Правовое регулирование франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Франчайзинг в целом является
формой организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает
независимому другому лицу (франчайзи) за вознаграждение право на
производство продукции, торговлю товарами и предоставление услуг под
торговой маркой франчайзера по заранее определенным законам и правилам
ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер, на срок и на условиях,
определенных договором франчайзинга . Франчайзинг, исторически
сложившийся как метод распределения товаров и услуг в США прочно
закрепился в международных отношениях.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.71 Кб (Скачать документ)

лицам. Это значит, что в течение срока действия договора правом продавать 

товар на установленной  в договоре территории  будет  обладать только

контрагент производителя  товара, что обеспечивает ему  определенную

монополию в  отношении этого  товара на договорной территории.  Автор 

делает вывод, что «коммерческая концессия» в  европейских странах по своей 

правовой природе  отличается от «коммерческой концессии», закрепленной в 

гл. 54 ГК РФ. Этот факт нужно принимать во внимание при заключении

договоров с  зарубежными партнерами, если рассматривается  возможность 

выбора права, которое будет применяться для  регулирования таких 

отношений.

В работе  отмечается, что проблемным является вопрос терминологии,

используемой  применительно к франчайзингу: единая русскоязычная 

терминология  в данной сфере на сегодняшний день не сформировалась. Ф.Г.

Панкратов и  Т.К. Серегина правильно указывают, что по сложившейся в 

Российской Федерации  практике «термин “франчайзинг”  используется

преимущественно для обозначения определенной системы  организации 

рыночных отношений  в целом, а термин “франшиза” для  определения 

договорных отношений  между конкретными партнерами при  реализации

этой системы  отношений на практике»5

 При таком  понимании термины .

«франчайзинг» и «франшиза» по своему содержанию соответствуют 

содержанию терминов «коммерческая концессия» и «договор коммерческой

концессии.

Анализ зарубежной практики использования терминов franchising,

franchise, а также franchise/franchising agreement (contract) позволяет автору

сделать вывод, что если применительно к договору (контракту) допускается 

употребление  обоих терминов (и «договор франчайзинга», и «договор о 

франшизе»), то сами термины «франчайзинг» и «франшиза» отнюдь не

идентичны. Под  франчайзингом принято понимать систему отношений,

опосредуемых  договором франчайзинга. Франшизой, как правило, именуют 

комплекс исключительных прав, передаваемых по такому договору.

На основе изложенного  в данном параграфе автор делает вывод, что

франчайзинг –  это система отношений, в которой  франчайзер предоставляет 

франчайзи право  пользования на комплекс принадлежащих  франчайзеру 

исключительных  прав на результаты интеллектуальной деятельности и 

приравненные  к ним средства индивидуализации в обмен на прямое или 

косвенное финансовое вознаграждение в целях продажи  продукта или услуг 

франчайзера по заранее определенным законам и  правилам ведения бизнеса,

которые устанавливает  франчайзер в рамках и в период действия специально

заключенного  обеими сторонами договора.

В § 1.3. «Виды и классификации  франчайзинга» автор обращается к

установленным на практике классификациям франчайзинговых  отношений.

Автор приводит классификацию М. Мендельсона, который  разделяет все 

типы франчайзинговых  отношений по составу участников (субъектов), т.е.

сторон по договору. В соответствии с его классификацией, такие договоры

могут быть заключены: 1)  между промышленными предприятиями 

(производителями)  и предприятиями оптовой торговли; 2)  между 

производителями и предприятиями розничной торговли; 3)  между 

оптовиками и  розничными торговцами; 4)  предприятиями  розничной 

торговли между  собой.

Другие зарубежные исследователи выделяют ряд классификаций  по

характеру деятельности объекта франчайзинга:

• франшиза на продажу  готового товара («товарный франчайзинг»);

• франшиза на производство товара («производственный франчайзинг»);

• франшиза на определенный вид деятельности (например, «сервисный

франчайзинг», «деловой франчайзинг» или «франчайзинг бизнес-формат»).

При этом автор  отмечает, что Министерство финансов США различает 

два типа франчайзинга:

1. товарный, предусматривающий  торгово-сбытовые отношения 

независимых поставщика и дилера, при которых дилер  в определенной

степени идентифицирует себя с рыночным образом поставщика;

2. торгово-посреднический, характеризующийся продолжительными 

деловыми отношениями  между франчайзером и франчайзи, включающими 

не только товары, услуги и торговую марку, но и полноформатный набор 

предпринимательского  сотрудничества, а также стратегию  маркетинга и 

планирование, операционные учебные материалы и стандарты, контроль

качества и  продолжительные двусторонние связи.

Более правильной представляется классификация франчайзинга, в основе

которой лежат  не родовые признаки продаваемых товаров или стоимость

франшизы, а характер производственно-технологических и  юридических 

отношений между  франчайзером и франчайзи. По этому  признаку

французский автор  Ф. Бесси  тоже выделяет три разновидности 

франчайзинга: сервисный, распределительный и производственный. Такое 

деление более  обосновано, особенно если учесть, что  в Европе для каждой из

таких разновидностей существует официальное определение, выработанное

Судом Европейского союза.

Согласно Решению  Суда № 161 от 28.01.1986 г. под сервисным 

франчайзингом понимают договор, по которому франчайзи, действуя в 

соответствии  с указаниями франчайзера, предоставляет  услуги под 

фирменным обозначением и знаком обслуживания франчайзера 

Производственный  франчайзинг, по определению Суда,  – это договор, по

которому франчайзи, действуя в соответствии с указаниями франчайзера, сам 

изготавливает продукцию, которую он продает под  торговой маркой

франчайзера. Торговый франшизный договор  – это договор, по которому

франчайзи ограничивается сбытом определенной продукции в  торговом

заведении, имеющем  фирменное обозначение франчайзера.

В § 1.4. «Типовые условия  договора международного франчайзинга»

автор формулирует  определение международного франчайзинга и 

анализирует основные  его положения. Автор отмечает, что  первое

официальное определение  договора франчайзинга содержится в  ст. 1 п. 3 (б)

Регламента Комиссии (ЕС) от 30 ноября 1988 г. № 4087/88 «О применении

статьи 85 (3) Договора6

к отдельным  видам франшизных соглашений»,

согласно которому франшизное соглашение означает соглашение,

посредством которого одно предприятие, франчайзер, предоставляет  другому 

предприятию, франчайзи, в обмен на прямое или косвенное  финансовое

встречное удовлетворение право использовать франшизу для  продвижения 

 на рынке определенных видов товаров и/или услуг. Франшиза в таком

понимании выступает  как «пакет прав промышленной  или  интеллектуальной

собственности, относящихся к товарным знакам, фирменным 

наименованиям, вывескам магазинов, полезным моделям,  дизайну,

авторскому праву, ноу-хау или патентам, которые  должны использоваться

при перепродаже  товаров или оказании услуг конечным потребителям. В 

исследовании  отмечается, что именно это определение  франшизного 

соглашения обеспечило единое толкование франчайзинга на международном 

уровне.

В свою очередь  автор дает определение международному франчайзингу

как системе  отношений, в которой франчайзер предоставляет франчайзи 

право пользования  на комплекс принадлежащих франчайзеру 

исключительных  прав на результаты интеллектуальной деятельности и 

приравненные  к ним средства индивидуализации в обмен на прямое или 

косвенное финансовое вознаграждение в целях продажи  продукта или услуг 

франчайзера по заранее определенным законам и  правилам ведения бизнеса,

которые устанавливает  франчайзер в рамках и в период действия специально

заключенного  обеими сторонами договора, при этом стороны договора

франчайзинга  являются коммерческими предприятиями  и имеют основное

место деятельности в различных договаривающихся государствах, или 

имеются иные основания  полагать, что договор франчайзинга имеет 

правовую связь  более чем с одним государством.

Таким образом, иностранный элемент в вышеуказанных  отношениях

проявляется в  следующем:

a) стороны данного  договора связаны с правовыми  системами двух и 

более государств;

b) коммерческие  предприятия сторон находятся  в разных государствах;

c) объект правоотношения  носит международный характер (основное 

назначение договора международного франчайзинга состоит  в содействии

развитию международной  торговли).

Далее  отмечается, что единой формы франшизного  соглашения не

существует. В  странах, не имеющих отдельного законодательства о 

франчайзинге (например, в Германии, Бельгии, Мексике) форма 

франшизного соглашения устанавливается в соответствии с общим 

гражданско-договорным законодательством. В странах, принявших 

отдельное законодательство о франчайзинге (Испания, Бразилия, Барбадос,

Австралия) в  нем либо вообще ничего не говорится  о форме франшизного 

соглашения (как, например, в Регламенте № 4087/88 Комиссии ЕС), либо

предусматривается такая форма, но не вводится единых, унифицированных 

требований к  ней.

В работе утверждается, что договор франчайзинга относится  к 

интеграционным  договорам,  устанавливающим неравноправные права и 

ставящие одну из сторон в  зависимость от другой (интеграционные

договоры). Автор  подробно излагает основные права и  обязанности сторон

по договору, отмечает основные особенности выплаты  вознаграждения

франчайзеру, анализирует  вопросы контроля качества товаров (работ, услуг),

обязательств  по сохранению конфиденциальности, ограничению 

конкуренции, порядок  изменения и прекращения договора,

Информация о работе Правовое регулирование франчайзинга