Этика и социальная ответственность в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается корпоративная социальная ответственность как элемент корпоративной культуры, и практически доказывается значимость КСО в бизнесе. Для достижения этой цели нужно ознакомиться с информацией по этому вопросу и решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность корпоративной социальной ответственности;
ознакомиться с принципами корпоративной социальной ответственности;
рассмотреть функции бизнеса, связанные с социальной ответственностью;
изучить аргументы за и против социальной ответственности, а также стимулы и факторы, влияющие на принятие КСО;
увидеть взаимосвязь КСО с деловой репутацией организации;
рассмотреть этику менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Корпоративная социальная ответственность…………………....……….6
1.1 Определение и сущность КСО, её структура…………………………………..6
1.2 Принципы КСО и социальные функции бизнеса. Оценка принятия КСО…13
Глава 2. Этика и социальная ответственность в организации………………..…23
2.1 КСО в деятельности организации…………………………………….….…....23
2.2 Этика организации…………………………………………………….………29
Заключение……………………………………………………………….………...37
Список литературы………………………………………………….…………….39

Работа состоит из  1 файл

Корпоративная ответственность.docx

— 102.91 Кб (Скачать документ)

     Социальное реагирование — способность фирмы адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. В процессе социального реагирования компании руководствуются социальными нормами, огромное значение которых заключается в том, что они могут служить для менеджеров удобными и полезными ориентирами в процессе принятия управленческих решений. Важность социального реагирования состоит, прежде всего, в том, что оно заменяет общие рассуждения практическими действиями. Сторонники концепции социального реагирования считают свою теорию более реалистичной и осуществимой, чем социальная ответственность. Сравнительный анализ концепций социальной ответственности и социального реагирования представлен на рисунке 2.

  Социальная  ответственность Социальное  реагирование
Основная  идея Этическая Прагматическая
Нацеленность  на результаты Конечная цель Средства достижения цели
Акцент Обязательство Реакция на изменения
Горизонт  принятия решений 
Долгосрочные  общественно полезные цели Средне- и краткосрочные  перспективы

Рисунок 2.

    Таким образом, если речь идёт о вовлеченности компании в социальную деятельность, то должны присутствовать все структурные компоненты: социальная ответственность, социальное реагирование и социальное обязательство. Причём социальное обязательство служит, как уже отмечалось, основанием для социально ориентированной деятельности субъекта бизнеса. Взаимосвязи между названными компонентами КСО показаны на рисунке 3. 
 
 
 

      Социально ориентированная деятельность компании

Социальное реагирование
Выход за экономические и юридические  требования, соответствие морально-этическим  принципам 
Социальная ответственность 

 

    Социальное  обязательство – достижение социальных целей в соответствии с экономическими целями

Рисунок 3. 

1.2 Принципы  КСО и социальные функции бизнеса.  Оценка принятия КСО

     Бизнес-деятельность компании и её социальная ответственность тесно связаны. Едва ли не все сферы бизнес-активности в большей или меньшей степени включают социально-значимые компоненты. Ниже приведён список основных функций бизнеса, имеющих отношение к корпоративной социальной ответственности:

  1. Общая политика и стратегия: насколько политика и стратегия компании служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем заинтересованным сторонам.
  2. Организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя.
  3. Закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты.
  4. Сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю.
  5. Продажи, маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания отношений между компанией и её клиентами.
  6. Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников, охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.
  7. Финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям.
  8. Проектно-конструкторские работы: объем вложений, учёт социальных и экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков.
  9. Отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.
  10. Отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и её подразделения для местного населения;
  11. Меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своём воздействии на окружающую среду.

    В Международном стандарте ISO 26000, который призван служить руководством по способам интеграции социального ответственного поведения в стратегии, системы и процессы всех типов организаций, отражены следующие принципы КСО:

  • Подотчётность
  • Прозрачность и открытость
  • Этичное поведение
  • Уважение интересов заинтересованных сторон
  • Соблюдение верховенства закона
  • Соблюдение международных норм поведения
  • Соблюдение прав человека

     Несоблюдение принципа прозрачности и открытости деятельности снижает деловую репутацию компаний и на практике подрывает доверие инвесторов, без которого невозможно сохранить и привлечь инвестиции для реализации огромного потенциала[4].

     При принятии КСО существует ряд потенциальных преимуществ. Объём и характер преимуществ КСО для организации может различаться в зависимости от характера предприятия и сложно поддаётся количественному измерению. Орлицкий, Шмидт и Райнс обнаружили взаимосвязь между социальной и экологической эффективностью и финансовой эффективностью. Однако бизнес не может ориентироваться на краткосрочные результаты финансовой деятельности при разработке своей стратегии КСО. Используемое в организации определение КСО может отличаться от чёткого определения «воздействия на заинтересованные стороны», используемого многими защитниками КСО, и зачастую включает благотворительные и добровольные мероприятия. Функция КСО может сформироваться в отделе персонала, развития бизнеса или в отделе по связям с общественностью организации, или может быть передана в отдельное подразделение, подотчётное CEO, или в некоторых случаях — напрямую совету директоров. Некоторые компании могут использовать аналогичные КСО ценности без чётко определенной команды или программы.

     Споры  о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности[21].

    Технико-экономическое обоснование КСО в рамках компании чаще всего учитывает один или несколько из следующих факторов:

1) Персонал. Программа КСО может быть направлена на рекрутинг и сохранение персонала. Потенциальные работники часто спрашивают во время собеседования о политике фирмы в области КСО, и наличие комплексной политики может дать преимущества. Кроме того, КСО может помочь улучшить восприятие компании среди её персонала, в особенности, когда персонал может участвовать через систему выплаты зарплаты, деятельности по привлечению средств или социальной работы в местном сообществе.

2) Управление  рисками. Управление рисками — центральный момент многих корпоративных стратегий. Репутацию, на создание которой ушли десятилетия, можно разрушить за несколько часов в результате таких происшествий, как связанные с коррупцией скандалы или экологические катастрофы. Эти события также могут привлечь нежелательное внимание судов, правительств и средств массовой информации. Создание собственной культуры «надлежащего поведения» в корпорации может минимизировать эти риски.

3) Дифференциация  марки товара. На переполненных рынках компании стремятся создать уникальное торговое предложение, которое в умах потребителей отличает их от конкурентов. КСО может сыграть некоторую роль в формировании лояльности потребителя, основанной на отличительных этических ценностях. Оказывающие бизнес-услуги организации также могут получить преимущества от создания репутации честного подхода и оптимальной практики.

4) Лицензия  на работу. Корпорации стремятся избежать вмешательства в их деятельность через налогообложение и регламентации (ГОСТы, СНиПы и т.п.). Принимая последовательные добровольные меры, они могут убедить правительства и широкие общественные круги в том, что они серьёзно относятся к таким проблемам, как охрана труда и безопасность, многообразие видов и экология, и таким образом избежать вмешательства. Этот фактор также относится к фирмам, стремящимся оправдать бросающиеся в глаза прибыли и высокий уровень заработной платы членов совета директоров. Компании, работающие за рубежом, могут убедить в том, что их радушно принимают благодаря тому, что они являются добросовестными корпоративными гражданами в отношении стандартов труда и воздействия на окружающую среду.

     Корпорации принимают решение об использовании практики КСО под влиянием следующих стимулов:

1) Этический  консьюмеризм. Рост популярности этического консюмеризма за последние два десятилетия может быть связан с расширением практики КСО. По мере роста численности населения мира растёт давление на ограниченные природные ресурсы, необходимые для удовлетворения растущего потребительского спроса. Во многих развивающихся странах расширяется индустриализация в результате развития технологий и глобализации. Потребители больше узнают об экологической и социальной составляющей своих повседневных потребительских решений и начинают принимать решения о покупке, связанные со своими экологическими и этическими предпочтениями. Однако эта практика далеко не последовательна и не универсальна.

2)  Глобализация  и рыночные силы. Корпорации добиваются роста путём глобализации, они столкнулись с новыми проблемами, ограничивающими их рост и потенциальные прибыли. Государственное регулирование, тарифы, экологические ограничения и меняющиеся стандарты того, что представляет собой эксплуатация труда, представляют собой проблемы, которые могут стоить организациям миллионы долларов. Некоторые рассматривают этические вопросы просто как дорогостоящую помеху. Некоторые компании используют методику КСО в качестве стратегической тактики для получения общественной поддержки своего присутствия на глобальных рынках, помогающей им сохранять конкурентные преимущества, используя их социальные вклады для распространения рекламы на подсознательном уровне. Глобальная конкуренция оказывает особое давление на мультинациональные корпорации, заставляя их проверять не только свою практику в области трудовых отношений, но и практику по всей цепочке поставки с точки зрения КСО.

3) Осведомлённость  общества и образование. Меняется роль заинтересованных сторон корпораций в совместной работе для оказания давления на корпорации. Сами акционеры и инвесторы при помощи инвестирования социальной ответственности оказывают давление на корпорации, призывая их к ответственному поведению. Неправительственные организации также играют всё большую роль, используя возможности средств массовой информации и сети Интернет для повышения своего контроля и коллективного активизма в области корпоративного поведения. При помощи образования и диалога растёт роль сообщества в обеспечении ответственности бизнеса за свою деятельность.

4) Подготовка  в области этики. Рост подготовки в области этики в корпорациях, зачастую в соответствии с государственными требованиями, является ещё одним мотивом, связанным с изменением поведения и культуры корпораций. Целью такой подготовки является помощь работникам в принятии этических решений, если ответы на вопросы не ясны. Считается, что человеку свойственна способность жульничать и манипулировать, с этим связана необходимость изучения нормативных ценностей и правил поведения человека. Самое прямое преимущество — сокращение вероятности «грязных рук», штрафов и ущерба репутации в связи с нарушением законов и моральных норм. Организации также видят вторичные преимущества в повышении лояльности работников и гордости за организацию. Компании всё более заинтересованы в процессах, которые помогут наглядно продемонстрировать их политику и деятельность в области КСО. Один из методов, который завоевывает всё большую популярность, — это использование хорошо обоснованных программ подготовки, где главным вопросом является КСО, и в этом определённую роль может сыграть бизнес-моделирование.

Информация о работе Этика и социальная ответственность в организации