Предмет, значение и субъекты коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:40, контрольная работа

Описание

Торговое право или коммерческое право — отрасль частного права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету торгового права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы.

Содержание

Введение
1. Понятие коммерческого права и его предмет…………………………...5
1.1. Понятие коммерческого права…………………………………….. ..5
1.2. Предмет и система курса коммерческого права…………………. ..6
2. Субъекты коммерческого права………………………………………….9
2.1 Субъекты коммерческого права………………………………………9
2.2 Виды специальных субъектов коммерческой деятельности………10
3. Законодательное регулирование коммерческой деятельности. ………14
4. Торговое (коммерческое) законодательство России……………………17
Заключение…………………………………………………………………....19
Список использованной литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

предприним.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

Особый субъект - товарные биржи, ярмарки; они во многом определяют формирование инфраструктуры товарного рынка.

Важным условием в коммерческой деятельности является выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Европейский рынок (бизнес) исходит из прагматического подхода.

Российский бизнесмен вынужден учитывать многие факторы (экономический, производственно-технический, конъюнктурный, юридический и т. д.). Профессором Б. И. Пугинским сделана попытка очень условно провести систематизацию факторов, влияющих на создание юридического лица в коммерческих правоотношениях:

1) обеспечение эффективности управления и контроля за имуществом юридического лица (это капитал, его распределение, предел компетенции руководящих органов и т. д.);

2) более льготное налогообложение. Хотя в последнее время налогообложение выравнивается, некоторые обстоятельства требуют учета. Так, определенные возможности есть у малых предприятий.

По Федеральному закону от 16.06.95 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" к малым относятся организации с числом работающих в:

◆ розничной торговле - до 30 чел.;

◆ оптовой торговле - до 50 чел.;

◆ промышленности и строительстве - до 100 чел.;

◆ других видах - до 50 чел.

В первые два года работы малые предприятия в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве не уплачивают налог на прибыль. Для таких организаций предусмотрена возможность замены всей совокупности федеральных и местных налогов уплатой единого налога. Делается это по заявлению организации, и порой ей это выгодно;

3) производительность труда и обеспечиваемый ею рост прибыли. Практика показывает, что высокая производительность труда существует при высоких технологиях с прямым управлением (нефункциональным);

4) фактор, влияющий на выбор организационной формы, - это сохранение за учредителями права на передаваемой в Уставный капитал имущество. В соответствии с ГК РФ внесенное имущество становится собственностью юридического лица. Только члены кооператива имеют право на возврат взноса (ст. 111 ГК РФ). Что касается товариществ и ООО - при выходе из них участник получает стоимость его доли в Уставном складочном капитале. Право на возврат имущества в натуре не предусматривается.

Постановление Пленума ВС РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" объявило недействительным условие Уставов о возможности изъятия выбывающими участниками товариществ и обществ своей доли имущества в натуре (п. 17). Возврат собственности возможен, если учредителям передавалось не имущество, а право владения и пользования. В акционерном обществе вообще не допускается передача прав в Уставный капитал. При выходе он вправе продать только акции. Это обеспечивает устойчивость созданной организации;

5) одно из важных условий - трансакционные издержки. Это расходы по сбору и обработке информации о договорных контрагентах, по контролю за переговорами, оформлением договоров, исполнением обязательств и по обеспечению правовой защиты.

Практика показывает, что структуры и размер каждой организации определяются в зависимости от величины трансакционных издержек. Могут быть внутренние издержки, из подразделения в подразделения передают полуфабрикаты по договору. Эту схему можно упростить. Кооперация диктует выбор организации, но если вовне получать информацию, необходимо просчитать, какими связями и договорами можно сократить расходы (платить надо меньше, чем взыскивать).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Законодательное регулирование коммерческой деятельности

Торговое (коммерческое) право уходит в глубь тысячелетий. Все памятники древности несут в себе регулирование купеческих сделок.

Детальная разработка вопросов торгового обращения дана в римском праве.

В дореволюционной юридической литературе различали три этапа становления развития торгового права. В наше время они устарели, но знать их не мешает.

1. Первый период - итальянский - XI-XV вв. Италия - посредница на Средиземном море, узел мировой торговли. Здесь развиваются морское право, обычаи делового оборота. В 1494 г. в Италии издается книга Луки Паччоли "Трактат о счетах и записях", что положило начало бухгалтерскому учету (двойная запись - дебет и кредит).

2. Второй период - французский. Начиная с XVI в. Франция становится ведущей торговой державой. Государство покровительствует торговле. С помощью торговли консолидируется общество.

В этот период издается "Торговый ордонанс" (1673 г.), в 1807 г. - наполеоновский Торговый кодекс. Эти нормы права получили широкое применение в Швейцарии, Бельгии, Голландии и других государствах.

3. Третий период - германский - XVIII-XIX вв. Великобритания была крупнейшей торговой державой. Но с точки зрения права ее вклад был невелик.

В этот период Германия состояла из княжеств, герцогств, свободных городов, которые не ладили между собой. Идея единого гражданского кодекса не принималась, но в 1861 г. был принят "Всеобщий немецкий торговый кодекс". Он стал инструментом консолидации страны.

Под влиянием Германии во многих странах был принят Торговый кодекс. В Японии Торговый кодекс существует до настоящего времени.

Торговая революция, структурная перестройка в России постоянно волновали и государство, и потребителей. В советский период много усилий предпринималось с целью заставить производителя учитывать интересы потребителя, отказаться от диктата производителя. Эту роль во многом выполнял договор. Поэтому Закон РФ от 07.02.92 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 19.01.96 г. 2-ФЗ) явился прогрессивным.

Развитие торговли в Европе сопровождалось развитием торгового права. Так, странами Европейского Союза в 1994 г. был принят в качестве модельного Общеевропейский кодекс частного права. Первая его часть называлась "Принципы европейского договорного права", которая является Торговым кодексом ЕЭС.

В 70-80-х гг. происходит бурный рост в правовом регулировании. В США, Англии принимаются Торговые кодексы, Закон о справедливой торговле (1973 г.), Закон о купле-продаже (1979 г.), два закона об исковой давности (1980 г.) и другие.

Заключено множество международных договоров по вопросам торговой деятельности, некоторые в качестве конвенции ООН (например, конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 г.)). Значительное число соглашений унифицируют порядок применения цен, тарифов, стандартизации и сертификации товаров.

Все это дало возможность выделить из международного частного права международное торговое право. На этом специализируются торгово-промышленные палаты.

              Появился ИНКОТЕРМС, которым определяются условия договоров, порядок расчетов и другие вопросы. Появились типовые дистрибьюторские и агентские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, инкассо и др. Появились региональные соглашения. Так, Римский договор 1957 г. учредил Европейское экономическое сообщество и предусмотрел создание "Общего рынка" стран-участниц, снятие коммерческих ограничений на ввоз и вывоз товаров, отмену таможенных сборов.

Маастрихский договор стран-участниц Европейского Союза привел к созданию "единого внутреннего рынка" стран-участниц, признанию приоритета "европейского права" над соответствующими нормами национального права.

Странами ЕС сформирована значительная нормативная и директивная база для стран сообщества. Это было обусловлено бурным развитием мирового товарного рынка.

Все это говорит о взрыве развития торгового права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Торговое (коммерческое) законодательство России

В нашей стране отдельного Торгового кодекса не было никогда. Вопросы торгового коммерческого оборота регулировались различными законодательными актами.

Выдающимся правовым актом является Соборное уложение 1649 г. - памятник Средневековья. В 1653 г. был принят Торговый устав,  установивший единую пошлину с продаж. Важным шагом к правовому регулированию был Новоторговый устав, составленный в 1667 г. и затем в 1887 г. объединивший различные правовые акты по торговле, получивший новую редакцию в 1903 г., а также Устав торгового судопроизводства 1903 г.

Торговый устав состоял из трех книг, которые пополнялись по годам. В первой книге регулировались торговые общества и товарищества; во второй - русское морское право, она содержит около 560 статей. В третьей книге - нормы права административного установления: об измерительных приборах, о содержании торговых помещений и складов, о введении купеческих книг, о порядке торговли отдельными видами товаров.

Устав торгового судопроизводства определял порядок организации и деятельности коммерческих судов. Первые суды были образованы в 1832 г. при Николае I в Одессе и Архангельске. К концу XIX в. они имелись почти во всех губернских центрах, что и потребовало издания Устава.

Коммерческие суды решали все споры по торговому обороту, по биржевым операциям, споры между участниками торговых товариществ. Оба Устава утратили силу после 1917г.

Интерес к торговому праву возник в связи с нэпом. В соответствии с Постановлением СНК РСФСР велась работа по проекту Торгового свода. Его хотели издать в качестве одной из частей ГК РСФСР. Он долго обсуждался, но так и не увидел свет.

С развитием рыночных отношений в России торговое законодательство развивается по отраслевой специализации. Указом президента РФ от 16.12.93 г. № 1271 утвержден Общеправовой классификатор отраслей. Он обновлен 06.01.97 г.

Раздел торгового законодательства имеет ряд подразделов, которые обозначены в самом общем виде.

Таким образом, торговое законодательство образует специальную обособленную часть гражданского законодательства, регулирующую торговую деятельность.

Следовательно, было бы целесообразно рассматривать коммерческое право как подотрасль гражданского законодательства, подобно транспортному, жилищному и т. д.

Сложность заключается в динамичности развития коммерческого законодательства, его подвижности. Гражданский кодекс со своей консервативностью создает сложности в применении норм коммерческого права.

В современных условиях нормативные акты коммерческого (торгового) права разрознены, существует масса подзаконных ведомственных актов, что вносит определенные противоречия и создает трудности в их применении.  Необходимо разработать унифицированный закон - Торговый кодекс России, который безболезненно мог бы урегулировать специальные нормы права о коммерческой (торговой) деятельности.

 

 

 

 

Заключение

Вопросы коммерческого права являются особой областью теоретических и практических знаний, обслуживающих коммерческий обмен материальными ценностями, является важной юридической наукой, которая призвана юридически закрепить желание заинтересованных сторон в осуществлении эффективной экономической и правовой деятельности в соответствии с имеющимся законодательством. Поэтому, вопросы, раскрываемые в данной работе, имеют важное значение в своём понимании. Качественное понимание помогает намного глубже расширить знания в области заключения юридически грамотных сделок, а вместе с этим повышения конкурентоспособности на рынке экономических услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литератры

1. Коммерческое право. Мась Л. В.

2. Петров И. В. Коммерческое право. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001; Боботов С. В., Жигачев И. Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997. С. 139—140

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4.http://ru.wikipedia.org/wiki/Коммерческое_право

2

 



Информация о работе Предмет, значение и субъекты коммерческого права