Этика и социальная ответственность в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается корпоративная социальная ответственность как элемент корпоративной культуры, и практически доказывается значимость КСО в бизнесе. Для достижения этой цели нужно ознакомиться с информацией по этому вопросу и решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность корпоративной социальной ответственности;
ознакомиться с принципами корпоративной социальной ответственности;
рассмотреть функции бизнеса, связанные с социальной ответственностью;
изучить аргументы за и против социальной ответственности, а также стимулы и факторы, влияющие на принятие КСО;
увидеть взаимосвязь КСО с деловой репутацией организации;
рассмотреть этику менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Корпоративная социальная ответственность…………………....……….6
1.1 Определение и сущность КСО, её структура…………………………………..6
1.2 Принципы КСО и социальные функции бизнеса. Оценка принятия КСО…13
Глава 2. Этика и социальная ответственность в организации………………..…23
2.1 КСО в деятельности организации…………………………………….….…....23
2.2 Этика организации…………………………………………………….………29
Заключение……………………………………………………………….………...37
Список литературы………………………………………………….…………….39

Работа состоит из  1 файл

Корпоративная ответственность.docx

— 102.91 Кб (Скачать документ)

2. Делегирование  сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.

3. Денежные  гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты — один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса.

4. Корпоративное  спонсорство — предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы.

5. Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией в целях реализации ее социальной деятельности.

6. Социальные  инвестиции — форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнёрских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоёв общества.

7. Социально  значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.

8. Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. 

2.2 Этика организации

     В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике[21]. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Точно определить понятие «этика» достаточно сложно. В общем смысле этика – это набор моральных принципов и ценностей, управляющих поведением человека или группы людей и определяющих положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Этика связана с внутренними ценностями, а они, в свою очередь, являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.

     Сегодня в круг этических норм менеджмента входят:

– нетерпимость к классовому, расовому или национальному  антагонизму;

– уважение к женщине, признание ее равноправия  с мужчиной;

– уважение к ветеранам и старикам;

– уважение к властям и руководителям;

– уважение к результатам чужого труда;

– уважение к чужому горю;

– стремление к чистоте и порядку;

– опрятность в одежде.

     Нарушением этических норм считается:

– неуважение к чужим физическим недостаткам;

– неуважение к чужому мнению;

– неуважение к науке, образованности, чужому опыту;

– нарушение  правил общественного поведения;

– обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;

– невыдержанность, грубость, брань.

     Менеджер нужен организации в  первую очередь для достижения  высоких результатов, к которым  можно отнести и этическое  поведение компании. Основная задача  менеджера: обеспечить эффективное  руководство конкретным подразделением  организации или организацией  в целом, направленное на достижение  планируемых высоких конечных  результатов на основе инноваций,  рационального использования ресурсов, развития потенциала личностей  подчинённых, формирования команды[19].

     Ответственный подход менеджера к своему делу состоит в формировании наиболее благоприятных условий для долговременного экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения. Руководство несёт ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть чётко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу. Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала организации к этическому поведению. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм. Организации принимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этическому поведению.

     Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создание нормативной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов, хотя некоторые создают рабочие группы по этическим нормативам.

     Комитеты по этике. Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены этих комитетов – руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалистов по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката – выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации.

    Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.

    Обучение этическому поведению. Еще один подход, используемый организацией для повышения показателей этичности поведения, - обучение этическому поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этическому поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы.

     Корпоративное поведение призвано  обеспечивать высокий уровень  деловой этики в отношениях  между участниками рынка. Специалисты,  принимающие участие в разработке  Кодексов корпоративного поведения  отмечают, что многие вопросы  деятельности организации носят  неэкономический характер, лежат  за пределами законодательной  сферы и имеют не юридический  аспект своего решения, а этический.  Поэтому многие положения законодательства, регулирующие корпоративное поведение,  основываются на этических нормах  и принципах. Этические принципы, используемые в деловом сообществе, - это сложившаяся система норм  поведения и обычаев делового  оборота, не основанная на законодательстве  и формирующая позитивные ожидания  в отношении поведения участников  корпоративных отношений. Этические  нормы корпоративного поведения  формируют устойчивые стереотипы  поведения, общие для всех участников  корпоративных отношений. Следование  этическим нормам помогает обществу  избежать  рисков, поддерживает долгосрочный экономический рост и способствует осуществлению успешной предпринимательской деятельности. Этические нормы наряду с законодательством формируют политику корпоративного поведения общества, базирующуюся на учёте интересов руководителей организации, или акционеров, и общества, что способствует укреплению позиций общества и увеличению его прибыли.

     Первый российский этический  кодекс делового сообщества был  принят в 1912 году, на 12 лет раньше, чем в США. Он назывался «Семь  принципов ведения дел в России»[16]. Вот его положения:

  • уважай власть;
  • будь честен и правдив;
  • уважай права частной собственности;
  • будь верен своему слову;
  • живи по средствам;
  • будь целеустремлён.

     Кодексы корпоративной этики  могут быть трёх видов:

1) Профессиональный  описывает профессиональные этические  дилеммы, нормы и стандарты  поведения. Такой кодекс адресован  всем сотрудникам, имеет большой  объём, написан профессиональным  языком.

2) Декларативный  описывает идеологию компании  и общие правила поведения.  Адресован всем сотрудникам, написан  простым понятным языком, имеет  небольшой объём.

3) Развёрнутый описывает политики в отношении ключевых групп, регламентирует поведение сотрудников, иногда содержит идеологическую часть. Адресован преимущественно менеджменту, написан с употреблением специальной терминологии, имеет большой объём.

     Современные международные базовые  принципы этики ведения бизнеса  были приняты в 1986 году лидерами  японских, европейских и американских  предприятий. В таблице на рисунке  6 приведены основные этические  правила бизнеса, определяющие  моральный облик организации[16]. 

Название Содержание
1. Социальное

сотрудничество  работников.

«Кюдсей». В  переводе с японского: жить и работать вместе для общего блага и через  это создавать возможности благополучия. Сотрудничать вместе в здоровой и честной конкуренции.
2. Человеческое

достоинство.

Каждый человек  достоин уважения и не должен рассматриваться  только как инструмент для достижения целей организации.
3. Ответственность

за бизнес-процесс  со стороны владельцев предприятий  и наёмных работников.

Ценность организации  для общества основана на улучшении  благосостояния общества, предоставлении рабочих мест, а также на продуктах  и сервисе, которыми обеспечивает организация  своих потребителей. Для создания подобных благ для общества организация  должна поддерживать своё экономическое  «здоровье» и жизнеспособность. Нацеленность только на выживание в данном случае недостаточна. Организации играют важную роль для своих клиентов, работников и акционеров, разделяя с ними все блага, которые создают совместно с ними. Партнёры и конкуренты ожидают, что организация выполняет все свои обещания, будучи чёткой и корректной по отношению к ним. Все организации ответственны за локальное, региональное, национальное и глобальное общество, в котором они работают. Они участвуют в создании будущего для этого общества.
4. Экономический

и социальный

результат от ведения бизнеса направлен  на улучшение общества в целом.

Организации, которые  начинают работать в других странах, производят и продают, содействуют  прогрессу в этих странах путем  создания новых рабочих мест и  возможностей. Также они способствуют развитию образования, прав человека и  благосостояния общества.
5. Поведение

в бизнесе:

 следование  законам и дух доверия.

Несмотря на наличие секретов производства, организации  должны быть честными и открытыми  партнерами, которые доверяют как  на национальном, так и на межнациональном  уровне.
6. Уважение

международных и

национальных  традиций в

экономике.

Для избежания  проблем и для поддержки свободной  торговли и честной конкуренции  организация должна уважать национальные и интернациональные законы.
7. Поддержка

партнеров и

 взаимная  торговля.

Участники торговых сделок должны поддерживать ГАТТ и  ВТО, интернациональную систему  торговли и прочие международные  торговые соглашения. Они должны сотрудничать во имя прогресса и либеральной торговли.
8. Уважение  к

окружающей  среде.

Организации должны защищать и улучшать окружающую среду, не допускать расточительства природных  ресурсов.
9. Избегание

нелегальных действий.

Организации должны избегать отмывания денег и прочих нелегальных финансовых операций, не поддерживать криминальный бизнес.

Рисунок 6.

    

Основу  этических правил бизнеса составляют:

  • гуманистические идеалы служения обществу, постоянная забота о его благополучии;
  • уважение прав отдельной личности;
  • идея социальной ответственности как перед собственными работниками, так и перед своими партнёрами и потребителями;
  • выстраивание доверительных отношений с партнёрами;
  • уважение культурных, национальных и этнических традиций при общей тенденции к интеграции стран и экономик;
  • забота об окружающей природе;
  • чёткое следование  «букве и «духу» закона;
  • «открытость» организации, подразумевающая прозрачность  финансовых и других экономических сделок.

     В 2002 году Российский союз промышленников  и предпринимателей разработал  Хартию корпоративной и деловой  этики[16].

     В данной главе было установлено, что корпоративная социальная ответственность влияет на установление деловой репутации организации, её имиджа. Была показана конкретная взаимосвязь КСО и репутации предприятия, которая включает такие аспекты, как миссию компании, социальный отчёт компании, её приоритеты социальной политики. Были рассмотрены типы социальных программ организации, их направление, инструменты реализации и этапы управления корпоративными социальными программами. Также в этой главе говорилось о роли этике в менеджменте. Экономика управляется не только экономическими законами, но и участвующими в ней людьми, а это значит, что невозможно исключить из экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров. Добиться долговременного успеха можно, лишь используя постоянное эффективное управление. Сегодня организации во всём мире озабочены этикой больше, чем в прошлом, они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику. Внедряя различные программы и методы, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили образцами этичного поведения, организации имеют возможность повысить свои этические стандарты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этика и социальная ответственность в организации