Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост, в связи с чем определена экономическая сущность предпринимательства, показано не только системное представление о предпринимательстве в мировой экономической системе, но и проанализировано современное состояние российского предпринимательства, сформулированы возможные перспективы развития.

Содержание

Введение
1. Сущность предпринимательства, его виды, цели и задачи
2. Развитие предпринимательства в современных условиях
3. Особенности развития российского предпринимательства в современных условиях
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике2.docx

— 77.41 Кб (Скачать документ)

Система социальной защиты включает три главных направления: регулирование  доходов предпринимателей посредством  их налогового перераспределения; гарантию заработной платы наемных работников с помощью законодательного утверждения  минимальной заработной платы как  обязательной базы оплаты труда; защиту уровня жизни населения путем  индексации заработной платы и других фиксированных доходов.

Если рассматривать экономическую  активность человека, осуществляющуюся в рамках экономического процесса, с точки зрения функционального  подхода, то мы видим, что форма проявления экономической активности есть предполагаемые (до востребования), возлагаемые (в момент вступления) или исполняемые (в ходе, в течение экономического процесса) функции, функциональные обязанности.

Предпринимательская способность субъекта предпринимательства не ограничивается энергией предпринимательской активности и обязательно дополняется образованием, опытом, знаниями, навыками и умениями предпринимателя. Однако без самоорганизации - умения совершать последовательные, логически связанные действия, направленные на реализацию основной предпринимательской функции (новации), - предприниматель состояться не может, то есть функция субъекта предпринимательства напрямую связана с самоорганизацией.

К основным, исходным положениям самоорганизации  относятся:

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес  фирмы-производителя, имеющий видимые  очертания какой-либо конкретной экономической  формы. Выявление такого интереса может  осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с  потребностями рынка или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка  с возможностями предпринимателя.

Выступая в качестве особого  вида экономической активности, предпринимательство  на начальном этапе связано только лишь с идеей — результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную  форму.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного фактора. Инновация - нечто, воспринимаемое как новое, как нововведение. Нововведение - процесс, в ходе которого изобретение  или открытие доводится до стадии практического применения и начинает давать экономический эффект, новое приложение научно-технических знаний, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнеса, обеспечивающих рыночный успех, запуск в производство нового продукта. Под новшеством понимается новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

В предпринимательстве принято  рассматривать два основных элемента:

  • новаторскую, инновационную деятельность как предпринимательскую функцию;
  • действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.

            Поскольку результат предпринимательской деятельности всегда связан с ее целью, атрибутом которой является стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретный продукт (товары, работы и услуги), соответственно, объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга - то, что может удовлетворить чью-либо потребность, и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

            Услуги, являющиеся продуктом предпринимательства, охватывают самый обширный спектр вещей, предметов, видов деятельности, в которых нуждаются люди, семьи, фирмы, государство. Это могут быть потребительские товары и услуги, средства производства, материальные и духовные ценности, информация, валюта, деньги, ценные бумаги, строительные и ремонтные работы, словом, все, на что потребители предъявляют спрос, за что они готовы выкладывать деньги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Развитие предпринимательства в современных условиях

В настоящее  время одним из главных факторов создания рыночной системы хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской  деятельности. Предпринимательство  является мощным двигателем экономического и социального развития общества.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что без свободы рыночной экономики, самодеятельного производителя  и предпринимательской активности экономическое благополучие невозможно. Именно предпринимательство, которое  ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в  реальность многие интересные идеи, способствует прогрессу. Поэтому, на наш взгляд, создание благоприятных условий для функционирования и развития предпринимательства  способствует ускорению экономического роста любой страны.

Предпринимательская деятельность дает мощный стимул к высокопроизводительному  труду получения прибыли и, в  конечном счете, лучшего удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений  и, прежде всего, наличием необходимых  условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночного  хозяйства является предпринимательство. Главной отличительной чертой предпринимательской  деятельности является свободная конкуренция.'

В экономической литературе справедливо  отмечается, что исходным пунктом  предпринимательства исторически  является товарное производство с его  преимущественной ориентацией на рынок. Но при этом обычно опускаются два  важнейших критерия предпринимательства  — это частная (коллективная) собственность  на средства производства и наемный  труд. Государственное предпринимательство  основано на государственной собственности.

Как свойство хозяйственной деятельности, основанной на полном или частичном  использовании наемного труда, предпринимательство  внешне проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в  процессе обмена. Между тем сам  по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное  звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих  субъектов. Обмен же стимулирует  поиск новых возможностей, т.е. производственную инициативу.

Таким образом, содержание предпринимательства, в значительной мере, сводится к  завоеванию и удержанию конкурентных преимуществ как условия достижения его целей. При этом и то и другое обеспечивается за счет наемного труда. В этом состоит фундаментальная  основа функции среднего и крупного предпринимательства. Когда уровень  регламентации предпринимательской  деятельности слишком высок, инициативность предпринимателей снижается. Напротив либерализация в сфере хозяйственных операций способствует ее активизации. В этом смысле ключевой задачей развития предпринимательства является создание условий для активизации инициативной деятельности субъектов хозяйствования.

Анализ экономической природы  предпринимательской деятельности показывает, что ее смысл состоит  в способности хозяйствующего субъекта реагировать на потенциальный источник выгоды, то есть увидеть и реализовать  открывшиеся возможности. Речь идет о способности, обусловленной не личностным чертами предпринимателя, а теми особыми отношениями, в  которые он вступает в процессе движения к своей цели. Отношения эти  охватывают как сферу взаимодействия с другими предпринимателями, так  и взаимоотношения внутри собственной  организационной структуры, которые  по мере усложнения предпринимательской  функции играют все возрастающую роль в обеспечении успеха предпринимательских  начинаний.

В условиях конкурентного взаимодействия субъектов  рыночного хозяйства деятельность предпринимателя реализуется в  стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования путем обретения  конкурентных преимуществ, что и  отражает специфичность предпринимательства  как особого типа хозяйственного поведения.

Эволюция предпринимательства, как  уже отмечалось, неразрывно связана  с развитием товарного хозяйства. Это развитие способствовало изменению  масштабов и сфер приложения предпринимательства, а также форм его проявления. Исторически  исходным пунктом приложения предпринимательской  инициативы была торговая деятельность, связанная с арбитражированием, то есть перемещением товаров с рынка  на рынок, а источником дохода служила  разница в ценах.

В данный период предпринимательство  играло подчиненную, вспомогатательную  роль, а его функциональное содержание ограничивалось поиском сфер приложения капитала. Доминирующими признаками предпринимательства были высокая  степень риска и, соответственно, стремление к максимизации прибыли. Предпринимательская функция являлась монополией собственника, определяющего  все стороны своей деятельности и возлагающего на себя полную ответственность  за ее результаты. С переходом к  индустриальной стадии производства приоритетной сферой приложения предпринимательства  становятся отрасли материального  производства.

Теперь уже не игра на разнице  рыночных цен, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов становится решающим условием предпринимательского успеха.

Современную рыночную экономику на Западе обычно называют экономикой свободного предпринимательства. В массовом сознании это воспринимается так будто  все или почти все субъекты рыночных отношений, за исключением, возможно, наемных рабочих да государственных служащих, являются предпринимателями. Отождествляя предпринимательскую деятельность с рыночным ведением хозяйства вообще, к ним относят собственников капитала, президентов акционерных компаний и директоров фирм, менеджеров различного уровня, бизнесменов всех категорий и представителей всех видов бизнеса (производство товаров н услуг, торговля, финансы и т.д.).'

Развитие предпринимательства  ориентируется, в основном, на два  основных направления:

  • создание крупных организационно-хозяйственных структур, которое должно придать экономике стабильность и управляемость;
  • развитие малого и среднего бизнеса, которое должно создать конкурентную среду, обеспечить производству гибкость и индивидуализацию.

Если  говорить о развитии направлений, то возникают достаточно мощные организационно-хозяйственные  структуры нового типа - государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также финансово-промышленные группы, которые могут успешно  действовать на внутреннем и внешнем  рынках.

В отличие от крупных предприятий  малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. Эта черта  малого и среднего бизнеса приобретает  в современных условиях особую значимость и силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг. Кроме  того, малый и средний бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения и собственников, в том числе трудовые и сырьевые, которые ранее не использовались.

Значение  малого бизнеса заключается в  том, что его развитие несет в  себе ряд преимуществ: увеличение числа  собственников; рост доли экономически активного населения; селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; выполнение роли крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально  уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов).

Кроме того, развитие данного сектора  экономики косвенно стимулирует  эффективность производства крупных  компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают  недостаточно емкими; придает рыночной экономике необходимую эластичность, как гибкий производитель, оперативно реагирующий на изменения конъюнктуры  рынка; способствует формированию конкурентной среды и служит мощным антимонопольным потенциалом; выполняет роль амортизатора колебаний экономической конъюнктуры и социальной напряженности. Необходимо отметить, что активизация развития малого предпринимательства особенно актуальна для регионов, где основные отрасли экономики сконцентрированы в данном секторе экономики.

В условиях свободного рынка не планы и директивы  государства являются определяющими  в обеспечении потребностей общества и индивидов необходимыми товарами и услугами, а предпринимательская  инициатива самих граждан. Предприимчивость имеет важное значение в развитии национальной экономики. Она выступает  двигателем хозяйственного развития страны, территории, отрасли, обеспечивая быстрый  экономический рост, содействуя активному  промышленному росту и стимулируя высокую эффективность общественной деятельности. Люди успешно занимаются самостоятельной, инициативной деятельностью, направленной на производство товаров  и услуг с целью достижения собственного благополучия.

            В зарубежной экономической литературе долгое время предпринимательская деятельность считалась неким независимым параметром, который лишь косвенно влияет на производительность и экономическое развитие. Только в последние десятилетия XX века экономисты многих стран мира стали рассматривать предпринимательство как необходимый фактор экономического прогресса, главный источник обеспечения занятости населения и процветания общества.

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях