах" необходимость подобной публикации не предусмотрена.

Во-вторых, уведомление  о реорганизации, посылаемое каждому кредитору, должно содержать предложение потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательств, должником по которым является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения вызванных этим убытков. Таким образом, кредитору предоставляется право прекратить гражданско-правовые отношения с реорганизуемым юридическим  
лицом.

В связи с  этим встают как минимум три важных вопроса: каков объем возможного требования кредитора; в течение  какого времени кредитор может принять  указанное предложение; возможны ли, и если да, то на каких условиях, договоренности реорганизуемого юридического лица с контрагентами о непредъявлении требований  о досрочном исполнении обязательств.

Первый вопрос возникает в связи с тем, что  закон не определяет, может ли кредитор предъявить должнику требование об исполнении не всех, а части обязательств. На практике встречаются ситуации, когда должник отказывается исполнять требование кредитора об исполнении только одного обязательства, если на исполнении остальных кредитор не настаивает. На мой взгляд, в данном случае право решения вопроса об объеме требования, безусловно, принадлежит кредитору.

Вторая проблема появляется тогда, когда реорганизуемое юридическое лицо в уведомлении  о реорганизации указывает конкретный срок для предъявления требований кредиторами. Например, в нем может быть сказано, что требования могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента получения уведомления; в противном случае будет считаться, что контрагент требование не предъявил.

Однако Гражданский  кодекс не определяет конкретные сроки для предъявления требований кредиторами. Из этого, на мой взгляд, следует вывод о том, что в силу ГК РФ контрагент может потребовать прекращения обязательств в любой момент вплоть до окончания реорганизации. Следовательно, ограничение срока приема требований ущемляет права контрагентов, что недопустимо. Поэтому указание в уведомлении о реорганизации каких-либо сроков для предъявления претензий не должно иметь юридической силы - у контрагента в любом случае сохраняется право предъявить требование до окончания реорганизации.28

В связи с  этим возникает вопрос о применимости сроков, установленных законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах  с ограниченной ответственностью".

Закон "Об акционерных  обществах" предлагает контрагентам предъявить требования в течение 30 дней с даты направления обществом уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования (ч.2 п.5 ст.15) и в течение 60 дней с даты направления уведомления о реорганизации в форме разделения и выделения (ч.3 п.5 ст.15).

В соответствии с п.5 ст.51 закона "Об обществах  с ограниченной ответственностью" независимо от формы реорганизации  контрагентам дается 30 дней с даты направления  уведомления либо с даты публикации объявления (видимо, право выбора принадлежит контрагенту).

Таким образом, при реорганизации обществ кредиторы  могут предъявить свои требования в  течение строго определенных сроков.

С одной стороны, установление этих временных границ дает кредиторам дополнительные гарантии, т.е. защищает их интересы, а также некоторым образом стабилизирует положение должника, у которого появляются гарантии того, что за 5 минут до окончания реорганизации требования предъявлены не будут. С другой - истечение данных сроков, очевидно, лишает контрагентов права предъявить свои требования (данные сроки представляются пресекательными). Значит, не исключены ситуации, когда контрагенты обществ (АО и ООО), находящихся в процессе реорганизации, окажутся в более невыгодном положении, чем контрагенты юридических лиц других типов, поскольку последние смогут предъявлять свои требования вплоть до окончания реорганизации.

Исходя из сказанного, несложно сделать вывод о том, что нормы специальных законов  в некоторых случаях ухудшают (по сравнению с ГК РФ) положение  контрагентов обществ, тем самым противореча сути ГК РФ.

Тем не менее, на мой взгляд, рассматриваемые положения  законов должны применяться, так  как в прямое противоречие с нормами  ГК РФ они не вступают. Более того, как будет показано далее, установление специальных сроков для предъявления требований контрагентами имеет существенный положительный эффект.

Следовательно, любое юридическое лицо, за исключением  акционерного общества и общества с  ограниченной ответственностью, проводя  реорганизацию, не имеет права устанавливать  конкретные сроки, истечение которых прекращает право контрагентов на предъявление требований к реорганизуемому юридическому лицу. Акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью могут указать конкретные сроки (указанные в законах) либо не делать этого, поскольку в любом случае подлежат применению законы.

Полагаю, что  единственным способом предотвращения злоупотреблений должника при реорганизации (подобных описанным) может стать  расширительное толкование указанных  норм законов, в соответствии с которым установленные в законе сроки следует считать минимальными. Более целесообразным (но и, безусловно, более сложным) представляется внесение соответствующих изменений в законы. При этом, с моей точки зрения, необходимо установить, во-первых, диспозитивность в части определения максимальных сроков для предъявления требований; во-вторых, обязательность для реорганизуемого должника представлять в регистрирующие органы не только доказательства уведомления кредиторов, но и текст разосланного уведомления (с указанием конкретного срока).

Перейдем к  третьей проблеме, возникающей при  использовании рассматриваемого способа  защиты интересов кредиторов и касающейся возможности достижения соглашения между реорганизуемым юридическим  лицом и контрагентами. Сложности появляются потому, что ГК РФ, поставив цель защитить интересы контрагентов, оставил открытым вопрос о защите реорганизуемого должника от недобросовестных действий контрагентов. В настоящее время возможности сторон вряд ли можно считать сбалансированными: кредиторам дается право потребовать прекращения либо досрочного исполнения всех обязательств должника с возмещением всех убытков.

Очевидно, что  ни одно даже самое благополучное  и платежеспособное юридическое  лицо не в состоянии сразу исполнить  предъявленные одновременно требования по обязательствам, срок исполнения которых не наступил (и будет наступать в разные периоды времени). Безусловно, одновременное предъявление всех (либо даже не всех, а нескольких крупных) требований в большинстве случаев может означать банкротство юридического лица. Причем единственной причиной банкротства в этом случае будет чрезмерная защита контрагентов при реорганизации, предоставляемая им законом.

Информация о работе Прекращение деятельности юридического лица