Прекращение деятельности юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:32, дипломная работа

Описание

Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие юридического лица.
1.1. История возникновения понятия "юридическое лицо"..................9
1.2. Сущность и способы образования юридических лиц. ...................12
1.3. Правоспособность юридического лица. ...........................................17
Глава 2. Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц.
2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц. ............21
2.2. Прекращение деятельности юридического лица. .............................26
2.2.1. Реорганизация юридического лица.
2.2.2. Ликвидация юридического лица.
2.3. Проблемы, связанные с прекращением деятельности юридического лица. ......................................................................................................................35
Глава 3. Юридическое лицо в зарубежном законодательстве и инновационные предложения законодательства РФ.
3.1. Зарубежный опыт прекращения деятельности юридических лиц. ......................................................................................................................47
3.2. Предложения по улучшению процедуры прекращения деятельности юридического лица. .................................................................................52
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Первушин Н.О..doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

Такие ограничения  вызваны тем, что сами юридические  лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями. Ясно, например, что государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, ибо они создавались для достижения совсем других целей. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим, но не юридическим лицам.

Вместе с  тем в условиях рыночной организации  хозяйства целевые ограничения  правоспособности юридических лиц весьма отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные документы при каждом, иногда даже не очень существенном изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, "непрофильных" видов деятельности). Вместе с тем с формальной стороны такие ограничения легко обходятся закреплением в учредительных документах длинного перечня различных видов деятельности, которые вправе осуществлять данная организация, да и сами цели деятельности могут быть сформулированы весьма общим образом.

Новый ГК, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, т.е. общую правоспособность.

Исключение  в этом отношении составляют унитарные  предприятия - несобственники (поскольку  они создаются собственниками для  строго определенных целей), а также  некоторые другие организации, для  которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).

Необходимо  отметить, что осуществление тех  видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица.

Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться федеральным законом. Вместе с тем государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности.

Разумеется, учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое  ими юридическое лицо, или прямо  исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое "самоограничение" правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц - других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем. Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.

Для юридических  лиц, сохраняющих целевую правоспособность по прямому указанию закона (некоммерческих организаций, унитарных предприятий, банков и страховых компаний), возможно совершение лишь таких действий (сделок), которые соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности. Специального оповещения контрагентов об этом не требуется (ибо знание ими действующего закона предполагается), а потому сделки, выходящие за указанные пределы, считаются ничтожными вне зависимости от того, знали ли они о таких ограничениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц.

2.1. Порядок  государственной регистрации юридических лиц.

Возникновение юридического лица включает в себя непосредственно создание и государственную  регистрацию. В правоприменительной  практике выделяют четыре основных порядка  создания юридических лиц.

Распорядительный  порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии: 1) издание инициативного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; 2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); 3) утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией государственной монополии в сфере создания юридических лиц и приданием в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок утратил значение. 8

Разрешительный  порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Для данного  способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного  органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица; 3) организационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.

Явочно-нормативный  порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствие характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме. Для данного способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен – как во всем мире, так и у нас в стране. 9

Договорно-правовой порядок предоставляет возможность образования юридических лиц путем заключения учредителями специального (учредительного) договора гражданско-правового характера.

Таким образом, можно сказать, что юридические  лица создаются: 1) по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные или муниципальные  унитарные предприятия); 2) по воле их будущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества); 3) по воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды).

Во всех случаях  государство контролирует создание юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистрации.

Действующий порядок  регистрации юридических лиц  определен в ГК РФ, Федеральном  законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной  регистрации юридических лиц”9 и  других правовых актах.

В соответствии со ст. 51 ГК, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в  уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом  “О государственной регистрации  юридических лиц”. Данные государственной  регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование – включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. В Москве регистрация осуществляется Московской регистрационной палатой и ее филиалами, в Московской области – Московской областной регистрационной палатой и ее территориальными агентствами. Организации с иностранными инвестициями регистрируются Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ и т.д.10

Статьей 12 Федерального закона “О государственной регистрации  юридических лиц” установлен следующий  перечень документов, которые необходимо представить при государственной  регистрации создаваемого юридического лица:

а) подписанное  заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении  подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют  установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе порядок оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, что и в установленных законом случаях, вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные  документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

При государственной  регистрации полных товариществ не требуется представления устава, а при государственной регистрации некоммерческих организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, не требуется представления решения о создании предприятия или договора учредителей.

Требования  к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются  Правительством Российской Федерации.

Учредительные документы предприятия представляются в регистрирующий орган его учредителем (учредителями) или представителями учредителя (учредителей) либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

Датой представления  учредительных документов для регистрации  юридического лица является соответственно дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении с описью направленных учредительных документов. В последнем случае квитанция удостоверяет факт представления этих документов для регистрации. 11

При государственной регистрации юридического лица не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах (уставе) юридического лица.

За государственную  регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих  дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Не допускается  предъявление регистрирующими и другими государственными органами иных требований к заявителям и учредительным документам, представляемым ими для регистрации, кроме предусмотренных действующим законодательством РФ.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ отказ в регистрации допускается только при несоответствии учредительных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства. Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц” устанавливает следующие основания для отказа в государственной регистрации:

а) непредставление  определенных Федеральным законом  “О государственной регистрации  юридических лиц” необходимых для  государственной регистрации документов;

б) представление  документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Регистрация осуществляется путем присвоения юридическому лицу государственного номера в регистрационном государственном реестре и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава юридического лица, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Нарушение установленного законом порядка образования  юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной  регистрации юридического лица.

Отказ в государственной  регистрации, а также уклонение  от такой регистрации могут быть обжалованы в арбитражном суде.

Постановка  на учет в налоговом органе является обязательной и осуществляется по месту  регистрации. Существует исключение для организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, для международных организаций и объединений, иностранных физических лиц – предпринимателей: их постановка на учет производится налоговым органом по месту осуществления деятельности в РФ.

 

2.2. Прекращение  деятельности юридического лица.

Информация о работе Прекращение деятельности юридического лица