Материалтану

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:01, курс лекций

Описание

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России. Он располагает различными инженерными сооружениями и техническими средствами, основными из которых являются железнодорожный путь, подвижной состав – локомотивы и вагоны, локомотивное и вагонное хозяйства, устройства автоматики, телемеханики, а также железнодорожные станции и узлы.

Работа состоит из  1 файл

ОКТДЖ.docx

— 1.38 Мб (Скачать документ)

Категория ж.-д. линии зависит  от размеров перевозок и скоростей  движения поездов, что в свою очередь  влияет на число приемоотправочных путей, применяемые типы стрелочных переводов (их виды, типы рельсов, марки крестовин) и, как следствие, на протяженность горловин раздельных пунктов. Схемы размещения приемоотправочных путей могут быть трех типов: поперечная, полупродольная и продольная. При поперечной схеме пути размещают один напротив другого с минимальным продольным смещением, определяемым только достаточным расстоянием, необходимым для укладки стрелочных переводов. При продольной схеме пути располагают один за другим, что требует наиболее протяженной станционной площадки. Такая схема, требующая наибольших строительных затрат, рекомендуется для ж. д. высоких категорий, которые в недалекой перспективе предполагается переустроить в двухпутные.

Размещение раздельных пунктов  с путевым развитием в плане, как правило, осуществляют на прямых участках пути. В трудных условиях допускается их расположение на кривых, величина радиуса которых регламентируется СТН Ц-01-95 в зависимости от категории  линии и сложности условий  строительства. При расположении на раздельном пункте нескольких кривых обратные кривые (смежные кривые разного  направления) не могут быть использованы в пределах одного приемо-отправочного пути, так как это затрудняет видимость сигналов и контроль состава поезда локомотивной бригадой. Горловины раздельных пунктов во всех случаях должны располагаться на прямых участках.

В продольном профиле (в соответствии с требованиями норм проектирования) станционные площадки должны быть, как правило, горизонтальны. В случае сложного рельефа это требование часто приводит к увеличению строительной стоимости раздельных пунктов. Поэтому  в трудных топографических условиях допускается расположение станционных  площадок на уклонах, крутизна которых  ограничивается рядом технических  требований, обусловленных функциями  раздельных пунктов. Средние уклоны на площадке раздельного пункта должны обеспечивать возможность трогания с места и удержания поезда вспомогательными тормозами локомотива; крутизна уклонов по этим условиям определяется расчетами. Кроме того, очертания продольного рельефа должны исключать возможность самопроизвольного ухода отдельно стоящих вагонов. Для станций с маневровыми операциями это условие особенно важно и должно обязательно выполняться. Для таких станций по действующим нормам проектирования крутизна уклона на станционных площадках не может превышать 1,5%о, а в сложных условиях – 2,5%о. Во всех случаях раздельные пункты должны размещаться на уклонах не круче 10%о, что обеспечивает возможность точной остановки поезда в пределах полезной длины приемо-отправочных путей.

Стрелочные переводы, примыкающие  к главным путям, должны располагаться  вне вертикальных кривых. В трудных  условиях при максимальных скоростях  движения до 120 км/ч допускается их размещение на вертикальных кривых, радиус которых составляет не менее 10 км. При  реконструкции раздельных пунктов  для удлинения приемо-отправочных путей стрелочные горловины в необходимых случаях могут быть размещены на уклонах, крутизна которых на 2% меньше ограничивающего уклона; в особо трудных условиях при соответствующем обосновании – на ограничивающих уклонах. Техническая документация, включающая масштабную схему раздельного пункта с экспликацией станционных путей и стрелочных переводов, а также продольные профили каждого пути, хранится у начальника станции (в технико-распорядительном акте) и в техническом отделе.

Тема: Виды раздельных пунктов  и их характеристика.

Раздельный пункт —  пункт, делящий железнодорожную  линию на блок-участки или перегоны.

К раздельным пунктам на железной дороге относятся:


Железнодорожная станция  — объект железнодорожного транспорта, имеющий путевое развитие, позволяющее  производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов[1], операции по приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа  и обслуживанию пассажиров, а при  развитых путевых устройствах —  маневровую работу по формированию и  расформированию поездов и технические  операции с поездами. 
Обгонный пункт — простейший вид раздельных пунктов с путевым развитием на двухпутных железнодорожных линиях. Имеет пути для обгона одних поездов другими. На обгонных пунктах также обычно предусматривается посадка и высадка пассажиров.Кроме главных и обгонных путей, эти раздельные пункты имеют здание дежурного по обгонному пункту, пассажирские платформы (при наличии посадки и высадки пассажиров), устройства связи и СЦБ, освещение и жилые здания.При переустройстве однопутной линии в двухпутную обычно часть разъездов закрывают, превращая их в обычные остановочные пункты, а остальные развивают в обгонные пункты или промежуточные станции.

Обгонные пункты бывают трех типов:

поперечного типа с двумя  обгонными путями;

полупродольного типа;

с одним обгонным путем.

Первая схема получила наибольшее распространение, поэтому  она и считается основной.

В каждом конце обгонного  пункта располагаются два (или один) диспетчерских съезда, дающие возможность  переводить движение с одного главного пути на другой в случае закрытия движения по одному из них.

Виды разъездов: а) — с поперечным расположением путей; б) — полупродольным; в) — продольным.

Разъезд — раздельный пункт  на однопутных железнодорожных линиях, предназначенный для скрещения  и обгона поездов и имеющий  путевое развитие.

Скрещение — пропуск на однопутных линиях встречных поездов  — чётных и нечётных.

Обгон — поезд, прибывший  на станцию, обгоняется другим попутным, более срочным, поездом. Как правило, обгоняемый поезд — грузовой, обгоняющий — пассажирский.

Путевое развитие разъезда зависит от размеров движения на участке  железнодорожного направления и  имеет кроме главного, от одного до трех приемоотправочных путей. На разъездах обычно бывает пассажирское здание, совмещённое с помещением дежурного по станции, платформы  с пешеходными переходами для  посадки-высадки пассажиров, устройства СЦБ и связи, стрелочные посты.

Кроме операций по скрещению  и обгону поездов на разъездах  осуществляется посадка и высадка  пассажиров, а в некоторых случаях  погрузка и выгрузка навалочных грузов в небольшом объёме. Оформление перевозочных документов на погруженные или выгруженные  вагоны в этих случаях обычно производится на соседней промежуточной опорной  станции.

- Для скрещения поездов  в зависимости от расположения  приёмоотправочных путей разъезды  бывают трех типов:

- Поперечные — приемоотправочные  пути идут параллельно друг  другу, приблизительно равной  длины и сходятся у границ  станции;

- Продольные — приемоотправочные  пути сдвинуты навстречу движению  поездов, таким образом разъезд оказывается растянутым по длине;

- Полупродольные.

Достоинствами поперечных разъездов  являются небольшая по длине станционная  площадка, компактность в управлении, все пути обезличенного использования (на них принимаются поезда четного  и нечетного направлений); недостатками — невозможность осуществить безостановочное скрещивание поездов. Этот тип разъезда наиболее распространён на железных дорогах РК

Недостатком разъездов с  продольным и полупродольным расположением  приёмоотправочных путей является рассредоточенность размещения стрелочных переводов, что чувствительно при  ручном их управлении.

Путевой пост — раздельный пункт на железнодорожной линии  в месте примыкания или схождения  двух или более магистральных  линий или главного направления  со второстепенным, либо при подходе к железнодорожному узлу со спецификой разграничения движения поездов в различных направлениях (например, пассажирские поезда в пассажирский парк или на пассажирскую станцию, грузовые — в парки приема, отправления или транзитные сортировочной станции или грузовой станции, либо в обход всего узла или конкретных раздельных пунктов), на конце двухпутной вставки, если он расположен вне какой-либо станции (в т.ч. разъезда).

Путевой пост обычно состоит  из стрелочного перевода для распределения  направления движения поездов, улавливающих или предохранительных тупиков  или сбрасывающих стрелок.

На некоторых путевых  постах имеется небольшое путевое  развитие по типу шлюза или разъезда. Как правило, пассажирские или грузовые операции на путевых постах не выполняются, устройства для обслуживания пассажиров (платформы, билетные кассы и тп) отсутствуют. Сами же путевые посты устраиваются без необходимости привязки к населенным пунктам.

Определение из ПТЭ относит  к путевым постам также блокпосты, не имеющие каких-либо разветвлений или пересечений путей, только разделяющие  межстанционный перегон при полуавтоматической блокировке на части (называемые в этом случае межпостовыми перегонами) для  увеличения пропускной способности. Однако наименование конкретных блокпостов всегда включает в себя именно слово «блокпост», поэтому в случаях, когда встречается  название со словосочетанием «путевой пост», или таким образом в  речи называется какой-либо конкретный пост, это практически наверняка  обозначает именно путевой пост, имеющий  какое-либо разветвление путей (т.е. стрелочные переводы), а не блокпост.

Тема: Организация  работы на станциях.

Назначение станций и  их классификация.

Оснащение станций.

Основные документы, регламентирующие работу станций.

Управление станциями.

Поездопотоки и вагонопотоки станций.

1. Назначение станций  и их классификация

Железнодорожные станции  по основному характеру работы могут  быть отнесены к категориям: пассажирская, грузовая, техническая и промежуточная.

Пассажирская железнодорожная  станция предназначена для осуществления  операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов

Грузовая железнодорожная  станция предназначена для выполнения грузовых и коммерческих операций с  грузами и грузовыми вагонами.

Техническая железнодорожная  станция предназначена для выполнения технических операций с грузовыми  вагонами, составами, поездами для организации  перевозок и обеспечения безопасности движения. К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и  грузовой работы не являются доминирующими. В зависимости от выполняемых  технических операций с грузовыми  вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции  подразделяются на: сортировочные, участковые, предпортовые.

Сортировочная станция —  раздельный пункт, предназначенный  для массовой переработки вагонов  и формирования составов.[2]

Участковая станция —  раздельный пункт, предназначенный  для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей.[3] Пункт смены  локомотивов и локомотивных бригад.

Предпортовая железнодорожная  станция служит для накопления вагонов  для обслуживания морского порта. На них осуществляется работы по подборке вагонов для судовых партий, приёму, расформированию и формированию поездов.

Промежуточная станция предназначена  в основном для выполнения технических  операций по приёму, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и  пассажирских поездов, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к  сборным поездам.

Межгосударственная передаточная станция имеет необходимое путевое  развитие, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между  государствами в техническом  и коммерческом отношении с выполнением  видов государственного контроля. На них оформляются передаточные ведомости  и формируются необходимые сообщения  в ИВЦ дороги для ведения учёта  передачи и номерного наличия  вагонного парка.

Узловая станция — промежуточная  станция, участковая станция или  сортировочная станция, к которой  примыкает не менее трёх железнодорожных  направлений.[4]

Станция стыкования — раздельный пункт, соединяющий направления, электрифицированные  разными родами тока. В секции контактной сети таких станций можно подавать ток любой системы с помощью  переключателей.

Для определения размера  бюджетных расходов железнодорожной  станции, в том числе по фонду  заработной платы, в зависимости  от объёма и сложности грузовых, пассажирских и технических операций все железнодорожные станции  подразделяются на шесть классов: внеклассные  и I, II, III, IV, V классов.

Для обеспечения необходимой  пропускной способности и безопасности движения ж. д. линии делятся раздельными  пунктами на отдельные части, называемые перегонами. К раздельным пунктам  относятся: станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Разъезды служат для скрещения и обгона поездов на однопутных линиях, а  обгонные пункты – для обгона поездов  на двухпутных линиях.

Станцией называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие и устройства, позволяющие осуществлять определенные технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции.

Информация о работе Материалтану