Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост, в связи с чем определена экономическая сущность предпринимательства, показано не только системное представление о предпринимательстве в мировой экономической системе, но и проанализировано современное состояние российского предпринимательства, сформулированы возможные перспективы развития.

Содержание

Введение
1. Сущность предпринимательства, его виды, цели и задачи
2. Развитие предпринимательства в современных условиях
3. Особенности развития российского предпринимательства в современных условиях
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике2.docx

— 77.41 Кб (Скачать документ)

В нашей стране советская научная  литература вообще не затрагивала проблему развития предпринимательства, поскольку  она находилась за рамками предмета социалистической политэкономии. В  последнее время появились многочисленные публикации, касающиеся в основном злободневных практических и методических вопросов организации предпринимательской  деятельности.

Необходимо отметить, что нередко  в экономической литературе теория предпринимательства отождествляется  с теорией менеджмента.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что в настоящее время  приоритетной задачей экономической  науки является создание теории предпринимательской  деятельности.

Предпринимательство можно определить как особый вид  экономической активности, которая  основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной  предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для  обеспечения жизнедеятельности  его самого и членов его семьи.

Такой формой участия индивида в  общественном производстве является одна функциональная общественная обязанность  или их комбинация, когда он выступает в качестве: собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход; наемного работника, продающего свою рабочую силу; индивидуального производителя; государственного или муниципального служащего; менеджера; пенсионера; учащегося или студента; безработного; занятого оборонно-охранной деятельностью; вовлеченного в экономически преступную деятельность.

Предпринимательство выступает в  качестве особого вида экономической  активности, поскольку его начальный  этап связан, как правило, лишь с  идеей. Идея, являясь результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материальную форму.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента. Под инновационным моментом понимается производство нового товара, смена профиля деятельности,, основание  нового предприятия, новая система  управления производством, качеством, внедрение новых методов организации  производства или новых технологий.

Во взаимоотношениях предпринимателя  и потребителя предприниматель  относится к категории активного  субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. Все  то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной экспертной оценки потребителя. Такая  оценка осуществляется потребителем и  выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации  своей деятельности не может игнорировать интересы потребителя.

Основными средствами воздействия  предпринимателя на потребителя  выступают следующие

факторы:

  • новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
  • качество;
  • цена, доступность товара;
  • степень универсальности товара;
  • внешний вид и упаковка;

— позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

  • возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
  • соответствие общественным или государственным стандартам;

— престижность и привлекательность рекламы товара и т.д.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может  быть различной в зависимости  от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и  тех целей, какие ставит перед  собой государство.

Анализ экономической литературы позволяет заключить, что в зависимости  от конкретной ситуации государство  может быть:

— тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.

Наемный работник является реализатором идей предпринимателя. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует  в условиях достаточно глубокой специализации  производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается  в надежных партнерских связях, которые  позволяют ему эффективно действовать  в рамках того или иного фрагмента  целостного производственного процесса. В условиях рынка от предпринимателя требуется умение действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение  рынку такого товара, на который  имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.

Роль предпринимательства в  развитии общества состоит прежде всего  в развитии инициативной массы людей, которые не находятся на содержании государства, в выборе сферы приложения своих сил и способностей.

Предпринимательство можно охарактеризовать как форму  выражения и развития личности человека, его способностей и потребностей. Социальные потребности людей определяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор способа  реализации трудового потенциала и  форм деятельности ограничивается лишь их эффективностью. По мере выхода из нищеты предприниматель все теснее связывается  с состоятельностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к  ним составляют основу стратегии  малого бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается  важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса  специалисты судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

В промышленно  развитых странах малые предприятия  дают значительную долю совокупного  валового продукта, формируя его в  объеме 40-50%, а в некоторых отраслях - до 70-80%.

Анализ экономической литературы позволил выделить следующие наиболее часто применяемые критерии, по которым  предприятие относится к субъектам  малого предпринимательства:

  • средняя численность занятых на предприятии работников;
  • ежегодный оборот;
  • величина активов.

Однако  почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства  является численность работающих.

Жизнеспособность малый предприятий  определяют свобода и простота их создания, отсутствие административного  принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.

Малое предпринимательство призвано решать в сегодняшней экономике  следующие важные проблемы:

  • значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
  • создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
  • ускорить научно-технический прогресс;
  • составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу;
  • содействовать процессу формирования среднего класса.

Анализ зарубежной и отечественной  практики развития малого предпринимательства  позволяет выделить следующие его  преимущества:

  • более быстрая адаптация к местным условиям предпринимательства;
  • большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • относительно невысокие расходы;
  • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности:

— более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;

—  относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

В своей деятельности малое предпринимательство  сталкивается с очень большим  количеством проблем, которые тормозят его развитие:

— нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

—  несовершенство налоговой системы;

  • несовершенство финансово-кредитной системы;
  • низкая безопасность деятельности предприятия.

Многие экономисты определяют рынок  как экономическую свободу. Свободе  одного предпринимателя сопутствует  одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее  свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. При этом те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся, прежде всего, к своей  выгоде, а выгода одних может стать  ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснять своего оппонента  с рынка. Таким образом, осваивая предпринимательство, приходится иметь  дело с неопределенностью и повышенным риском.

К сожалению, в нашей экономической науке  и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические  положения о хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска применительно к  тем или иным производственным ситуациям  и видам деятельности, отсутствуют  распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.

В странах со сформировавшейся рыночной экономикой теория предпринимательского риска сложилась лишь частично. Однако, там имеется огромный опыт рискового  предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания  и краха, подъема и банкротства  в зависимости от умелого и  неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска. Следовательно, в рыночной среде  сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения при наличии неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.

Предпринимательский риск характеризуется  как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения  доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным нерациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Предпринимательство обеспечивает высокую материальную выгоду. Правда, это совершено не означает, что предпринимательством хотят и могут заниматься все. В странах с развитым национальным рыночным хозяйством предпринимательской  деятельностью занимается от 5 до 10%. На это существует ряд объективных  причин. Во-первых, предпринимательство - весьма рискованное занятие. В условиях высокой конкуренции каждый предприниматель  может разориться. Во-вторых, не у  всех людей могут быть соответствующие  интересы, цели и устремления. Для  многих людей оказывается предпочтительным выступать наемным работником крупного предприятия или же государства.

Наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий, где создается и находится  в обороте основная масса национальных ресурсов, составляет малое предпринимательство.

Малое предпринимательство имеет свои особенности не только в плане  технологий хозяйствования, но и менеджмента, маркетинга. В частности, — это  возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на производство новых видов товаров и услуг, разработка новой стратегии в  зависимости от состояния рынка  и ресурсов и т.д., отсюда возможность  в короткие сроки окупать вложенный  капитал, путем перелива его из одной  отрасли в другую, внедряясь тем  самым в новые сферы экономики. Одним из основных параметров деятельности малого предпринимательства является высокая степень адаптации к  особенностям рынка. Поэтому отдельные  авторы (причем как отечественные, так  и зарубежные), как наиболее существенную их черту называют то, что малые  предприятия выполняют виды деятельности, которые недоступны для крупных  предприятий в силу нецелесообразности выполнения последними этих операций и видов деятельности. Напомним, что крупные предприятия (в том  числе и предприятия-гиганты) формируют  свою деятельность исходя из наличия  масштабных ресурсов и масштабного  рынка. Если объема ресурсов, как и  емкости рынка для деятельности недостаточно, то крупные предприятия  такой вид деятельности избегают. Отсюда некоторыми авторами делается вывод (в целом неверный) о том, что малые предприятия (и само малое предпринимательство) занимается освоением «отходов» крупных  предприятий и крупного бизнеса.

Работа с небольшими ресурсами (как материальными, так и трудовыми  и финансовыми) и занятие малых  сегментов рынка для малых  предприятий действительно является приоритетным. Но это, ни в коем разе не говорит о том что, данная характеристика является основной чертой малого предпринимательства. Просто данное положение, представляет одну из важнейших функций малого предпринимательства, которую, однако, не следует конституировать. И тем более не следует вводить ее в структуру понятия.

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях