Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост, в связи с чем определена экономическая сущность предпринимательства, показано не только системное представление о предпринимательстве в мировой экономической системе, но и проанализировано современное состояние российского предпринимательства, сформулированы возможные перспективы развития.

Содержание

Введение
1. Сущность предпринимательства, его виды, цели и задачи
2. Развитие предпринимательства в современных условиях
3. Особенности развития российского предпринимательства в современных условиях
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике2.docx

— 77.41 Кб (Скачать документ)

Инновационная активность в промышленности России в настоящее время характеризуется  крайне низкими показателями и продолжает падать. Почти две трети предприятий, зримо проявляющих такую активность, сконцентрированы в отраслях сырьевой экспортной направленности - нефтяной, газовой, металлургической.

Немного лучше дела обстоят в  сфере малого предпринимательства. В современных условиях перехода к рынку в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства, особенно в тех регионах, в экономике  которых в силу исторических, демографических, организационных, природно-ресурсных, социально-экономических, технологических  и других причин оно занимает ведущее  место. Малые предприятия, не требующие  крупных стартовых вложений и  гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения  рынка потребительских товаров  в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Развитие малого бизнеса и его  дальнейшая структуризация в средний  и крупный бизнес во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию  разнообразных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкретного рыночного механизма  м его государственного регулирования.

По истечении двух десятилетий  рыночных преобразований следует признать, что малое предпринимательство, как социально-экономический феномен, не смогло стать ключевым звеном экономической системы России. Взрыв деловой активности в конце 80-х-начале 90-х годов быстро перешел в стагнацию, а затем и в кризисную фазу (1998 г.). Начиная с 2000 г. прослеживается тенденция постепенного восстановления малого бизнеса и его устойчивый рост. Однако как считают практически все исследователи, потенциал малого предпринимательства до сих пор не раскрыт, а его фактическая стагнация вовсе не результат насыщения им экономики страны. Данная обстановка может быть объяснена наличием совокупности сдерживающих факторов в экономике на макро- и особенно на микро уровнях.

Крайне  неравномерным остается распределение  малого бизнеса по стране — по-прежнему свыше трети малых предприятий  сосредоточено в двух столицах. Среднее  число малых предприятий на тысячу жителей — около 10 — примерно в 3-5 раз ниже, чем в странах  Западной Европы или ряде бывших социалистических стран.

Предприниматели за годы экономических  преобразований приобрели опыт ведения  бизнеса. Повысился профессиональный уровень многих предпринимателей и  управленцев. В целом произошла  сегментация рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и  легкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых' предприятий.

Процесс становления предпринимательства  в России носит сложный характер. Тем не менее, предпринимательство  в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим  явлением, а сами предприниматели  утверждаются в качестве нового для  российского общества типа хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время одним из главных  факторов создания рыночной системы  хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской  деятельности. Предпринимательство  является мощным двигателем экономического и социального развития общества.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что без свободы рыночной экономики, самодеятельного производителя  и предпринимательской активности экономическое благополучие невозможно. Именно предпринимательство, которое  ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в  реальность многие интересные идеи, способствует прогрессу. Поэтому, создание благоприятных  условий для функционирования и  развития предпринимательства способствует ускорению экономического роста  любой страны.

Предпринимательская деятельность дает мощный стимул к высокопроизводительному  труду, получения прибыли и, в  конечном счете, лучшего удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений  и, прежде всего, наличием необходимых  условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночного  хозяйства является предпринимательство. Главной отличительной чертой предпринимательской  деятельности является свободная конкуренция.

В условиях свободного рынка не планы и директивы  государства являются определяющими  в обеспечении потребностей общества и индивидов необходимыми товарами и услугами, а предпринимательская  инициатива самих граждан. Предприимчивость имеет важное значение в развитии национальной экономики. Она выступает  двигателем хозяйственного развития страны, территории, отрасли, обеспечивая быстрый  экономический рост, содействуя активному  промышленному росту и стимулируя высокую эффективность общественной деятельности. Люди успешно занимаются самостоятельной, инициативной деятельностью, направленной на производство товаров  и услуг с целью достижения собственного благополучия.

В зарубежной экономической литературе долгое время  предпринимательская деятельность считалась неким независимым  параметром, который лишь косвенно влияет на производительность и экономическое  развитие. Только в последние десятилетия XX века экономисты многих стран мира стали рассматривать предпринимательство  как необходимый фактор экономического прогресса, главный источник обеспечения  занятости населения и процветания  общества.

В нашей  стране советская научная литература вообще не затрагивала проблему развития предпринимательства, поскольку она  находилась за рамками предмета социалистической политэкономии. В последнее время  появились многочисленные публикации, касающиеся в основном злободневных практических и методических вопросов организации предпринимательской деятельности.

Для успешного развития предпринимательства  в России, важное значение приобретает  реализация его инвестиционной функции. Оживление инвестиционной деятельности является основным условием выхода России из нынешнего кризиса и создания предпосылок для устойчивого  экономического роста. К сожалению, пока решение всех этих вопросов на государственном уровне ограничивается соответствующими декларациями, а конкретные действия нередко им просто противоречат.

Для развития предпринимательства  в России нужна специальная программа, которая должна включать: создание стабильного хозяйственного законодательства; образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям; построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификационные центры); введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало  бы невыгодным обман партнеров.

Несмотря на все трудности, предпринимательство  становится неотъемлемой частью российской экономики. Ведь предпринимателя можно  охарактеризовать как: новатора, внедряющего  на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатора соединения факторов производства в единый процесс производства товаров  и услуг с целью получения  прибыли; организатора производства, настраивающего и задающего тон деятельности фирмы, определяющего стратегию  и тактику поведения фирмы  и принимающего на себя бремя ответственности  за их успех: человека, не боящегося  риска и сознательно идущего  на него ради достижения поставленной цели.

Все эти  свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного  достояния, процветания рыночной экономики.

Важной  особенностью современного состояния  отечественной экономики последнего десятилетия явилось формирование новой институциональной архитектоники  и конфигурации. На смену предприятиям-гигантам пришли малые и средние предприятия. Замечается, что рост количества малых  предприятий в экономике делает ее более динамичной, восприимчивой  к инновациям, повышает способность  оперативно реагировать на рыночный спрос и его изменения. Малые  предприятия, таким образом, формируют  своеобразный ресурс развития всей экономики, позволяя, с одной стороны, — перетягивать на себя растущую часть предпринимательского риска и удовлетворять внутренний спрос, а с другой, — освобождают  крупные предприятия от работы на внутреннем рынке.

 

 

  1.  Лапуста М.Г. - Предпринимательство. Учебник. Москва ИНФРА-М 2000.
  2. Асаул А.Н., Войнаренко М.П. - Организация предпринимательской деятельности. Учебник. -СПб.: «Гуманистика», 2004. -448с.


Список литературы

  1.  Благих И.А. Проф. кафедры истории экономики и экономической мысли СПГУ, д.э.н. — Проблемы теории и практики предпринимательства/ ж. Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011г.


5. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны // Креативная экономика. — 2008. —№5 (17).



4. Асаул А.Н., д.э.н., проф. кафедры экономики строительства СПГАСУ: Развитие предпринимательства России/ж. «Регион: политика, экономика, социология», 2008. № 3-4.

6. Засько В.Н. Проблемы инновационного развития экономики и роль предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2004. — № 8 (56).

7. Тимофеев А.А. История предпринимательства в России: учебное пособие/ Издательство: Флинта. 2011 г. 267 с.

8. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ 2004. 92 с.

9. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны Креативная экономика. — 2008. — № 5 (17).

10. Бардовский В. П. Экономика: учебник. - М: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. —   672 с.

11. Булатов А.С. Издание 3-е, переработанное и дополненное -ЮР ИСТЪ Москва 1999 - 556 с.



2. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ 2004. 92 с.

3. Бардовский В. П., Рудакова О. В.. Самородова Е. М. Экономика: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2011. —   672 с.

4. Асаул А.Н., Войнаренко МП., Организация предпринимательской деятельности: Учебник.- СПб.: «Гуманистика», 2004.-448с.

15. Топсахалова Ф. М.-Г., Кириленко К. В. «Инновационные механизмы экономического развития АПК депрессивного региона»: Издательство «Академия Естествознания», 2009 г.


Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях