Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:01, дипломная работа

Описание

Несмотря на некоторое снижение поступлений в бюджет на первом этапе, в последующем можно ожидать серьезного прироста за счет расширения налогооблагаемой базы на основе увеличения количества малых предприятий. Для малых предприятий выгода также очевидна прежде всего из-за сокращения отчетной работы. Для налоговый инспекций резко сократиться объем контрольной работы.

Содержание

Введние..................................................................................................3

1. Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства.......................................................................14

1.1. Программы поддержки малого предпринимательства................14

1.1.1 Программы поддержки в различных сферах
деятельности 17

1.2. Роль малых предприятий на рынке..............................................21

1.3. Фонды поддержки малого предпринимательства.......................24

2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства..................30

2.1. Выбор системы налогообложения...................................…..........30

2.2. Расчет налогооблагаемой прибыли..............................................35

2.3. Патентная система.........................................................................43

Заключение...........................................................................................47

Выводы.................................................................................................53

Список литературы..............................................................................68

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

                  - Эксплуатационные расходы.

   К данным расходам относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования  других рабочих  мест, зданий, сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.

                  - Расходы на текущий ремонт оборудования и других  рабочих  мест, зданий, сооружений и помещений, используемых  для  производственной и коммерческой деятельности.

                  - Затраты на аренду помещений, используемых для  производствен ной и коммерческой деятельности.

                   - Затраты на аренду транспортных средств.

            К транспортным средствам относятся автомобили, суда, аппараты летательно - воздушные и прочие транспортные  средства, используемые  для производственной и коммерческой деятельности.

                     - Расходы на уплату процентов  по  кредитам  банков  в  пределах

учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на 3% .

                     - Стоимость оказанных предприятию услуг.

                     - Суммы НДС, уплаченного поставщикам.

                     - Суммы налога на приобретение автотранспортных средств.

                      - Суммы отчислений  в  государственные  внебюджетные  социальные фонды.

                       - Суммы уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин  и лицензионных сборов.

               Естественно, что по всем перечисленным позициям суммы  фактически произведенных расходов должны быть подтверждены  соответствующими первичными документами.   Никакие другие расходы отнесению на уменьшение налогооблагаемого дохода не подлежат. в частности, не вычетаются их налогооблагаемого дохода заработная плата, командировочные расходы,  и  амортизационные отчисления, для всех прочих предприятий относимые  на  себестоимость продукции (работ, услуг).  Впредь до выпуска соответствующих разъяснений остается  не  понятным, что  же  понимается  под  оказанными  предприятию  услугами, стоимость которых вычитается из налогооблагаемого дохода, и относится ли сюда услуги по  рекламе, обучению  персонала  и  другие аналогичные расходы, обычно также относимые на себестоимость  продукции.

              В состав доходов предприятия, также, как и для всех прочих  предприятий, включаются денежные средства и иное имущество  полученное безвозмезно в виде финансовой  помощи. Порядок  определения  налогооблагаемого дохода показывает, что при  переходе  на  упрощенную систему налогообложения, выигрывая в простоте бухгалтерского  учета предприятие может  понести  существенные  экономические  потери. Для того, чтобы определить, выгоден ли для  данного  конкретного предприятия переход на  эту  систему  необходимо  произвести  детальные расчеты с учетом  всех  особенностей  деятельности  этого предприятия. Основную роль в подобных расчетах играет уровень рентабельности предприятия и структура расходов, составляющих  себестоимость производимой им продукции (работ, услуг).

  2.2.Расчет налогооблагаемой прибыли.

 

        В качестве примера проведем крайне упрощенный  оценочный  расчет исходя из следующих условий:

               - объектом налогообложения для предприятия является совокупный  доход;

               - уровень рентабельности предприятия составляет 50%;

               - для расходов, вычитаемых из валового дохода в структуре себестоимости продукции равна 50 % ;

               - суммарная ставка налога  на  совокупный  доход  соответствует максимально возможной, то 30 % ;

          Определим сначала прибыль предприятия при обычной системе налогообложения учитывая для простоты  только  два  основных  налога: налог на прибыль и НДС. Предположим ,что себестоимость  единицы продукции составляет  20000руб.Тогда  исходя  из  предположенной нормы рентабельности цена реализации будет равна 30000 руб.  Без учета НДС и 36000 руб.  с НДС (при ставке НДС 20%).Из  них  предприятие уплачивает в бюджет 6000 руб.  НДС (в  данном  случае  не имеет значения, что часть этой суммы внесена в бюджет  поставщиками, поскольку она все равно оплачена предприятием  при  приобретении материалов и другой, использованной  в  процессе  производства продукции) и 3500 руб.  налога на прибыль (исходя из максимальной ставки 35%),то есть в общей сложности 9500 руб. После  налогообложения в распоряжении предприятия остается чистая прибыль в размере 10000-3500=6500 руб.

          Теперь посмотрим, как будут выглядеть в том же случае  расчеты предприятия с бюджетом в случае перехода  на  упрощенную  систему налогообложения. Допустим, что конечная  цена  реализации  осталась без изменений, то есть составляет 36000 руб., причем от уплаты  НДС предприятие теперь освобождено. В соответствии с принятыми  исходными данными из 20000 руб.  составляющих себестоимость  продукции 10000 руб. - это стоимость материала и  другие  расходы, вычитаемые из валовой выручки при исчислении налогооблагаемого дохода, а  оставшиеся 10000 руб.  относятся к расходам на оплату труда амортизационным отчислениям и другим расходам при исчислении  налогооблагаемого дохода не учитываемым. Кроме  того, на  уменьшение  налогооблагаемого дохода относятся 2000 руб.   НДС, уплаченного  предприятием поставщикам при приобретении использованных  в  процессе производства  материальных  ресурсов, работ  и  услуг. Таким  образом, налогооблагаемый доход составит  36000-10000-2000=24000руб.,а сумма выплачиваемого в бюджет налога - 7200руб.     Разница с первым вариантом расчета как будто бы весьма ощутимая. Однако нужно учесть, что уплата  поставщикам  НДС  теперь  уже производится предприятием за счет собственных средств и  относится на себестоимость продукции. В результате остающееся после налогообложения  в   распоряжения    предприятия    чистая    прибыль составляет:36000-20000-2000-7200=6800 руб.,что уже не  столь  заметно отличается от первого варианта,но зато подкрепляется  неоспоримыми преимуществами значительного упрощения  системы  бухгалтерского учета и отчетности.

      Рассмотренный пример  представляет  собой  промежуточный  вариант ,при котором экономические результаты деятельности предприятий при двух системах налогообложения  приблизительно  эквивалентны. Учет прочих налогов (налог на имущество, налог на пользователей автомобильных дорог, транспортный налог  и  местные  налоги  и сборы) несколько увеличит экономический эффект от применения  упрощенной системы налогообложения, но не очень значительный. Попробует теперь варьировать заданные в расчете начальные условия: уровень рентабельности предприятия и структуру себестоимости производимой им продукции. Результаты аналогичных произведенному  выше  расчетов  при  той  структуре  себестоимости  продукции (10000+10000=20000 руб.  без учета  уплаченных  поставщикам  сумм НДС) и различных  уровнях  рентабельности  произведены  в  таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1.

 

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, рублей

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, рублей

Уровень рентабельности предприятия, %

при обычной системе налогообложения

при упрощенной системе налогообложения

100

 

13000

15200

80

10400

11840

70

9100

10160

60

7800

8480

50

6500

6800

40

5200

5120

30

3900

3440

20

2600

1760

10

1300

80

 

 

 

        Из приведенных в таблице данных видно, что при уровнях  рентабельности менее 50 % упрощенная система налогообложения  становится экономически не выгодной (напомним, что данная цифра справедлива только при принятой в расчетах структуре себестоимости продукции).При близкой к нулю рентабельности она становится просто убыточной, поскольку налог на доход (с части, соответствующей, по крайней ере расходам на оплату труда) взимается и  при  отсутствии  у предприятии прибыли. В тоже время при  рентабельности  выше  50  % экономический эффект от перехода от перехода на упрощенную систему налогообложения возрастает с ростом уровня рентабельности.

        Результаты аналогичных расчетов для различной  структуры  себестоимости продукции при фиксированных общей  себестоимости, равной 20000 руб., конечной цене  реализации  равной  36000  руб.(при обычной системе налогообложения - включая  НДС),    и  постоянном уровне рентабельности 50 % приведены в таблице 2.2.2.При этом под материальными  затратами  понимаются  все  затраты  относимые  на уменьшение налогооблагаемого дохода при упрощенной системе  налогообложения. Как видно из таблицы 2.2.2.,упрощенная система  налогообложения не выгодна  для  предприятий  у  которых  доля  материальных затрат в структуре себестоимости продукции  относительно не велика, например, для предприятий оказывающие  консультационные услуги  или  производящих  научно-техническую  продукцию, основной вклад в себестоимость которой вносят расходы на оплату труда.

Таблица 2.2.2.

 

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия , рублей

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, рублей

Доля материальных затрат в структуре себестоимости продукции , %

при обычной системе налогообложения

при упрощенной системе налогообложения

80

6500

7760

70

6500

7440

60

6500

7120

50

6500

6800

40

6500

6480

30

6500

6160

20

6500

5840

10

6500

5520

 

        Не следует забывать еще об одном обстоятельстве .Все приведенные выше расчеты в полной мере справедливы только  для  предприятий, которые производят продукцию, реализуемую конечному потребителю. В этом случае покупателя интересует только оплачиваемая им цена, ему безразлично, входит в нее НДС или нет. Для  предприятий, реализующих продукцию производственно-технического назначения, ситуация несколько иная. Их покупателей данный вопрос уже не  безразличен, поскольку  приобретая  материальные  ресурсы  без   выделения НДС, они не вправе относить предполагающиеся в структуре цены суммы налога на расчеты с бюджетом и  вынужденные  списывать  полную стоимость этих ресурсов на издержки производства и  обращения, что в конечном итоге влечет за собой уменьшение их собственной прибыли. Выделение же НДС в первичных учетных и платежных документах на продукцию  реализуемую  предприятиями, перешедшими  на  упрощенную систему налогообложения, просто - на просто не  возможно, так  как  они плательщиками данного налога не являются. В  результате  предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения и производящее подлежащую в общем случае обложению НДС  продукцию  производственно технического- назначения по которой  на  рынке  существует достаточно жесткая конкуренция, могут  оказаться  неконкурентоспособными, если только не снизят цены на  свою  продукцию  до  уровня, исключающего НДС. Однако в последнем случае упрощенная  система налогообложения  оказывается    невыгодной    для    подавляющего большинства предприятий. Вернемся к примеру, с которого мы начали рассуждения и предположим, что предприятие решило реализовать свою продукцию  по  цене не включающей обычную для данной продукции суммы НДС, то  есть  по цене 30000 руб. В этом случае выплачиваемого им налога  совокупного дохода составит  (30000-12000)*0,3=5400  руб., а  сумма  прибыли, остающаяся в его распоряжении - 30000-20000-2000-5400=2600 руб.     Напомним, что при обычной системе налогообложения в распоряжении предприятия в тех же условиях остается 6500  руб. Разница  огромная.

           Еще раз повторим, что все данные расчеты  приведены  с  единой целью предостеречь от поспешного перехода на  упрощенную  систему налогообложения учета и  отчетности. В  каждом  конкретном  случае должен быть проведен серьезный экономический анализ, исходящий  из условий применения единого и прочих налогов в данном регионе, экономические показатели деятельности предприятия и условий соответствующего рынка

 

2.3. Патентная система

 

    Официальным  документом, удостоверяющим   право    применения субъектами малого предпринимательства  упрощенной  системы  налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один  календарный год налоговыми органами по месту постановки на организаций и  индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Патент выдается  при соблюдении следующих условий:

Информация о работе Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства