Прекращение деятельности юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:32, дипломная работа

Описание

Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие юридического лица.
1.1. История возникновения понятия "юридическое лицо"..................9
1.2. Сущность и способы образования юридических лиц. ...................12
1.3. Правоспособность юридического лица. ...........................................17
Глава 2. Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц.
2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц. ............21
2.2. Прекращение деятельности юридического лица. .............................26
2.2.1. Реорганизация юридического лица.
2.2.2. Ликвидация юридического лица.
2.3. Проблемы, связанные с прекращением деятельности юридического лица. ......................................................................................................................35
Глава 3. Юридическое лицо в зарубежном законодательстве и инновационные предложения законодательства РФ.
3.1. Зарубежный опыт прекращения деятельности юридических лиц. ......................................................................................................................47
3.2. Предложения по улучшению процедуры прекращения деятельности юридического лица. .................................................................................52
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Первушин Н.О..doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

2.2.1. Реорганизация юридического лица.

   Прекращение деятельности юридического лица осуществляется в порядке, принципы которого сходны с действующими при их создании. Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридических лиц.

Добровольным  основанием является решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК РФ). К распорядительным относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК РФ), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК РФ), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК РФ). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов. 12

Государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и основанные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований.

С точки зрения последствий прекращения юридических  лиц различают реорганизацию – относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию – абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация может осуществляться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Определим особенности  упомянутых форм реорганизации.

При слиянии права и обязанности двух (или более) прекращающих существование юридических лиц переходят к новому юридическому лицу.

В случае присоединения  одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает свое существование и  вливается со свои активом и пассивом в состав другого (к которому происходит присоединение).

При слиянии  и присоединении актив и пассив прекративших существование юридических  лиц переходят по передаточному  акту к той организации, в рамках которой они оказались после  слияния или присоединения.

При разделении права и обязанности прекращающего существование юридического лица переходят к двум (нескольким) новым юридическим лицам.

При выделении  образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося  юридического лица, причем деятельность последнего не прекращается. Выделение – единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица.

При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в частях (пропорциях), закрепляемых в разделительном балансе между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами.

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица. При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридического лица сохраняются в прежнем состоянии.

Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения  и преобразования считается законченной  с момента осуществления государственной  регистрации новых юридических  лиц.13

Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В некоторых  случаях при реорганизации следует  предварительно получить согласие государственных органов. Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления особых документов) может быть установлена законом. В настоящее время Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 г. № 948-1 (с изм. и доп.) предусматривает либо получение согласия антимонопольных органов, либо их обязательное уведомление.

Согласие указанных  органов необходимо в следующих  случаях:

а) при слиянии  или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;

б) при слиянии  или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов  которых составляет более 100 тыс. минимальных  размеров оплаты труда (МРОТ);

в) при разделении или выделении унитарных предприятий, стоимость активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если в результате появится хозяйствующий субъект, доля которого на рынке превысит 35%.

Уведомление антимонопольных  органов о состоявшейся реорганизации  должно быть осуществлено, если в результате слияния или присоединения стоимость активов организации превысит 50 тыс. МРОТ.

При реорганизации  составляется разделительный баланс (в  случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях  слияния, преобразования и присоединения).

Разделительный  баланс должен содержать однозначный  ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых  реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

Один из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации, – это вопрос защиты прав контрагентов реорганизующегося  юридического лица. Цель правового  регулирования – не допустить  ущемления прав контрагентов, поскольку на практике нередки ситуации, когда руководство юридического лица проводит реорганизацию для того, чтобы одному из вновь образованных юридических лиц передать большинство обязательств, а другому – основную часть имущества. Кроме того, в результате реорганизации может произойти исключение либо уменьшение ответственности определенных лиц (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью в производственный кооператив).14

ГК РФ предусматривает  три способа защиты прав кредиторов при реорганизации:

а) установление порядка проведения реорганизации (с извещением кредиторов);

б) составление  определенных реорганизационных документов;

в) определение  последствий отсутствия необходимой  информации в реорганизационных  документах.

В соответствии с установленным порядком проведения реорганизации, во-первых, все кредиторы должны быть письменно уведомлены о том, что в отношении юридического лица принято решение о реорганизации. Обязанность уведомления лежит на учредителях (участниках) юридического лица либо на органе, принявшем решение о реорганизации. Это может быть либо орган юридического лица, уполномоченный на принятие таких решений учредительными документами, либо государственный орган (при выделении и разделении в случаях, указанных в законе), либо суд.

Федеральные законы “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в п.6 ст.15) и  “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в п.5 ст.51) устанавливают 30-дневный  срок, исчисляющийся с даты принятия решения о реорганизации общества, для уведомления кредиторов.

При реорганизации  общества в форме слияния или  присоединения указанный срок исчисляется  с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих  в слиянии или присоединении.  
Помимо письменного уведомления всех кредиторов общество обязано опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы  общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

2.2.2. Ликвидация юридического лица.

Ликвидация  юридического лица представляет собой  способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей другим лицам в порядке правопреемства.

Ликвидации – это трудоемкий, сложный процесс, требующий соблюдения значительного числа процедур. Чтобы избежать при проведении ликвидации возможных затруднений и проблем, необходимо четко представлять все стадии этого процесса, а также порядок взаимодействия с регистрирующими и иными органами.

В соответствие со статьей 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке, а также  в случае признания его несостоятельным (банкротом).

Добровольный  порядок предполагает ликвидацию юридического лица по решению его учредителей либо уполномоченного органа юридического лица. Причины такой ликвидации могут быть самыми различными, в том числе истечение срока, на который создавалось юридическое лицо, достижение поставленной цели, неконкурентоспособность реализуемого товара, нерентабельность хозяйственной деятельности, непосильное налоговое бремя, падение спроса на предлагаемые товары или услуги, потеря интереса к данному бизнесу, разлад в отношениях с партнерами по бизнесу, неэффективность руководства, изменение конъюнктуры рынка, невозможность осуществления сделки M&A, рейдерские атаки на компанию и др. 15

Принудительная  ликвидация может иметь место в случаях:

• грубого нарушения  закона при создании общества, если эти нарушения носят неустранимый характер;

• осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

• осуществления  деятельности, запрещенной законом;

• осуществление  деятельности с неоднократными или  грубыми нарушениями закона или  иных правовых актов (например, нарушение  налогового, антимонопольного, трудового законодательства);

• наличия иных оснований, предусмотренных законом.

В качестве примера  можно привести следующие ситуации, при которых омпания подлежит ликвидации: компания не оплачивает уставный капитал полностью в течение  года с момента ее государственной регистрации и не уменьшает размер уставного капитала; ООО либо ЗАО, число участников (акционеров) которого больше 50, не преобразовывается в ОАО и не уменьшает количество участников (акционеров); по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества меньше установленного законом минимального размера уставного капитала и др.

Следует иметь  ввиду, что если общество приняло  решение о добровольной ликвидации, но не назначило ликвидационную комиссию и не определило порядок и сроки проведения ликвидации, то этот факт сам по себе не может служить основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого общества, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов (п. 8 Информационного письма ВАС РФ от 13.01.2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

Принудительная  ликвидация возможна только по решению  суда и лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ. Неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Суд может возложить  обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на учредителей (участников) данного лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. При таком развитии событий последующая процедура ликвидации совпадает с процедурой добровольной ликвидации. Если в установленный срок ликвидация общества не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию общества (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. №6/8). При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).

Требование  о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом (в том числе налоговыми органами, прокурором, Центральным Банком, антимонопольным органом и п.т.) или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Например, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при создании такого юридического лица были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов и эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).16

Информация о работе Прекращение деятельности юридического лица