Государственное регулирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы — рассмотреть государственное регулирования предпринимательской деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать понятие предпринимательской деятельности;

- рассмотреть виды, методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- описать программу государственной поддержки частного и малого предпринимательства;

- сделать выводы.

Работа состоит из  1 файл

гос.регулир предприн дея-ти.docx

— 72.55 Кб (Скачать документ)

     - стимулирует субъектов частного  предпринимательства на проведение согласованной совместной экспортной политики;

     - создает условия для повышения конкурентоспособности национальной  продукции путем стимулирования  внедрения систем менеджмента качества;

     - создает научно-исследовательские организации,  финансирует фундаментальные и прикладные научные исследования для решения проблем отрасли или кластеров;

     - разрабатывает государственные программы по подготовке квалифицированных кадров для экономики республики;

     - разрабатывает меры  по  вовлечению  социально незащищенных слоев населения в частное предпринимательство.

     К числу органов общей компетенции  также относятся местные  представительные  и  исполнительные  органы  РК.  Местные представительные органы:

     - утверждают  региональные  программы поддержки и развития малого предпринимательства;

     - рассматривают отчеты  руководителей местных исполнительных органов по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства в РК.

     Министерство  индустрии и торговли – это  центральный исполнительный орган, осуществляющий функции по выработке  государственной  политики  и  нормативному  правовому  регулированию  в  сфере  индустриального,  в  т.ч.  оборонно-промышленного, научно-технического и инновационного развития страны, а также в области развития торговой деятельности, предпринимательства и защиты  конкуренции,  строительства,  архитектуры,  градостроительства  и  жилищно-коммунального  хозяйства,  технического  регулирования  и  обеспечения  единства  измерений,  создания  благоприятных условий для стимулирования частных инвестиций в несырьевом секторе экономики (п. 1 Положения о Министерстве индустрии и торговли  РК,  утвержденном  постановлением  Правительства РК от 26 ноября 2004 г. № 1237).

     Министерство  индустрии и торговли:

     - разрабатывает и реализует программы развития частного предпринимательства;

     - организует и координирует выполнение государственных мер поддержки и развития малого предпринимательства;

     - разрабатывает предложения о совершенствовании мер по финансированию и кредитованию субъектов частного предпринимательства;

     - организует проведение исследований в сферах деятельности частного предпринимательства;

     - способствует формированию и развитию инфраструктуры малого предпринимательства в регионах республики;

     - разрабатывает предложения по  формированию  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого предпринимательства;

     - осуществляет контроль за соблюдением законодательства  РК,  направленного на  защиту  прав  субъектов частного  предпринимательства;

     - координирует деятельность экспертных советов при центральных государственных и местных исполнительных органах;

     - создает условия для участия малого предпринимательства в реализации  государственных программ  инновационного,  инвестиционного и индустриального развития;

     - создает условия для инвесторов, международных организаций – грантодателей в вопросах поддержки и развития частного предпринимательства;

     - организует  методологическую  помощь  субъектам частного предпринимательства;

      Методы  государственного  регулирования  экономических отношений подразделяются на прямые и косвенные.

     Прямые  методы  государственного  регулирования,  как  уже отмечалось,  в  основном  связаны  с  использованием  административных  средств  воздействия  на  субъектов  предпринимательской деятельности.  К таким методам государственного  регулирования могут быть  отнесены – государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности,  лицензирование  отдельных видов предпринимательской деятельности и т.п.

     В  отличие  от прямых методов,  косвенные  методы  государственного  регулирования  основаны  на  экономических  средствах  воздействия,  сущность  которых  заключается  в  опосредованном воздействии  на  поведение  субъектов  предпринимательской  деятельности через экономические  интересы, а не путем прямого властного  воздействия. В  частности,  при  помощи  создания  условий, влияющих на мотивацию должного поведения  субъектов предпринимательской  деятельности посредством материального  стимулирования  и  поощрения (например,  путем  предоставления  льгот  и преференций  отдельным  субъектам  предпринимательской  деятельности). 

     Одним  из  важнейших  направлений  государственного  регулирования предпринимательской  деятельности является контроль за качеством продукции, работ и услуг. 

     В  условиях  рыночных  отношений  важное  и  существенное значение  приобретают  вопросы  обеспечения  защиты  прав  потребителей. В  нормативно-правовых актах сейчас четко  сформулированы основополагающие принципы:

     - право потребителей на безопасность  товаров; 

     - на достоверную информацию о  товарах, работах и услугах; 

     -  на  возмещение  ущерба,  причиненного  недоброкачественными товарами  и услугами.

     Потребитель имеет право на: 

     -  надлежащее  качество  приобретаемого  товара,  работы  или оказываемой   услуги  за  исключением  случаев,  когда  он  заранее проинформирован продавцом или производителем о недостатках и согласен с ними (установление каких-либо прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается); 

     - проверку качества, комплектности,  меры, веса и цены приобретенных  товаров, демонстрацию их удобства, а также обучение безопасному  и правильному их использованию; 

     -  свободный  выбор  товаров   и  услуг (производителю,  продавцу  запрещается использовать преимущества  своего положения в производственной  либо коммерческой деятельности  с целью заставить потребителя  согласиться с ненадлежащим качеством  товаров  и  услуг,  ненужным  ему  ассортиментом  продукции   или  отказаться от применения  своих прав потребителя); 

     - гарантированное обслуживание после  продажи отечественных и импортных товаров;

     - обмен товаров надлежащего качества (если они по каким-либо причинам  не  удовлетворяют  его потребностям  или не  обладают необходимыми  свойствами);

     - получение информации о продукции; 

     - обеспечение безопасности его  жизни и здоровья.

     Наряду  с этим, потребитель имеет право  обращаться по собственной инициативе с претензией к производителю  или продавцу продукции (работ  и  услуг)  ненадлежащего  качества,  либо  реализуемой по завышенным ценам. В случае отказа устранить  нарушения  и  возместить  причиненный  ущерб  в  добровольном  порядке  потребитель имеет право обратиться с иском в суд (при этом цена иска значения не имеет). 

     Следующим направлением государственного регулирования предпринимательской  деятельности  является  государственное регулирование  цен  и  тарифов. В  странах  с  развитой  рыночной экономикой  цена  является  важным  инструментом  управления  и объектом государственного регулирования.

     Под  ценой  понимается  денежное  выражение  стоимости  товаров, работ и услуг. Применительно к работам и услугам используется также термин «тариф», который является понятием, тождественным категории «цена».

     Система ценообразования в Республике Казахстан  основана на  применении  свободных (рыночных)  цен  и  тарифов,  складывающихся под влиянием спроса и предложения, и предусматривает  следующие  виды  цен:  свободные  цены;  оптовые (отпускные) цены; розничные  цены; регулируемые цены.

     Свободные  цены  устанавливаются  соглашением  сторон  и распространяются на  все  товары и  услуги,  кроме  установленного Правительством РК перечня.

     Свободные цены бывают двух видов: оптовые и  розничные.

     Оптовые (отпускные) цены формируются по соглашению изготовителя с потребителем, они  включают в себя суммы налога на добавленную  стоимость  и  акцизов  и  применяются  при  расчетах  со всеми  потребителями,  кроме  населения.  Розничные  цены  определяются  коммерческими  организациями,  осуществляющими  продажу  товаров населению,  они формируются на  основе  отпускной цены с включением налога на добавленную стоимость и торговой надбавки.

     Регулируемые  цены  определяются  уполномоченными  государственными  органами  или  органами  местного  самоуправления на товары и услуги по установленному Правительством РК перечню. 

     К нарушениям государственной дисциплины цен относятся: 

     - завышение регулируемых цен (тарифов)  на продукцию, товары и услуги (фиксированных и предельных цен  (тарифов), предельных уровней рентабельности  и др.); 

     -  завышение оптовых (отпускных)  цен,  зарегистрированных при  декларировании в органах ценообразования; 

     -  завышение  или  занижение   цен  на  продукцию,  поставляемую  предприятиями  по  межправительственным  соглашениям  со странами СНГ и другими государствами; 

     - завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам),  начисление  непредусмотренных   надбавок (наценок),  не предоставление  или  предоставление  покупателю  в  уменьшенном размере установленных  скидок;

     - применение регулируемых цен,  наценок, тарифов предприятиями  общественного питания, коммунального  хозяйства и бытового обслуживания  населения, уровень обслуживания  которых не соответствует характеристикам,  предусмотренным при установлении  этих цен и тарифов; 

     К  субъектам,  допустившим  вышеназванные  нарушения, применяются экономические  санкции. В частности, к предприятиям,  допустившим  при  реализации  продукции,  товаров,  услуг  нарушения  государственной  дисциплины  цен  и  получившим  в  результате этого  излишние суммы применяются санкции  в виде изъятия в бесспорном порядке  излишне полученных сумм из прибыли  и перечислении их в доход государства. Кроме того, с предприятия дополнительно  взыскивается штраф в таком же размере.

     Государственный  контроль  при  применении  трансфертных цен в международных деловых  операциях осуществляется с целью  установления факта отклонения применяемых  цен от рыночных по сделкам, указанным  ниже, и корректировки объектов налогообложения (п.1 ст.3 Закона РК «О государственном  контроле при применении трансфертных цен» от 5 января 2001 г. № 136-II).

     Особый  порядок  формирования  тарифов  на  регулируемые услуги (товары,  работы)  установлен  для  субъектов  естественных монополий. Согласно ст. 15-1 Закона РК «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г. № 272-I тарифы (цены, ставки сборов) или их  предельные  уровни  на  регулируемые  услуги (товары,  работы) субъекта  естественной  монополии,  утверждаемые  уполномоченным органом, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг (производства товаров,  работ),  и  учитывать  возможность  получения  прибыли,  обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии. 

     Уполномоченный  орган  при  утверждении  тарифа (цены, ставки  сбора) или  его предельного  уровня применяет  особый порядок  формирования  затрат,  предусматривающий  следующие  положения: 

     - регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень; 

Информация о работе Государственное регулирования предпринимательской деятельности