Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост, в связи с чем определена экономическая сущность предпринимательства, показано не только системное представление о предпринимательстве в мировой экономической системе, но и проанализировано современное состояние российского предпринимательства, сформулированы возможные перспективы развития.

Содержание

Введение
1. Сущность предпринимательства, его виды, цели и задачи
2. Развитие предпринимательства в современных условиях
3. Особенности развития российского предпринимательства в современных условиях
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике2.docx

— 77.41 Кб (Скачать документ)

При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г. и одобренный Советом Федерации, определяет сделку следующим образом: "Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей".

Определение предпринимательства  будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого предпринимателя.

Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности).

Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут  выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных  законодательством.

Наряду с индивидуальным и частным  допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения  граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный  статус предпринимателя приобретается  посредством его государственной  регистрации либо как участника  индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

Законодательство о предпринимательстве  предусматривает возможность осуществления  предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим  их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве  хозяйственного ведения, предоставленном  собственником.

Обобщая изложенное выше, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное  новаторство и экономическую  свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.

Развитие предпринимательства  тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

На  экономическую обстановку оказывает  влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Предпринимательство действует и  развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

Макросреда - экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.

В современном мире выделяют три  типа предпринимателей:

1. Предприниматель-собственник — владелец свободных денежных средств, которые он вкладывает в наиболее прибыльные сферы. Капитал-собственность институционально закрепляется в ценных бумагах. Доход таких предпринимателей образуется из прироста курсовой стоимости ценных 
бумаг и годовых дивидендов.

2. Предприниматель - новатор занимается разработкой и внедрением инноваций. Предприниматели внедряют новые методы производства и распределения для снижения издержек, осваивают новые виды продукции для увеличения дохода. Они используют новую и новейшую технику 
и технологию, по-новому организуют процессы труда и производства. Доход таких предпринимателей образуется из нескольких источников. Во-первых, за счет продажи новых товаров по более высоким ценам, чем товары-аналоги. Во-вторых, внедрение новых технологий позволяет снизить издержки производства по отношению к средним издержкам отрасли, что позволит получить дополнительный доход. Кроме того, предприниматель, который не может или не желает самостоятельно заниматься 
внедрением новшества, может продать его.

3. Предприниматель-организатор создает бизнес и управляет им (учреждает предприятия, ищет инвестиции, покупает факторы производства, организует производство и т.д.). Получение предпринимательского дохода связано с обеспечением жизнедеятельности руководимого предприятия. 
Основным источником предпринимательского дохода является эффективная маркетинговая служба. В целях получения большего дохода предприниматель по-новому организует маркетинговую службу: он 
лучше конкурентов определяет рынок покупки средств производства, сырья и материалов, рабочей силы; вычисляет, на каком рынке и когда будет наибольший платежеспособный спрос на его товар(услугу). Доход таких предпринимателей образуется также за счет снижения издержек производства ниже средних по отрасли. Еще одним источником дохода является ускорение оборачиваемости капитала. Чем быстрее оборачивается капитал предприятия, тем больший доход он приносит своему 
владельцу.

Выделяют  три типа предпринимательской деятельности: производственную, коммерческую и финансовую.

Производственное  предпринимательство — деятельность, осуществляемая в промышленной сфере  и связанная с созданием материально- вещественной продукции.

Коммерческое  предпринимательство — деятельность, реализуемая в формах товарно-денежных и торгово-обменных операций.

Финансовое предпринимательство  — деятельность в области купли-продажи  финансовых ресурсов.

Анализируя природу носителя предпринимательства, мы видим, что в зависимости от полагаемых в качестве сущностных черт предпринимательства, определяется и  его субъект. Если это новаторство, то предпринимателями являются менеджеры, а если риски, то - собственники.

С развитием корпоративного предпринимательства, которое принципиально отличается от классического тем, что если в  эпоху традиционного капитализма предприниматель (владелец капитала) был ключевой фигурой экономического поля, то теперь держателей акций, по мнению Дж. Гэлбрейта, отстранила от процесса управления «техноструктура» - высший менеджмент и специалисты, организующие деятельность предприятия. При этом власть в эффективно функционирующей корпорации, практически, не принадлежит одному человеку, что было характерно для предшествовавших эпох. Напротив, потребности управления корпорацией требуют распределения власти между достаточно большим числом менеджеров.

По своим деловым качествам, ценностным ориентирам, корпоративным  нормам поведения менеджеры представляют собой противоположность индивидуальным предпринимателям. Им чужды индивидуализм, жесткость, способность рисковать, соперничество и властолюбие. Напротив, им присущи стремление работать «в команде», коллективизм, осознание  ценности сотрудничества. Принципиально  отличны и интересы предпринимателей и менеджеров. Индивидуальный владелец капитала, как правило, стремился  к получению максимальной прибыли. Для менеджеров гораздо важнее сохранение условий получения стабильного  дохода и гарантии сохранения своего социальною положения. Поэтому в  процессе управления корпорацией высший менеджмент стремится отстранить владельцев капитала (акций) от процесса принятия решений, обосновывая данную тенденцию  их некомпетентностью.

Таким образом, в новых экономических  условиях мы наблюдаем рассредоточение  предпринимательской функции в  процессе развития производства и, как  следствие, усложнение предпринимательской  функции.

Современные условия хозяйственной  деятельности, требуют не просто специальных  знаний и специализации функций, но и рассредоточения самой предпринимательской  функции в виде расчленения процесса принятия решений. В корпоративном  предпринимательстве часть решений, в том числе стратегического  характера, передана высшему менеджменту, в деятельность которого собственник  вмешивается в случае крайней  необходимости. Параллельно создается  сложный механизм контроля за деятельностью  управленцев, причем как со стороны  собственника, так и со стороны  общества. В свою очередь часть  управленческих функций передается администрацией на более низкие этажи  управления, что сопровождается созданием  сложных систем стимулирования и  контроля. В результате формируется  достаточно жесткий механизм контроля за деятельностью всех участников, а предпринимательская функция  становится все более распыленной  и регулируемой. Кого же в этом случае мы можем назвать субъектом предпринимательства?

Быть носителем предпринимательства - значит обеспечивать реализацию фундаментальной  функции предпринимательства, то есть ключом к решению данного вопроса является характер реализации предпринимательской функции, а не персонификация какого-либо признака предпринимательства, пусть даже доминирующего. В случае, когда пучок правомочий в отношении принятия решений сконцентрирован у собственника, то непосредственным носителем предпринимательства будет он. Когда же такой пучок рассредоточен по разным уровням управления и реализация предпринимательской функции становится возможной только при условии мобилизации усилий всего коллектива, тогда предпринимательство становится уделом коллективной деятельности, носителем которой выступает коммерческая организация. Принятие коммерческой организации в качестве носителя современного предпринимательства отнюдь не означает изменения его природы или содержательной стороны, а свидетельствует всего лишь об изменении модели осуществления предпринимательства.

Поскольку важнейшие с точки  зрения осуществления предпринимательства  составляющие пучка прав собственности (организация и ликвидация предприятия, постановка целей, право окончательного контроля, право на остаточный доход) закрепляются за собственником, то. независимо от организационной формы осуществления  предпринимательства, ее следует понимать как деятельность, реализующуюся, посредством  управления в интересах собственника. Эффективная предпринимательская  деятельность невозможна без мотивации  наемных работников.

Формой участия субъекта предпринимательской  деятельности в хозяйственной деятельности является его экономическая активность — целесообразная деятельность человека в экономических процессах, направленная на получение «чистой» (то есть превышающей затраты) выгоды.

Поскольку экономические процессы в рыночной экономике - это результат  множества актов выбора человеком  способа достижения «чистой» выгоды, то соответственно в случае отсутствия выбора будет наблюдаться и отсутствие рыночной экономики. Здесь следует  остановиться на том, что рыночное понимание  «выбора выгоды» шире, чем только желание денежной выгоды (прибыли). Под этим термином понимается и возможность  выбора сферы приложения капитала, сферы и формы конкуренции, выбора при изобилии предложения, словом, выбора по всему набору возможностей, предоставляемых  рыночной экономикой ее участнику и  прежде всего — потребителю.

Как известно, рыночная экономика  базируется на таких основополагающих принципах, как:

1. Экономическое самоопределение личности. Это - основа основ рыночной организации общественного производства, ибо означает право на личную свободу человека, самостоятельное улучшение своей жизни. Этот принцип создает и постоянно обеспечивает (и воспроизводит) равные шансы на рыночную активность для всех участников рыночной экономики и условие раскрытия творческого потенциала. Экономическое самоопределение личности - это право человека на экономическую самодеятельность во всех ее формах, в том числе и на предпринимательскую.

2. Право быть собственником всех видов имущества. Собственность в условиях рыночной экономики - это не гарантия беззаботного существования, а бремя имущественной ответственности за результаты коммерческого использования своей собственности, это необходимость ее постоянного рыночного воспроизводства. Право быть собственником возможно при гарантии обществом защиты, поддержки и равноправия всех видов и форм собственности, право на коммерческое применение 
объектов собственности и доходов от такого применения.

3. Равенство экономических прав любых юридических и физических лиц наведение хозяйственной деятельности способно постоянно воспроизводить необходимые условия рыночной организации производства — ее открытость, много секторность и обусловленную этим конкуренцию.

  1. Экономическая свобода товаропроизводителя выражается в его праве на самостоятельное определение объема и структуры своего производства, ассортимента продукции и объема ее реализации, установление цены на нее и выбора партнеров. Любая попытка внеэкономического ограничения экономической свободы товаропроизводителей противоречит природе рыночной экономики.
  2. Распространение коммерческих принципов по «вертикали» и по «горизонтали», когда все сферы и все уровни экономики «пронизаны» рыночными отношениями и взаимодействуют по единым рыночным правилам.

6. Свободное ценообразование. Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов (затраты труда и производства, издержек обращения, спроса и предложения, доходов и объема инвестиций) придает ценам ту непредсказуемость, которая и превращает рынок в 
повседневный экзамен и бесконечное состязание между всеми участниками экономического процесса. Именно эта непредсказуемость вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его затрат, повышению качества, новаторству и риску.

  1. Наличие рынков труда, товаров и капиталов, движение которых придает импульс, необходимый рыночной экономике.
  2. Государственное регулирование рыночной экономики, включающее следующие главные направления: стабилизацию производства («налоговая и инвестиционная политика»); финансирование научно-технического прогресса («политика научно-целевых программ»); дотацию социально значимых отраслей («инвестиционная политика»); выравнивание уровней экономического развития различных регионов («региональная экономическая политика»); государственную поддержку конкуренции («политика демонополизации»); оздоровление денежной системы («финансовая и антиинфляционная политика»); преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения («политика доходов»).
  3. Система социальной защиты - главное средство ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной экономики.

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях