Лекции по "Оценке бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:22, курс лекций

Описание

Понятие и сущность оценочной деятельности.
Субъекты и объекты оценочной деятельности.
Цели оценки и виды стоимости.
Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса.
Основные принципы оценки бизнеса.
Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса.
Процесс оценки имущества предприятия.
Особенности оценки бизнеса в ходе антикризисного управления.

Работа состоит из  1 файл

Оценка бизнеса.docx

— 70.47 Кб (Скачать документ)
  • Крупные компания имеют возможность устанавливать высокую цену, так как потребитель  приобретает продукцию у зарекомендованной компании .
  • Перспективы роста компании – оценщик должен определить фазу экономического развития предприятия. Для этого оценщик должен учитывать ряд направлений, включая общий уровень инфляции, перспективы роста отрасли в целом и в отдельной компании. Динамику доли предприятий на рынке.

Сопоставление финансовых показателей, оцениваемой  компании и фирм-аналогов. В данной ситуации оценщик анализирует баланс организации, отчет о прибыли  и убытках, дополнительную информацию. Отличительными чертами финансового  анализа при сравнительном подходе  являются.

  • Финансовый анализ при данном методе позволяет определить место  и ранг оцениваемой компании.
  • Финансовый анализ является основой для внесения всех корректировок.
  • Финансовый анализ позволяет обосновать степень доверия оценщика конкретному виду ценового мультипликатора.
  • По результатам финансового анализа составляется сводная таблица

Сравнительный подход использует все традиционные методы финансового анализа:

  • Анализ бухгалтерской отчетности (горизонтальный, вертикальный, трендовый). По результатам финансового анализа составляется сводная таблица.
Компании-аналоги Финансовые  коэффициенты
  Доля чистой прибыли
  Доля собственного капитала
  Коэффициенты  ликвидности
  Коэффициенты  оборачиваемости активов
  Коэффициенты  рентабельности продукции
 

Сравнительный подход заключается в следующих направления: выбирается предприятие, аналогичное конкретной фирме, которая недавно было продано, затем рассчитывается соотношение между рыночной ценой продажи предприятия аналога и финансовыми показателями. Данное соотношение называется ценовым мультипликатором. То есть для получения стоимости собственного капитала необходимо умножить финансовый показатель, оцениваемой компании на расчетную величину ценового мультипликатора.

Необходимо оценить  предприятие, получившее в последнем  финансовом году чистую прибыль в  размере 50 млн. руб. Финансовый аналитик располагает необходимой информацией, что недавно была продана аналогичная  компания за 900 млн. руб. Ее чистая прибыль за аналогичный период составила 100 млн. руб.

900/100млн. = 9 млн.  руб.

9*50 = 450 млн. руб. (стоимость оцениваемой компании)

Расчет оценочных  мультипликаторов включает в себя соотношение  между рыночной ценой продажи  предприятия или ценой акции  и финансовыми показателями. Для  расчета мультипликатора необходимо определить цену акции по всем акционерным  обществам, участвующим в компаниях-аналогах.

На практике при оценке акций используются 2 типа мультипликаторов:

  • Интервальные мультипликаторы – соотношение:
    • Цена – прибыль
    • Цена – денежный поток
    • Цена – дивидендные выплаты
    • Цена – выручка от реализации
  • Моментные мультипликаторы  - соотношение:
    • Цена – балансовая стоимость активов
    • Цена – чистая стоимость активов

Метод сделок или метод  продаж.

Данный метод  ориентирован на цены приобретения предприятия  в целом или его контрольного пакета акций. Технология применения данного  метода практически совпадает с  технологией метода рынка капитала. Различия заключаются в исходной информации, связанной с ценами. Например рынка капитала в качестве исходной информации использует цены одной акции, а метод сделок включает полный пакет акций. Поэтому данный метод используется для продажи предприятия в целом.

Метод отраслевых коэффициентов (отраслевых соотношений)

Данный метод  был основан на использовании  рекомендуемых соотношений между  ценой и определенными финансовыми  параметрами. Отраслевые коэффициенты в практической деятельности рассчитываются спец аналитическими организациями  на основе длительных статистических данных.Данный метод не получил широкого развития в российской практике в связи с отсутствием необходимой информации сбор которой занимает длительное время и возможно наступление экономической нестабильности. Данный метод имеет свои преимущества и недостатки.

Для использования  этого метода рассматриваются конкретные факторы, включающие:

  • Качества удобств, предлагаемые фирмой
  • Динамика денежных потоков
  • Конкуренция
  • Состояние товарных запасов фирмы
  • Возможность создания аналогичного бизнеса
  • Региональные тенденции развития экономики
  • Состояние отрасли и перспективы ее развития
  • Условия аренды, если таковые имеются
  • Фаза жизненного цикла бизнеса компании
  • Местоположение

Характеристика  ценовых мультипликаторов.

Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия  основана на использование ценовых мультипликаторов.

Ценовой мультипликатор представляет собой коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия и финансовой базой предприятия. Финансовая база предприятия является основным измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия в целом.

Для расчетов мультипликатора  необходимо определить цену акции по всем компаниям-аналогам. Рассчитать финансовую базу. Скорректировать все финансовые показатели. В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов за последний отчетный год, либо средняя величина за несколько  лет, предшествующих к дате оценке.

Например, крупные  предприятия лучше оценивать  на основе чистой прибыли. Мелкие компании лучше учитывать на основе прибыли  до уплаты налогов.

Формирование  итоговой величины стоимости.

Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит  из 3 основных этапов

  1. Выбор величины мультипликаторов
  2. Сравнение промежуточных результатов
  3. Внесение итоговых корректировок

    На первом этапе определяется выбор величины мультипликатора. Данным этап является наиболее сложным, поскольку требует  тщательного обоснования всех финансовых показателей, так как аналогичных  компаний не существует, а также  имеется диапазон величины мультипликатора по компаниям-аналогам. Поэтому финансовый аналитик не учитывает экстремальные показатели, а рассчитывает среднюю величину мультипликатора по группе аналогов. После этого проводится детальный финансовый анализ величины каждого конкретного мультипликатора и по величине финансового коэффициента определяется положение или ранг оцениваемой компании.

    2. Данный этап  считается наиболее правильным  приемом определения итоговой  величины. В данной ситуации оценщик  в зависимости от конкретных  условий предает каждому оцениваемому  мультипликатору свой весовой  коэффициент на основе сравнения.  В итоге получается итоговая  величина стоимости, которая может  быть взята за основу при проведение следующих корректировок.

    3. На данном  этапе итоговая величина стоимости полученная в результате применения мультипликаторов должна быть откорректирована в зависимости от рыночной ситуации с учетом поправок. Поэтому финансовый аналитик при определение окончательного варианта стоимости должен учитывать имеющиеся активы непроизводственного назначения, если данная ситуация была проанализирована недостаточно и не учитывала потребность в капитальных вложениях.

    Сравнительный подход несмотря на сложность при проведения оценки является важным подходом при определение обоснованной рыночной стоимости и полученные результаты данного подхода имеют объективную основу для оценки компании и бизнеса в целом. Поэтому дальнейшее совершенствование сравнительного подхода в развитии оценочных услуг будет способствовать расширению его сферы в условиях рыночной экономики.

Нужно определить стоимость земельного участка, предоставляемого под строительство автозаправочной  станции на 5 колонок. Капитальные  вложения на одну колонку составляют 35 400 $. Планируемый доход на инвестиции составляет 16%.  Срок экономической жизни колонки составляет 9 лет. Анализ эксплуатации действующих автозаправочных станций с аналогичным местоположением включает следующие данные: в течение одного часа в среднем в сутки продают 28 литров бензина. Средний доход от продажи 1 л. составляет 0,06$. С учетом пересменок времени на текущий ремонт и других потерь АЗС работает 300 дней в году. Рыночная стоимость земельного участка рассчитывается посредством капитализации годовой арендной платы. При оценке земельного участка используется метод остатка или метод техники остатка дохода.

Определение рыночной стоимости зданий по технике остатка. Техника остатка применяется, когда  известна стоимость земельного участка, а также чистый операционный доход  от всего объекта недвижимости. Стоимость земельного участка составляет 50 тыс. $. Срок службы здания составляет 50 лет. Ставка дохода на инвестиции составляет 12%. Чистый операционный доход всего объекта составляет 65 тыс. $.

Затратный подход к оценке бизнеса.

  1. Основные понятия и содержание затратного подхода.
  2. Определение рыночной стоимости недвижимого имущества
  3. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования
  4. Оценка стоимости нематериальных активов
  5. Оценка рыночной стоимости финансовых вложений

Затратный подход предполагает разделение имущества  на составляющие элементы и определение  рыночной стоимости каждого из этих элементов. Определение итоговой величины оценки и получение конечного  результата. При затратном подходе  используются 2 стандарта стоимостей – восстановительная стоимость  и стоимость замещения.

Основными методами затратного подхода являются:

  • Метод чистых активов
  • Метод ликвидационной стоимости

Оба эти метода используются в зависимости от рыночной ситуации. Например, метод чистых активов  используется в случае, когда необходимо оценить контрольный пакет акций , когда компания обладает значительными материальными активами и имеются условия для выявления и оценки этих активов. Когда у компании отсутствует финансовая информация и оценщик не может спрогнозировать ее денежные потоки в будущем. Когда компания зависит от контрактов или отсутствует постоянная клиентура.

Технология  оценки при методе чистых активов.

  • Изучается последний отчетный баланс
  • Вносится учетные поправки
  • Определяется рыночная стоимость финансовых активов, включающая дебиторскую задолженность, ТМЗ, ЦБ и расходы будущих периодов

Метод ликвидационной стоимости также используется в определенных случаях:

  • Компания находится в состояние банкротства и существуют сомнения в дальнейшей деятельности предприятия
  • Текущие и прогнозируемые денежные потоки независимые от производственной деятельности и имеют незначительное расхождение со стоимостью чистых активов
  • Если стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжение ее деятельности

Достоинства и недостатки затратного подхода.

К достоинствам относится:

  • Данный подход основан на существующих активах и позволяет выявить определенные недостатки
  • Объективная оценка убыточных компаний

Информация о работе Лекции по "Оценке бизнеса"