Локальные нормативно-правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определение понятия, содержания, системы локальных нормативных правовых актов, их роли в установлении внутреннего трудового распорядка организации в рыночных условиях хозяйствования, места, которое они занимают в системе источников российского трудового права

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава I. Понятие и место локальных нормативных правовых актов в регулировании трудовых отношений
§1. Понятие локальных нормативных правовых актов……………...
1.1. Становление локальных норм в России…………………………
§2. Локальное регулирование внутреннего трудового распорядка организации.
2.1. Определение внутреннего трудового распорядка………………
2.2. Локальные нормативные акты……………………………………
2.3. Правила внутреннего трудового распорядка……………………
2.4. Локальные акты о дисциплине……………………………………
2.5. Порядок принятия и утверждения правил внутреннего трудового распорядка………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..

Работа состоит из  1 файл

По трудовому праву, курсовик.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

  страница
Введение……………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие и место локальных  нормативных правовых актов в регулировании трудовых отношений  
§1. Понятие локальных нормативных правовых актов……………...
 
 
6
1.1. Становление локальных норм в России………………………… 7
§2. Локальное  регулирование внутреннего трудового  распорядка организации.

2.1. Определение  внутреннего трудового распорядка………………

 
 
11
2.2. Локальные  нормативные акты…………………………………… 12
2.3. Правила  внутреннего трудового распорядка…………………… 17
2.4. Локальные  акты о дисциплине………………………………… 21
2.5. Порядок  принятия и утверждения правил  внутреннего трудового распорядка………………………………………………………..  
24
Заключение…………………………………………………………… 27
Список  использованной литературы……………………………….. 30
Приложения…………………………………………………………… 33
 

 

      Введение

     В жизни людей трудовая деятельность занимает важное место, являясь одной  из высших человеческих ценностей. Отношения, возникающие в этой сфере, нуждаются в адекватных способах их регламентации, в том числе посредством трудового права. Труд как благо, неотделимое от личности, с одной стороны, в большой степени позволяет раскрыть человеческий потенциал, личностные качества индивида. С другой стороны, в связи с тем, что предметом трудового отношения является возмездное потребление чужого труда, личность носителя такой способности к труду в определенной степени попадает в орбиту социального регулирования. В этой связи трудовое право, формализуя поведение конкретного человека в трудовой сфере, должно находить и использовать эффективные способы ее регламентации, позволяющие в полной мере сбалансировать противоречивые интересы основных субъектов трудового права – работника и работодателя, а, кроме того, обеспечить реализацию неотъемлемых прав личности. На сегодняшний день изменяется роль и значение различных средств правового регулирования. Речь идет не только об усилении значимости индивидуальных средств регулирования и саморегулирования трудовых отношений. И государственно-нормативный, и коллективно-договорный уровни регламентации общественных отношений в сфере труда в свою очередь должны иметь действенный правовой потенциал, обеспечивающий возможности индивидуального регулирования трудовых отношений, защиту трудовых прав и свобод.

     Важной  чертой правового регулирования трудовых отношений в настоящее время становится усиление его договорного характера, роли локальных нормативных актов. Локальные нормы в рыночных условиях хозяйствования представляют собой результат социального партнерства в организации, определенную систему правил трудового поведения, нашедших закрепление в локальных нормативных актах. Поэтому порядок разработки, принятия (утверждения) локальных нормативных актов является актуальным для практики трудового права, в части выявления ее роли в социальном сотрудничестве, разрешения противоречий интересов работодателя, работников и их представителей, в установлении внутреннего трудового распорядка организации.

     Актуальность  темы исследования 

     Складывающиеся  в России общественные отношения  в сфере труда обусловливают  необходимость выработки адекватного механизма их правового регулирования. Происходит отказ от исключительно государственно-нормативной регламентации данной сферы общественной жизни, при этом изменяется само назначение права как инструмента регулирования. Оно уже не сводится только к статическому закреплению достигнутых обществом позиций, не менее значимой видится и такая функция трудового права как предупреждение и содействие происходящим социальным изменениям.

     Предметом исследования являются локальные нормативные акты, локальные нормы, которые определяют внутренний трудовой распорядок организации, их система, функциональная направленность, порядок разработки,  
специфика содержания и применения в рыночных условиях хозяйствования.

     Объект  исследования составили общественные отношения по разработке, применению и совершенствованию локальных нормативных актов, правовых норм, опосредующих внутренний трудовой распорядок организации.

     Цель  исследования – определение понятия, содержания, системы локальных нормативных правовых актов, их роли в установлении внутреннего трудового распорядка организации в рыночных условиях хозяйствования, места, которое они занимают в системе источников российского трудового права

     Состояние научной разработанности темы

  С 1965 г. можно вести отчет теоретическим изысканиям в области локального нормотворчества и правоприменения сфере труда. Так, первые теоретические исследования, посвященные локальному нормотворчеству, были проведены в МГУ Г.В. Муциновым1 и В.А. Тарасовой2. Влияние локальных норм в различных сферах труда изучалось и другими учеными: Р.З. Лившиц и А.Д. Зайкин исследовали роль локальных норм в сфере заработной платы3, О.В. Смирнов – в области организации труда на предприятии4, А.С. Пашков – в планировании социального развития трудовых коллективов5. Проблемам соотношения централизованного и локального регулирования в сфере заработной платы и материального стимулирования труда были посвящены научные работы С.С. Карийского6. Эти же проблемы подверглись изучению при исследовании вопросов о средствах повышения эффективности правового регулирования А.И. Процевским7 и о трудовых отношениях Л.Я. Гинзбургом8.

 

Глава I. Понятие и  место локальных  нормативных правовых актов в регулировании трудовых отношений  

§1. Понятие локальных  нормативных правовых актов

     Становление гражданского общества в современной  России во многом обусловлено изменениями  в структуре и содержании социально-трудовых отношений участников совместного  труда. Такие социально-трудовые связи  носят общественно значимый характер. Поэтому они обычно опосредуются юридическими, иными социальными нормами гражданского общества, облекаются в определенные социальные формы, в том числе и правовые.

     Правовое  регулирование трудовых отношений  осуществляется различными способами. Наряду с государственным нормированием в рыночных условиях хозяйствования достаточно широко распространено их локальное регулирование. Этот способ регулирования предоставляет возможность участникам совместного процесса труда самостоятельно определять условия сотрудничества, максимально учитывая специфику организации, рабочей силы, возможности работодателя.

     Современные условия производственной деятельности организаций в Российской Федерации  в условиях конкуренции постоянно  совершенствуются, что определенным образом сказывается на формировании трудовых отношений. Изменения трудовых отношений нуждаются в соответствующем правовом опосредовании. В связи с этим, в рыночных условиях хозяйствования характерной чертой нормативного регулирования условий наемного труда становится усиление российского «договорного трудового права», роли локального нормотворчества.

     Локальные нормы достаточно давно известны трудовому, гражданскому, аграрному и другим отраслям права. Правоведение всегда интересовало исследование проблем регулирования общественных отношений «внутренними актами». В условиях перехода к рыночным отношениям эти вопросы приобрели особую актуальность.

    1. Становление локальных норм в России

     Представляет  несомненный интерес для науки  и практики изучение становления  локальных норм в историческом аспекте; преемственности их формирования и развития в дореволюционной России, в советский и современный периоды.

     Первые  упоминания о возможности регулирования  трудовых отношений с использованием в качестве инструментария «внутренних документов», встречаются уже в 1886 году в правовых нормативных актах и юридической литературе. Так, в п. I ст. 45 Устава «О промышленном труде» от 3 июня 1886г. устанавливалось правило, в соответствии с которым профессиональные общества могли заключать коллективные или тарифные соглашения об условиях труда.9 «Коллективные и тарифные соглашения» в России выполняли роль нормативных актов, опосредующих трудовые отношения работодателя с трудовым коллективом, а, следовательно, и отдельными работниками фабрики, завода. Более того «единичные случаи рассмотренных соглашений встречаются уже в середине XIX века»10. Анализируя «внутренние документы» организаций, Л.С. Таль считал, что поводом для их заключения были коллективные конфликты, затрагивающие профессиональные интересы обширных групп. Первоначально этим мирным трактатам никто не придавал значения юридической сделки. Впоследствии пришли к выводу, что подобные соглашения создают обязательственные отношения. Для сторон договоров возникали определенные права и обязанности. Споры по выполнению условий заключенных соглашений разрешались в судебном порядке.

     После принятия в 1918 году кодифицированного  нормативного акта о труде «Кодекса законов о труде Российской Федерации», далее (КЗоТ РФ)11 регулирование трудовых отношений продолжалось с использованием актов локального нормотворчества, то есть норм, установленных на уровне конкретного предприятия. Статьи 60 и 61 КЗоТ РСФСР 1918 г.12 позволяли определять вознаграждение каждому трудящемуся, зачисляя его в определенную группу и категорию работников. Распределение по группам и категориям производилось расценочными комиссиями, образуемыми при соответствующих профессиональных организациях.

     В ст. 54 Кодекса Законов о Труде  РСФСР 1922 г.13 указывалось, что правила внутреннего трудового распорядка разрабатывались администрацией предприятия и профсоюзом. Это не единственная норма кодекса, которая закрепляла возможность разработки и принятия локальных нормативно-правовых актов указанными субъектами трудовых правоотношений и их представителями на уровне организации.

     В советский период исследование теоретических  вопросов локального регулирования осуществлялась рядом ученых-юристов. В своих работах они анализировали коллективный договор как источник права, рассматривая не только генеральные, но и договоры, заключаемые на конкретном предприятии, в учреждении или организации. Заслуживают внимания некоторые положения ученых, анализировавших правовую природу коллективного договора. Так, В.М. Догадов определял его как своеобразный гражданско-правовой договор, формальную сделку.14 М.И. Бару и Г.И. Лях, напротив, рассматривали коллективный договор как «хозяйственно-политический документ»15.

     Несколько иных позиций придерживался Л.В. Забелин, полагая, что коллективный договор это соглашение, направленное на регулирование трудовых отношений.16 Для его заключения требовалось согласие договаривающихся сторон. Он считал, что в силу указаний, содержащихся в ст. 22 КЗоТ РСФСР 1922 года, коллективный договор считается заключенным со дня подписания его сторонами или в сроки, указанные в самом договоре, но не с момента его регистрации в органах Народного Комиссариата Труда (НКТ).17 По мнению этого ученого, данная регистрация носила уведомительный характер. И.С. Войтинский так же отмечал, что коллективный договор устанавливает трудовые нормы, то есть нормы, регулирующие трудовые отношения. Однако, по его мнению, юридическую силу договор приобретал только с момента государственной регистрации в НКТ.18

     Нетрудно  заметить, что при всем многообразии мнений ученые уже в 30-х годах XX века отмечали договорный характер анализируемых ими локальных нормативных актов. Содержанием коллективных договоров были правила поведения, обязательные для сторон. Нормы, содержащиеся в них, регулировали трудовые отношения.

     В юридической литературе высказывалось мнение, что локальные нормативные акты существовали всегда. В этом проявляется специфика регулирования отношений, возникающих в процессе труда. Законодатель, устанавливая общие правила поведения для участников трудовых отношений, предоставляет сторонам в процессе формирования условий трудовой деятельности возможность определять конкретные нормы с учетом сложившихся на данный момент субъективных и объективных факторов (финансово-хозяйственных возможностей организации, профессиональной подготовленности работников и т.д.).

     Использование термина «локальный акт» впервые  ввел в юридическую науку Н.Г. Александров. «Нормы трудового права, - писал он, - устанавливаемые законом, указом или постановлением правительства конкретизируются применительно к задачам и условиям отдельного предприятия в особых локальных актах...».19 Значительно позже Ф.М. Левиант обращает внимание на то, что положения местных правил внутреннего трудового распорядка, установленные на основе типовых правил по соглашению между директором предприятия или начальником управления и ФЗМК профсоюза, носят характер нормативных соглашений по вопросам труда и являются локальными нормами трудового права.20 По мнению Ф.М. Левиант эти нормы имеют подзаконный характер, они не могут противоречить законам и постановлениям о труде, а равно коллективному договору.

     С развитием планового хозяйства  роль локальных норм и соответствующих актов в правовом регулировании труда в советский период существенно снизилась. Однако в юридической литературе в это время публикуется ряд статей, монографических исследований, в которых авторы дают определения понятия, предмета локальных норм права и локальных нормативно-правовых актов, исследуя эту категорию как источник трудового права.

     В.А. Тарасова определяет локальный нормативный акт как акт, принимаемый непосредственно на предприятии администрацией совместно (или по согласованию) с ФЗМК профсоюза, носящий подзаконный характер и не противоречащий нормативным документам, принятым вышестоящими хозяйствующими и профсоюзными органами и высшими органами государственной власти и управления. Совместный труд лиц, работающих по трудовому договору, предполагает создание определенного правового распорядка, в условиях которого должны выполняться трудовые обязанности.21 

 

§2. Локальное регулирование внутреннего трудового распорядка организации

Информация о работе Локальные нормативно-правовые акты