Корпоративные локальные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:48, реферат

Описание

За годы реформы, которая началась с политической и идеологической сфер, укоренилась в экономике и распространилась на правовую систему, наметился подход к пониманию роли государства в обществе вообще и в экономике в частности как всего лишь одного из участников возникающих гражданских отношений. Другим, причем равноправным участником этих от¬ношений, является хозяйствующий субъект.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общее понятие локальных правовых норм………………………………4
а) Субъект локальных норм…………………………………………………………….5
б) Сфера действия локальных норм…………………………………………………….5
в) Волевое содержание локальных норм……………………………………………….5
г) Способ формирования локальных норм……………………………………………..6
д) Особенности структуры локальных норм…………………………………………..6
2. Специфика формирования и основные функции локальных нормативных актов………………………………………………………...9
3. Общее понятие локальных нормативных актов акционерных обществ…………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Копроротивное право копоративные локальные акты.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, законодатель указывает  пределы локального регулирования. Например, в Федеральном законе "Об акционерных обществах" согласно ч.3 ст.66 количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом акционерного общества или решением общего собрания акционеров.

В-третьих, нормы, изданные государством, в определенных случаях определяют и процедуру принятия локальных норм. Так, Федеральный закон "Об акционерных обществах" регламентирует,например, вопросы, которые могут решаться только общим собранием акционеров.

В-четвертых, локальные нормы обеспечиваются государственным принуждением, хотя зачастую оно носит опосредованный характер. Так,например, акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием с нарушением требований федерального законодательства и устава общества,если он не принимал участие в общем собрании или голосовал про-

тив принятия такого решения и указанным  решением нарушены его права  и

законные интересы (ч.8 ст.49). В свою очередь суд уже от имени государства вправе с учетом всех обстоятельств дела либо удовлетворить иск акционера, либо оставить в силе обжалуемое решение.

Однако применение мер принуждения, глубоко затрагивающих личностные интересы, например, отказ выплатить акционеру дивиденды, если об их выплате в определенном размере имеется принципиальное решение общего собрания акционеров, входит в компетенцию специальных правоприменительных органов (суда, арбитражного суда и др.) и "обставлено" развитой системой процессуальных гарантий, что значительно сокращает возможность произвола при применении локальных норм. Специальные правоприменительные органы помогают также ликвидировать ошибки при наложении санкций на основе локальных норм, поскольку право обжалования любой из них закреплено законом.

При уточнении общего понятия локальных  правовых норм целесообразно рассмотреть их соотношение с централизованными и договорными нормами. В настоящее время локальные нормы уже , как правило, не воспринимаются только как нормы, восполняющие пробелы в нормативной государственной системе и имеющие как бы вспомогательный дополнительный, субсидиарный характер. Современные авторы признают за локальными нормами самостоятельное регулирующее значение. Именно поэтому централизованные нормы и локальные нормы следует рассматривать не в режиме подчинения, а как нормы соподчиненные. Вместе с тем локальные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным. Положение о том, что нормы, имеющие меньшую юридическую силу, не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, является одной из юридических аксиом. Ее применение при соотношении локальных и централизованных норм является обязательным.

Наряду с этим и между локальными должна существовать иерархическая субординация по их юридической силе, которая зависит от субъекта нормотворчества. В порядке возрастания юридической силы локальные нормы должны располагаться в следующей последовательности: 1) принятые в порядке единоначалия директором (президентом, главой корпорации); 2) принятые советом директоров; 3) приятые общим собранием (акционеров).

При формировании и применении локальных  норм необходимо выдерживать их баланс. Так, локальных норм не должно быть мало, поскольку "вакуум" в регулировании жизни коллектива корпорации все равно чем-то и как-то будет заполнен: либо его захлестнет анархия, либо порядок в корпорации будет наводиться "государственной рукой". В то же время излишнее количество локальных норм также неэффективно вследствие заурегулированности действий каждого члена корпорации. Так, локальными нормами должны регулироваться лишь те отношения, которые затрагивают основы жизни коллектива корпорации: использование финансов, организация производства, установленный условий труда, поощрение работников и т.п.

Отношения же, которые не вызывают опасности дезорганизации жизни  коллектива, могут быть урегулированы  нормами индивидуальными, в частности договорными. Оправдано подчинение (либо согласование) личностных интересов интересам коллективным по основным вопросам производственной жизни, но по вопросам, носящим несущественный характер, лучше дать члену коллектива возможность решать их самостоятельно.

Кроме того в регулировании отношений, относящихся к сфере локального регулирования, не всегда целесообразна жесткость. Поэтому наряду

с  "  нормальным" вариантом  поведения в локальной норме  иногда следует

предусмотреть альтернативный или исключительный вариант , оговорив условия его применения. В противном случае локальные нормы могут стать разновидностью диктата, только уже не государственного, а коллективно-

го, подавляющего волю индивидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специфика формирования и основные функции локальных нормативных актов.

 

Локальные нормы реализуются в  локальных нормативных актах, которые формируются органами управления корпорации. Локальные нормативные акты создаются имеющимися на предприятии органами управления, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной, социальной жизни коллектива. В них в той или иной мере должна выражаться воля коллектива и отсюда проистекает их властность, даже некоторая авторитарность, официальность и обязательность.

Локальные нормативные акты можно  классифицировать по следующим критериям:

I.По субъектам - на акты коллектива предприятия, акционеров (акты общего собрания); акты исполнительных органов корпорации (акты совета директоров, правления и др.); акты руководителей корпорации, принимаемые в порядке единоначалия.

II. По отраслям регулирования - на акты, регулирующие финансовую деятельность (финансовые), сферу управления (административные), сферу социального обеспечения ( трудовые), имущественную сферу ( гражданско-правовые).

При этом каждый локальный нормативный  акт, независимо от критерия классификации, должен обладать рядом признаков, основными из которых являются:

- правотворческий характер, то  есть в акте локальные нормы  устанавливаются, изменяются либо прекращаются;

- издание акта органом управления  только в пределах его компетенции;

- документальная форма (решение  общего собрания, совета директоров, приказ генерального директора), имеющая необходимые реквизиты,такие как : вид акта, его наименование, орган управления, его принявший, дата и номер, подписи должностных лиц.

- доступность для понимания  и однозначность толкования.

Наряду с этим локальный нормативный  акт не должен противоречить федеральному законодательству, а также локальным  актам, имеющим более высокую юридическую силу, например, уставу, если речь идет об акционерном обществе.

Создание локальных нормативных  актов, иными словами локальное  нормотворчество, также отличается определенной спецификой. Оно может  быть прямым (непосредственном) и отражает тот случай, когда коллектив корпорации самостоятельно разрабатывает и утверждает локальную норму. При этом могут использоваться три основных способа принятия норм.

К первому способу относится  принятие локальных нормативных  актов общим собранием коллектива (акционеров) корпорации. Это достаточно сложный способ со всех точек зрения: организационной, юридической и финансовой. Так, в организационном плане необходимо оповестить о созыве собрания, а акционерам еще разослать приглашения с указанием даты, места, времени проведения,повестки собрания. Приглашение должно быть разослано заблаговременно, в установленные сроки. Также необходимо арендовать подходящее помещение и осуществить ряд других организационных мероприятий по подготовке собрания. Все это обусловливает значительные финансовые издержки организаторов общего собрания. Кроме того значительные и юридические трудности при принятии локальных норм общим собранием; к ним относятся: утверждение регламента собрания, подсчет голосов, способ голосования, принятие решения и другие процессуальные вопросы.

Именно поэтому закон и практика пошли на ограничение нормативных  актов, принимаемых общим собранием, но зато по самым существенным вопросам существования корпорации. Эти вопросы четко и исчерпывающе прописаны соответствующих федеральных законах.

Вторым способом прямого локального нормотворчества является созыв  конференции коллектива. Хотя акты принимаемые конференцией сходны с  теми, которые принимаются общим  собранием, ее проведение, особенно для  многотысячных коллективов, единственно возможный способ прямого коллективного нормотворчества.

Гораздо реже при  прямом  локальном  нормотворчестве используются

референдумы или опросы,  в частности  потому что их участники  зачастую

не понимают ни смысла, ни юридической силы проводимой акции.

Локальное нормотворчество может  быть не только прямым, но и представительным, то есть когда его осуществляют законно  избранные органы, представляющие интересы ее коллектива (акционеров,работников и т.д.) и одновременно осуществляющие исполнительно-распорядительные функции. К таким органам можно отнести Совет предприятия, СТК, Совет директоров, Правление. Локальные нормативные акты указанных органов, как правило, развивают и дополняют акты, принятые прямым способом. Так, например, в акционерном обществе одним из главных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, является распределение прибылей и убытков. Только после решения общего собрания о направлении определенного объема прибыли на распределение между акционерами Совет директоров выносит рекомендации по размеру дивидендов и порядку его выплаты.

Многое в случае представительного  нормотворчества зависит от размеров предприятия (чем оно меньше, тем больше вопросов можно нормативно отработать на общем собрании), а также от субъективных факторов,та-

ких как личные качества, уровень  образования акционеров, членов Совета

директоров и т.п.

Кроме прямого и представительного  локального существует и опосредованное нормотворчество. Опосредованное локальное нормотворчество является прерогативой высшего руководства предприятия. Правомочия администрации во главе с директором (генеральным директором) по изданию локальных нормативных актов в общем виде фиксируется в Уставе предприятия. Перечень конкретных вопросов, решаемых руководством предприятия, с помощью нормативных локальных актов предусмотреть заранее невозможно, но практически можно выделить:

а) оперативные вопросы , то есть вопросы, требующие немедленной срочной  реакции, в противном случае смысл  урегулирования теряется и наступают нежелательные последствия. Причина, вызывающая эту срочность, чаще всего имеет форс-мажорный характер;

б) специальные вопросы, то есть вопросы, для решения которых требуются специальные опыт и знания; в этих вопросах более сведущи работники специальных подразделений предприятий, чьи рекомендации ложатся в основу нормативных актов. Иногда требуется пригласить специалиста со стороны ( по трудовому соглашению. по договору подряда и т.д.);

в) вопросы,не относящиеся к разряду  важных, то есть те,которые допускают в своем решении и иные варианты, не влекущие нежелательных последствий; например, положение о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.

Все эти группы вопросов объединяет то, что собирать общие собрания (конференции), или представительные органы, вести дебаты по поводу их решения либо неэффективно, либо нецелесообразно, либо невозможно ввиду дефицита времени.

В перспективе очевидно будет иметь  место тенденция усиления  при-

нятия нормативных актов органами управления корпораций в порядке единоначалия. Это обусловлено тем, что возросла и будет увеличиваться доля частных предприятий, в рамках которых организация дебатов по вопросам локального нормотворчества - слишком дорогое удовольствие; во-вторых, усложняющиеся производственные отношения требуют и специальных знаний для из регулирования; и в-третьих, ускоряется динамика общественной, производственной жизни и соответственно расширяется круг вопросов, требующих их оперативного разрешения. Однако одновременно набирает силы и противоположная тенденция, связанная с ростом самосознания наемных работников и акционеров. В этой связи удельный вес прямого и представительного нормотворчества также будет расти, но более медленными темпами, чем удельный вес локальных нормативных актов, принимаемых единолично.

Как было сказано выше, локальное  регулирование - это важный и равноправный элемент системы правового регулирования. Роль локального регулирования во многом обусловлена его функциями, основными  из которых являются следующие.

Первой функцией локального нормотворчества  является первичное правовое регулирование, то есть регулирование вопросов жизни  коллектива самостоятельно, без "подсказки" центра. К таким вопросам можно отнести использование полученной прибыли, установление надбавок к заработной плате, способы расчетов с контрагентами и ряд других. Ранее эти вопросы решались исключительно централизовано и были четко регламентированы государством; в настоящее время они решаются предприятием по его собственному усмотрению. В перспективе круг самостоятельно решаемых вопросов будет расширен , в связи с чем функция первичного регулирования станет главной в нормотворческой деятельности предприятий.

Информация о работе Корпоративные локальные акты