Прекращение деятельности юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:32, дипломная работа

Описание

Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие юридического лица.
1.1. История возникновения понятия "юридическое лицо"..................9
1.2. Сущность и способы образования юридических лиц. ...................12
1.3. Правоспособность юридического лица. ...........................................17
Глава 2. Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц.
2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц. ............21
2.2. Прекращение деятельности юридического лица. .............................26
2.2.1. Реорганизация юридического лица.
2.2.2. Ликвидация юридического лица.
2.3. Проблемы, связанные с прекращением деятельности юридического лица. ......................................................................................................................35
Глава 3. Юридическое лицо в зарубежном законодательстве и инновационные предложения законодательства РФ.
3.1. Зарубежный опыт прекращения деятельности юридических лиц. ......................................................................................................................47
3.2. Предложения по улучшению процедуры прекращения деятельности юридического лица. .................................................................................52
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Первушин Н.О..doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

Папа римский Иннокентий IV выдвинул идею о том, что корпорации являются «фиктивными лицами». Отвечая на вопрос о том, можно ли отлучить от церкви корпорацию, в своей речи на Лионском соборе в 1245 году Иннокентий IV заявил, что всякое отлучение распространяется на душу и совесть и что поэтому не могут быть отлучаемы от церкви корпорации, у которых нет ни души, ни совести, ни воли, ни сознания и которые являются лишь отвлеченными понятиями (nomen intellectuale), правовыми наименованиями (nominа sunt juris), фиктивными лицами (persona ficta).

В развитие теории фикции была выдвинута теория целевого имущества, автором которой был А. Ф. Бринц). Он доказывал, что права и обязанности могут как принадлежать конкретному человеку (субъекту), так и служить лишь определенной цели (объекту). Во втором случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с этой целью имущество (в том числе отвечающее за долги, сделанные для достижения соответствующей цели), которое по традиции оно наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет необходимости, а потому не нужно и само понятие юридического лица. Во французской литературе близкие по сути взгляды высказывались М.Планиолем.2

Другим вариантом  развития теории фикции стала теория интереса, выдвинутая крупнейшим германским теоретиком права Рудольфом Иерингом. Он считал, что права и обязанности юридического лица в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды («дестинаторам»). С его точки зрения, юридическое лицо представляет собой некий единый центр для прав «дестинаторов», искусственно созданный с помощью юридической техники для упрощения ситуации, особую форму обладания имуществом многими физическими лицами для некоторых общих целей.

С развитием  различных видов юридических лиц в противоположность фикционным теориям стали выдвигаться теории, признающие реальность юридического лица как субъекта права (реалистические теории юридического лица). В германской и французской цивилистике появились теории, рассматривавшие юридическое лицо как особый социальный организм, «духовную реальность» или «человеческий союз» со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц (Г.ф. Беселер, О.Гирке, Р.Саллейль, П.Мишу).

В цивилистической  науке СССР также был выдвинут ряд теорий, объясняющих сущность юридического лица, прежде всего применительно к господствовавшим в экономике СССР государственным организациям (предприятиям и учреждениям). При этом отвергалась теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества (поскольку государственное имущество даже при передаче его в распоряжение государственному предприятию оставалось собственностью государства и в этом смысле действительно не обособлялось от имущества учредителя). Теория социальной реальности Д. М. Генкина рассматривала юридическое лицо в качестве «социальной реальности» (а не фикции), наделенной определенным имуществом для достижения общественно полезных целей или для решения социально-экономических задач государства и общества . Но господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала теория коллектива, обоснованная в работах А. В. Венедиктова и С. Н. Братуся, согласно которой юридическое лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим «людской субстрат» (сущность) в виде коллектива его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в государство.3

При переходе к  рыночной организации хозяйства  теория коллектива, отвечавшая потребностям огосударствленной экономики, выявила  ряд присущих ей серьезных недостатков. Так, разрешение гражданам заниматься предпринимательской деятельностью путем создания производственных кооперативов, последовавшее в конце 80-х гг., в соответствии с законом предполагало обязательное наличие «людского субстрата» (не менее трех членов), но не требовало обособления какого-либо имущества при начале его деятельности. В такой ситуации учредители кооператива могли не вкладывать в него ни копейки собственных средств (например, арендуя государственное имущество, беря ссуду в банке и т. п.), исключая для себя какие-либо имущественные затраты, что создавало для кредиторов такого кооператива угрозу того, что он окажется неплатежеспособным.

Теория коллектива не дает также удовлетворительного  объяснения существования «компаний  одного лица» — хозяйственных обществ, имеющих единственного учредителя или участника, которые получили значительное развитие в современной рыночной экономике.

В современной  зарубежной правовой литературе теориям  юридического лица обычно не уделяется  большого внимания. Например, немецкие теоретики пишут, что юридическое лицо следует рассматривать в качестве обобщающего юридико-технического понятия, служащего для признания «лиц или вещей» (предметов) правоспособными организациями, а сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые «не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью».

1.2. Сущность  и способы образования юридических  лиц.

Инициатива  создания юридических лиц может  принадлежать как собственникам, так  и учредителям (участникам). Однако независимо от конкретной организационно-правовой формы все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, с момента проведения которой они считаются созданными (Приложение 1).

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо регистрируется в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе (для коммерческих организаций) фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Организация, не прошедшая государственную регистрацию, считается несозданной. 4

Порядок государственной  регистрации устанавливается Федеральным  законом от 8 августа 2001 г. "О государственной  регистрации юридических лиц", регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Способы образования  юридических лиц.

Исторически сложились  три основных порядка (способа) образования  юридического лица: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной  регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости  государственной регистрации юридических  лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.

Разрешительный  порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.

При нормативно-явочном  порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуетется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.5

Правовой основой  деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных  документов для разных видов юридических  лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют  на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор—это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.6

Устав в отличие  от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Федеральным законом  о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлен перечень необходимых документов (заявление о регистрации; устав, утвержденный учредителями; решение о создании или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала; свидетельство об уплате государственной пошлины). Размер уставного капитала (фонда) зависит от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц.

Состав документов, представляемых для государственной  регистрации, определяется Федеральным  законом "О государственной регистрации юридических лиц" и различается в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.

Нарушение установленного законом порядка образования  или несоответствие его учредительных  документов закону влечет отказ в  государственной регистрации. Отказ по другим мотивам, в том числе нецелесообразности создания юридического лица, не допускается.

Отказ, а также  уклонение от регистрации обжалуется в арбитражный суд с учетом правил о подсудности споров.

За государственную  регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Государственная регистрация является завершающим  этапом создания юридического лица, с  которым закон связывает возникновение  правоспособности. Государственная  регистрация юридического лица может быть признана недействительной только судом, если при создании юридического лица были допущены нарушения закона, при наличии которых в регистрации должно быть отказано. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер.

 

1.3. Правоспособность  юридического лица.

Как всякий участник гражданского оборота, юридическое  лицо обладает правоспособностью и  дееспособностью. Однако эти его  качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами (гражданами).

Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной  регистрации. У граждан же дееспособность, как известно, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека. Поэтому для юридических лиц различие данных категорий обычно не имеет значения. Прекращаются они также одновременно - в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующий записи об этом в государственный реестр юридических лиц.7

Правоспособность  юридических лиц может быть как  универсальной (общей), дающей им возможность  участвовать в любых гражданских  правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений. Правоспособность граждан всегда является общей, ибо гражданин обладает признанной законом возможностью иметь любые имущественные и личные неимущественные права.

Правоспособность  юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое  лицо по общему правилу может иметь  только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами  целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности.

Информация о работе Прекращение деятельности юридического лица