Предмет, значение и субъекты коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:40, контрольная работа

Описание

Торговое право или коммерческое право — отрасль частного права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету торгового права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы.

Содержание

Введение
1. Понятие коммерческого права и его предмет…………………………...5
1.1. Понятие коммерческого права…………………………………….. ..5
1.2. Предмет и система курса коммерческого права…………………. ..6
2. Субъекты коммерческого права………………………………………….9
2.1 Субъекты коммерческого права………………………………………9
2.2 Виды специальных субъектов коммерческой деятельности………10
3. Законодательное регулирование коммерческой деятельности. ………14
4. Торговое (коммерческое) законодательство России……………………17
Заключение…………………………………………………………………....19
Список использованной литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

предприним.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Специальность: 080507«Менеджмент организации»         

Кафедра Социологии, психологии и права

Институт дистанционного образования

 

 

Контрольная работа по предпринимательскому праву на тему:

«Предмет, значение и субъекты коммерческого права»

 

 

 

 

 

              Студент группы 3382/13                                                                    

               Проверил ________________________________________________  

 

 

 

 

 

 

Томск 2012

 

Содержание

Введение

1. Понятие коммерческого права и его предмет…………………………...5

    1.1. Понятие коммерческого права…………………………………….. ..5

    1.2. Предмет и система курса коммерческого права…………………. ..6

2. Субъекты коммерческого права………………………………………….9

     2.1 Субъекты коммерческого права………………………………………9

     2.2 Виды специальных субъектов коммерческой деятельности………10

3. Законодательное регулирование коммерческой деятельности. ………14

4. Торговое (коммерческое) законодательство России……………………17

Заключение…………………………………………………………………....19

Список использованной литературы………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Торговое право или коммерческое право — отрасль частного права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету торгового права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы.

В разных странах торговое право могло выделяться как самостоятельная отрасль или полностью поглощаться гражданским правом. В первом случае имеет место так называемый дуализм частного права: параллельное существование двух отраслей, одна из которых регулирует отношения между предпринимателями, а другая — отношения с участием обычных граждан. В странах, где торговое право выделяется как отдельная отрасль, часто одновременно принимаются гражданский и торговый кодексы, причём общая часть гражданского кодекса содержит нормы, которые действуют и для торгового права. Так, вместе с кодексом Наполеона (1804) был принят Торговый кодекс Франции (1807), а в Германии в 1900 году вступили в силу Германское гражданское уложение и Германское торговое уложение. На смену Наполеоновскому торговому кодексу 1807 г. новая торговая кодификация пришла в 1999 г. со следующей структурой: 1) Общие положения о торговле; 2) О торговых товариществах и группах, объединенных экономическим интересом; 3) О некоторых формах продажи с исключительными условиями; 4) О свободе цен и конкуренции; 5) Об оборотных документах и гарантиях; 6) О трудном положении предприятий; 7) Об организации торговли; 8) О некоторых профессиях, подлежащих регламентации; 9) Положения, относящиеся к заморским территориям.[1] К странам Западной Европы, в которых торговые кодексы отсутствуют, относятся Нидерланды и Италия; в таком случае речь идет о гражданском монизме, то есть о наличии только гражданского кодекса, без сопутствующей торговой кодификации. Некоторые исследователи также выделяют торговый монизм — систему, состоящую из Торгового кодекса, без сопутствующей гражданской кодификации (Единообразный торговый кодекс США)[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие коммерческого права и его предмет

1.1. Понятие коммерческого права

Коммерческое право - это новая дисциплина в отрасли гражданского права.

История развития коммерческого права уходит корнями в глубь истории российского государства. Коммерческое право называли купеческим правом, а купцов - коммерсантами.

В середине XIX в. (1884 г.) в соответствии с Императорским Уставом Университетов в каждом вузе были образованы кафедры торгового права. Их деятельность прекратилась после 1917г.

В период нэпа была попытка возобновить торговые отношения, но затем понятие торгового права было изъято из употребления до настоящего времени. Эта дисциплина не получила должной систематизации и развития.

В настоящее время на русский язык переведены работы богатейшего опыта зарубежных стран (С. Жамен и П. Лакура "Торговое право", 1993; М. Вуйи "Торговое право" и др.). Переиздан учебник торгового права Г. Ф. Шершеневича.

Поскольку мы являемся частью общемирового рынка, нам полезно изучение опыта Европы. В современных условиях, когда разрушена планово-распределительная система экономики прошлого и не создан цивилизованный рынок, невозможно модернизировать право прошлых лет, невозможно строить модели западного образца применительно к российским рыночным отношениям. Необходимо развитие и систематизация нового законодательства, регулирующего торговое (коммерческое) право российского рынка, необходима его четкая кодификация.

Коммерческое право - это подотрасль гражданского права и отношения в коммерческой деятельности, регулирующиеся как общими, так и специальными нормами частного права.

Таким образом, коммерческое право - это совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями или с их участием при осуществлении коммерческой деятельности.

 

1.2. Предмет и система курса коммерческого права

В изучении предмета "Коммерческое право" имеются серьезные противоречия.

Некоторые ученые (проф. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлева) считают, что коммерческое право идентично предпринимательскому праву и это составная часть гражданского права (школа Санкт-Петербурга). Профессор В. В. Лаптев (Москва) считает, что это дисциплина хозяйственного права. Профессор Б. И. Пугинский (зав. кафедрой коммерческого права МГУ) считает, что коммерческое право - это торговое право.

С последними высказываниями трудно не согласиться. В переводе с лат. commercium - это торговля.

Многие противоречия в этих понятиях коренятся в самом ГК РФ. В ст. 50 ГК РФ дается разделение организаций (юридических лиц) на коммерческие и некоммерческие, т. е. на торговые и неторговые.  В соответствии с Конституцией РФ (ст. 34) любой гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью. В ГК РФ (ст. 2) предпринимательство рассматривается как любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения других работ и у слуг (например, сдавая квартиры в поднаем).

Наряду с коммерческим правом как подотраслью гражданского права следует выделять и различать коммерческое право как науку и как учебную дисциплину.

Наука представляет собой вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. На основе использования научных методов и средств развивается теоретическая наука коммерческого права. Она призвана решать множество  проблем. Полученные наукой сведения порой отличаются от ненаучного или практического взгляда на объекты. Каждая дисциплина занимается своим предметом. Для коммерческого права таким предметом является правовое регулирование коммерческой, т. е. торговой деятельности.

В юридической науке бытует мнение, что торговая, или коммерческая, деятельность - это посредническая деятельность (мнение Г. Ф. Шершеневича), т. е. субъект торговли - это торговец-посредник или посредническая фирма.

На посреднической доктрине строятся отдельные теории коммерческого (торгового) права за рубежом.

Для условий современного развития рынка в России это неприменимо. Ведь продают и покупают не только посреднические фирмы. Торговый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа продукта - это первый этап продвижения товара к потребителю, потому что для каждого предприятия-изготовителя важно сбыть свой товар, а посредник не всегда его покупает.

Данный вид деятельности требует изучения и правового обеспечения. Отсутствие у предприятия навыков и правового регулирования приводит к тому, что вместо заработной платы работники получают постельное белье, лампочки и т. д. Таким образом, коммерческий оборот начинается от изготовителя.

В состав коммерческой деятельности входят факты приобретения товара потребителем. Это миллионы потребителей оптовой и розничной торговли.

И в последнюю очередь - оптовые посредники, которые берут на себя материально-техническое либо ритмичное обеспечение потребителя.

Эти действия пронизаны множеством правил и отношений, которые не всегда регулируются ГК РФ.

В качестве обязательных составляющих коммерческого оборота являются:

- сбыт изготовителем своей продукции;

- деятельность посреднических и оптовых фирм;

- действия субъектов по приобретению продукции.

Таким образом, предмет коммерческого права по своему составу сложный и требует особого правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

2. Субъекты коммерческого права

2.1. Субъекты коммерческого права

Субъектами коммерческого права являются субъекты гражданских и коммерческих правоотношений.

1. Предпринимательские (или коммерческие) организации, а также индивидуальные предприниматели.

2. Некоммерческие организации, которые участвуют в товарном обращении ограниченно. Доходы, получаемые от деятельности этих организаций, направлены на уставные цели и задачи.

В этой части особую группу составляют специальные субъекты товарного рынка. Это структуры, которые занимаются совершением сделок, - товарные биржи, оптовые ярмарки, рынки, выставки-продажи и др.

Эти организации не коммерческие, а обслуживающие товарное обращение; они создают условия для реализации товаров другими субъектами.

3. Наконец в качестве самостоятельной группы надо выделить субъекты РФ, административные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы, сами приобретают товары для собственной деятельности и таким образом оказывают огромное влияние на развитие торгового оборота.

К предпринимательским можно отнести и традиционные организационные формы - АО, хозяйственные общества, ООО и т. д.

Но в рынке участвует значительное число функциональных организаций - это торгово-посреднические организации, на долю которых приходится 75% товарооборота как внутреннего, так и внешнего.

Они подразделяются на:

1) приобретающие товар в собственность;

2) посреднические организации, занимающиеся доведением товара от изготовителя до покупателя;

3) специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового оборота.

 

2.2. Виды специальных субъектов коммерческой деятельности

Имеется группа независимых посредников. К ним относятся: фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторы, экспортные и импортные фирмы, стокисты (фирмы, действующие с использованием консигнационных складов), трейдеры и другие.

Независимые фирмы характеризуются тем, что они действуют от своего имени и за свой счет. Прохождение через них товаров оформляется цепочкой договоров.

1. Дилеры по соответствующему товару могут быть универсальными или специализированными, чаще представляют какую-то фирму, являясь ее "официальным дилером". Они всегда самостоятельны и совершают покупку и продажу на свой риск.

2. Торговые дома - многофункциональные и многопрофильные организации, которые занимаются не только торговлей, но отчасти и производственной деятельностью (обработкой, расфасовкой, упаковкой). Торговые дома строятся как единые, чаще - как корпорация из торговых, складских, производственных фирм.

Международными соглашениями с участием России предусматривается создание российских торговых домов за рубежом для выхода наших производителей на внешний рынок.

3. Трейдеры - специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет.

4. Экспортно-импортные фирмы, действующие во внешнеэкономическом обороте. Большинство из них действуют в качестве миссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.

5.Дистрибьюторские фирмы выступают реализаторами полученного по импорту товара на территории своей страны. Для них характерны постоянные договорные связи. Они имеют свою сбытовую базу, изучают спрос, дают рекламу; крупные производители подыскивают дистрибьюторов в других странах.

В коммерческой практике дистрибьюторов различают по следующим признакам:

- имеют склады, в состоянии накапливать товар;

- арендуют склады.

6. Стокисты - это специализированные посредники, осуществляющие на комиссионных началах реализацию товара определенного экспортера. 

Поступающий от иностранного комитента товар хранится на консигнационном складе. Этот товар реализуется мелким и средним покупателям. Эти посреднические организации занимаются фактической покупкой и последующей перепродажей товара.

Имеются организации, которые не совершают операций с товаром, а оказывают содействие продвижению товаров. Они действуют как представители - агентские договоры. Распространенный вид агентов - брокеры, они заключают договор от имени и за счет принципала. На биржах сделки совершаются с помощью брокеров, которые могут иметь свою фирму с разветвленной сетью, способной оперативно выполнять поручение клиента.

Особые субъекты коммерческого права - это торговые агентства и агенты. Их функции состоят в подыскании покупателей для фирмы продавца, в пользу которой работает агент. Он проводит переговоры с покупателями и сообщает информацию продавцу.

Информация о работе Предмет, значение и субъекты коммерческого права