Корпоративные локальные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:48, реферат

Описание

За годы реформы, которая началась с политической и идеологической сфер, укоренилась в экономике и распространилась на правовую систему, наметился подход к пониманию роли государства в обществе вообще и в экономике в частности как всего лишь одного из участников возникающих гражданских отношений. Другим, причем равноправным участником этих от¬ношений, является хозяйствующий субъект.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общее понятие локальных правовых норм………………………………4
а) Субъект локальных норм…………………………………………………………….5
б) Сфера действия локальных норм…………………………………………………….5
в) Волевое содержание локальных норм……………………………………………….5
г) Способ формирования локальных норм……………………………………………..6
д) Особенности структуры локальных норм…………………………………………..6
2. Специфика формирования и основные функции локальных нормативных актов………………………………………………………...9
3. Общее понятие локальных нормативных актов акционерных обществ…………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Копроротивное право копоративные локальные акты.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Международный юридический  институт

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Корпоративное  право»

 

на тему: «Корпоративные локальные акты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Общее понятие локальных правовых норм………………………………4

а) Субъект  локальных норм…………………………………………………………….5

б) Сфера действия локальных норм…………………………………………………….5

в) Волевое содержание локальных норм……………………………………………….5

г) Способ формирования локальных норм……………………………………………..6

д) Особенности структуры  локальных норм…………………………………………..6

  1. Специфика формирования и основные функции локальных нормативных актов………………………………………………………...9
  2. Общее понятие локальных нормативных актов акционерных обществ…………………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы……………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

За годы реформы, которая началась с политической и идеологической сфер, укоренилась в экономике  и распространилась на правовую систему, наметился подход к пониманию роли государства в обществе вообще и в экономике в частности как всего лишь одного из участников возникающих гражданских отношений. Другим, причем равноправным участником этих отношений, является хозяйствующий субъект. Государство не предписывает ему поведение, а лишь формирует правила, которым это поведение должно подчиняться. Соответственно и хозяйствующий субъект для того, чтобы вписаться в эти правила, устанавливает свои правовые нормы, упорядочивающие его деятельность как на локальном уровне, так и во взаимоотношениях со всей внешней средой.

В результате этого формируется  целостная система регулирования  хозяйственных отношений, в которой  общие принципы и нормы дополняются  и развиваются локальными нормами  и механизмами, обеспечивающими  реализацию общих принципов и норм на уровне хозяйствующего субъекта. При этом проблема состоит не только в том, чтобы определить оптимальные пределы применения локальных норм, но и в установлении и обеспечении принципов, согласно которым локальное правовое регулирование не должно противоречить, искажать, подменять и тем более не отменять общих требований законодательства.

Локальное нормотворчество благодаря  ограниченности применения по кругу, месту  и, в ряде случаев, времени, а также  в силу своей конкретности призвано компенсировать несовершенство централизованного законодательства. Поэтому требования к локальным нормативным актам более жесткие, поскольку они ограничены рамками закона и должны отвечать всем его условиям, осуществляя в то же время более тонкую настройку механизма регулирования отношений, входящих в его компетенцию.

В российском законодательстве в настоящее  время по существу происходит становление новой отрасли - корпоративного права, объектами которого являются предпринимательские структуры и механизмы их функционирования, в частности акционерные общества. При этом принятие части нормативных актов локального регулирования прямо предусмотрено централизованным законодательством, а именно Федеральным законом "Об акционерных обществах". Другая часть создается по усмотрению самого акционерного общества и зависит от условий его организации,состава учредителей, специфики и масштаба хозяйственной, производственной,социальной деятельности, обычаев делового оборота и просто опыта и традиций взаимоотношений акционеров и персонала акционерного общества.

Таким образом до тех пор, пока акционерным  обществом не разработана собственная нормативная локальная системы, правомерность и защищенность его деятельности находятся под вопросом. Факт государственной регистрации акционерного общества служит только стартовым моментом в создании целостной нормативной базы, определяющей и закрепляющей правовой статус общества. И всякая неполнота, непроработанность деталей, процедурная неряшливость прямо и отрицательно сказывается на эффективности деятельности акционерного общества, легитимности принимаемых им решений, создают угрозу ничтожности совершаемых им сделок, договоров и соглашений, делают его беззащитным перед любым иском. В этой связи вопросы локального нормотворчества в акционерных общества в настоящее время стали весьма актуальными и распространенными.

  1. Общее понятие локальных правовых норм.

 

Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.). Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения,складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы. В качестве правовых норм локальные правовые нормы характеризуются как общими,так и особыми признаками.

К общим признакам локальных  правовых норм можно отнести следующие:

а) Локальные правовые нормы регулируют не отдельный случай или конкретное правоотношение, а типичные ситуации или вид отношений, имеющих место на предприятии, в частности в акционерном обществе. Эта типичность относится, как правило, к имеющимся отношениям, но может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается со значительной степенью вероятности;

б) Локальные правовые нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь, если возникает аналогичный случай;

в) Локальные правовые нормы имеют  общий характер, то есть они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Неперсонифицированность, то есть отсутствие указания на конкретный адрес - один из признаков этих норм. Если, например, в уставе акционерного общества зафиксировано, что дивиденды выплачиваются ежегодно, то при наличии необходимой прибыли и решения общего собрания, утвердившего соответствующие предложения совета ди-

ректоров, дивиденды должны получить все акционеры данного акционерного

общества.

Вопрос определения особых признаков  локальных правовых норм является весьма дискуссионным. Так, по мнению Кондратьева Р.И.1 локальная норма,во-первых, как бы синтезирует волю государства и организации; во-вторых, принимается на предприятии и действует в его пределах; в-третьих, конкретизирует общую норму применительно к специфике данного предприятия.

Самигуллин В.К.2 отмечал примерно те же признаки локальных правовых норм: 1) исходят в конечном счете от государства; 2) гарантированы его принудительной силой; 3) действуют на территории конкретного предприятия; 4) поэтому не имеют того уровня общности, который свойственен нормам общегосударственным (централизованным).

Десятилетний период, прошедший  после выхода указанных работ, позволил Антоновой Л.И.3 сделать более углубленный анализ локальных норм и выделить их следующие характерные черты: 1) принимаются на предприятии и действуют в его пределах; 2) субъектом их принятия является администрация либо трудовой коллектив; 3) они имеют дополнительный характер по отношению к нормам общегосударственным; 4) своим предметом они имеют трудовые или организационно-управленческие решения.

Новый шаг в исследовании локальных  норм сделал Архипов С.И.4 отметив, что территориальная сфера локальных норм не имеет границ,важен признак осуществления функции организации, структурного подразделения или работников.

Анализ опыта создания и применения локальных норм позволяет определить их специфические признаки следующим образом.

а) Субъект  локальных норм

По субъекту локальные нормы  отличаются от централизованных норм тем, что они имеют точную количественную определенность. Локальные нормы, так же как и централизованные, не персонифицированы. Но, если круг субъектов общегосударственной нормы права не определен ни количественно, ни качественно или персонально, то субъект локальной нормы всегда имеет точную количественную характеристику: например, состав участников акционерного общества ограничен количеством акционеров. Качественные характеристики коллективного образования могут меняться; например, состав акционеров акционерного общества изменяется вследствие совершения сделок купли-продажи акций, заключения договоров их мены или выхода из акционерного общества и т.д..

б) Сфера  действия локальных норм

Сфера действия локальных норм не ограничивается территорией предприятия  или функциональным признаком ( то есть осуществлением,например, акционером определенной функции). В самом деле, в состав открытого акционерного общества может включаться любой гражданин, который приобретет соответствующие акции. Даже не выполняя какой-либо работы и

будучи только акционером, он обязан подчиняться локальным нормам, изложенным в уставе акционерного общества.

Таким образом решающее значение имеет  пребывание в качестве акционера, а не функция которую выполняет данный акционер. Следовательно, сфера действия локальных норм для акционерного общества ограничивается членством в нем, тогда как действие централизованных норм или норм, издаваемых государственными органами, связаны прежде всего с территорией и компетенций, на которую распространяются прерогативы данного органа.

в) Волевое  содержание локальных норм

По волевому содержанию локальные  нормы существенно отличаются от централизованных. Это связано с  тем, что содержание локальных норм составляет воля коллектива корпорации, в частности акционеров акционерного общества.

До настоящего времени локальные  нормы права являлись вторичными по отношению к централизованным нормам. Это было связано с жесткой  зарегулированностью из центра всех сторон производственно-хозяйственной деятельности. Передача полномочий государства по упорядочению каких-либо аспектов функционирования предприятия, сопряженных с этим вопросов прямо оговаривались в специальных нормативных актах государственных органов (например, в Положении о выплате по итогам года, то есть о тринадцатой зарплате). Кроме того даже эти переданные полномочия, как правила, имели урезанный характер, волевое начало коллектива имело в локальных нормах весьма незначительный вес. В настоящее время у коллективов корпораций имеются все предпосылки и возможности наполнить свои локальные правовые нормы собственным волевым содержанием.

г) Способ формирования локальных норм

По способу формирования локальные  нормы существенно отличаются от общегосударственных норм. Так, общегосударственные  нормы основаны на диктате норм, устанавливаемом сверху, тогда как локальные нормы строятся чаще всего по принципу согласования воли всех субъектов корпорации, например,выражая баланс интересов управляющих и акционеров, управляющих и наемных работников.

Локальные нормы характеризуются соединением в одном лице субъекта и объекта регулирования, если локальная норма принимается общим собранием, либо сближением субъектов, принимающих решение и исполняющих его, если локальная норма принята,например, Советом директоров, правлением и т.п. Участие каждого члена корпорации в нормотворчестве свидетельствует о повышении в настоящее время роли человеческого фактора, увеличении меры свободы людей, о развитии демократических начал в обществе.

д) Особенности  структуры  локальных норм

Санкции локальных норм в ряде случаев могут носить самостоятельный характер. При этом анализ локальных норм показывает , что в основном они воспроизводят либо детализируют санкции, установленные в нормативных актах, изданных государственными органами. Вместе с тем уже сейчас можно усмотреть тенденцию формирования корпорациями собственных санкций. Эти собственные санкции корпораций в основном сводятся к лишению существующих на том или ином предприятии благ или льгот, то есть формируются косвенным способом.

Однако сейчас в корпорациях, особенно производственного назначения, санкции локальных норм носят прямой непосредственный характер:

например, предоставление фронта работ  в последнюю очередь (для укладчика ), перевод на ближние (внутригородские) перевозки (для водителя)

и т.д. При этом указанными прямыми  санкциями корпорации осуществляются

маневрирование рабочей силой, добиваются повышения эффективности  работы, тогда как общегосударственные нормы при этом обеспечивают социальную защищенность работников.

По своей сущности локальные нормы являются правовыми по следующим основаниям. Во-первых, в общегосударственных правовых нормах предусмотрена возможность коллектива регулировать свое поведение самостоятельно. Так, например, в Федеральном законе "О акционерных обществах" многочисленны ссылки на устав такого общества, решение общего собрания акционеров и т.д. В последнее время законодатель перешел к закреплению презумпции компетентности предприятий на издание локальных норм. Это означает, что предприятия могут самостоятельно решать не только те вопросы, по которым законодатель сформулировал общие нормы, но и те, которые оставил без внимания.

Информация о работе Корпоративные локальные акты